Как фотографировать и фотографироваться на отдыхе
© Артем Кашканов, 2010
Июль и август - долгожданная пора отпусков. Каждый проводит отпуск по-своему, но абсолютно у любого человека хотя бы раз в год появляется желание сменить обстановку - поехать в дом отдыха, на морское побережье, в горы, да куда угодно, лишь бы подальше от надоевшего быта. Фотоаппарат уже давно стал неотъемлемым атрибутом любого путешествия. Еще бы, приятно будет холодными зимними вечерами вновь окунуться, хотя бы мысленно, в теплые морские волны или побродить по летнему лесу, просматривая фотографии, сделанные во время отпуска. Как сделать так, чтобы ощущения от просмотра фотографий были наиболее приятными?
Что из фототехники, кроме самого аппарата, взять с собой в путешествие?
В первую очередь, зарядное устройство и дополнительный аккумулятор (если есть). Казалось бы банальная вещь, но находятся люди, который совершают такую ошибку и потом кусают локти. Проще, если аппарат работает от пальчиковых аккумуляторов, их можно заменить алкалайновыми батарейками, но это тоже вариант сомнительный - батарейки живут намного меньше современных аккумуляторов (срок их службы можно увеличить, по возможности отказавшись от просмотра фото).
Дополнительная флешка, хотя бы небольшого объема. Если нет своей, попробуйте взять взаймы у друзей. Вспомните про нее, когда в самый интересный момент экскурсии обнаружите, что на вашей флешке осталось место всего под 1 кадр. Флешки, кстати, по закону подлости, имеют обыкновение глючить и выходить из строя тогда, когда этого ждешь меньше всего (редко, но бывает). Знаю один случай, когда человек с фоторюкзаком пешком топал до водопада два часа, а когда достал аппарат и сделал первый снимок, он отказался сохранять его, выдав "CARD ERROR" (ошибка записи на флешку).
Комплект салфеток для протирки оптики. По тому же закону подлости, кто-то из ваших спутников обязательно умудрится взять аппарат так, что на объективе останется жирный отпечаток пальца. Пытаясь оттереть его подручными средствами (например собственной футболкой - многократно видел такое!) вы рискуете повредить просветляющее покрытие объектива.
Перечисленное выше - это необходимый минимум. Из дополнительной мелочи я бы настоятельно рекомендовал взять поляризационный фильтр, он позволит делать очень эффектные снимки в солнечную погоду. Если у вас зеркалка и несколько сменных объективов - берите по возможности все. Поверьте, за весь отпуск найдется хоть одна ситуация, для которой пригодится телевик, фишай, макрообъектив. Портретник как правило требуется гораздо реже - преобладающим направлением съемки во время отдыха является портрет во весь рост на фоне пейзажа, с которым лучше справится короткофокусный объектив.
Штатив необходим для ночной съемки, но в виду его габаритов и массы решение брать или не брать оставляю за вами. Я обычно не беру и использую для фиксации аппарата объекты на местности - валуны, деревья и прочие массивные неподвижные предметы. Прижав к ним фотоаппарат, при наличии определенной сноровки можно получать четкие снимки при выдержках до 1 секунды.
Как фотографироваться на фоне чего-либо?
Самое главное - выбрать такую точку съемки и фокусное расстояние (положение зума), чтобы и человек и фон (или интересный фрагмент фона) были в кадре по возможности полностью, но при этом бы не мешали друг другу. В то же время, число лишних деталей было бы сведено к нулю. По возможности обеспечьте, чтобы резкость была и на переднем и на заднем плане. На втором снимке задний план получился размытым - нужно было сильнее зажать диафрагму (скажем вместо F8.0 установить F16 или даже больше). Этот совет актуален только для зеркалок. На мыльницах все получается резко - и ближний план и дальний. При выборе ракурса старайтесь не помещать ключевой объект в центр кадра. Руководствуйтесь правилом "одной трети" - делите снимок на три части по горизонтали и вертикали и "притягивайте" ключевые объекты к пересечениям мнимых линий. Еще это правило называется правилом золотого сечения.
Как фотографировать на пляже
Особенностью любого пляжа является большое количество других отдыхающих, вольно или невольно стремящихся попасть вам в кадр. Однако есть средство даже на самом людном пляже фотографироваться "в гордом одиночестве". Это телеобъектив. Телеобъектив позволяет снимать крупным планом удаленные объекты. Но это, на самом деле, не главное. Главный плюс телеобъектива - при помощи него очень просто избавиться от лишних деталей в кадре, чтобы акцентировать внимание на самом сюжете. Возможна как постановочная, так и непостановочная съемка. Главное - поймать нужный момент.
Брррр!!!
Однако, увлекаться съемкой только фрагментов не следует. По таким фотографиям совершенно не ясно где вы находитесь - на берегу моря, или на пруду в деревне Гадюкино. Поэтому, съемки крупным планом следует разбавлять портретами во весь рост на фоне окружающей обстановки и просто пейзажными фотографиями. Иными словами - чередуйте жанры.
Как фотографировать в аквапарке
Аквапарк - излюбленное место семейного отдыха. При спуске с горок происходит выплеск положительных эмоций и грамотно сделанная фотография несет массу позитива! Особенно интересно рассматривать выражения лиц людей, скатывающихся с крутых горок. Однако, имейте в виду, съемка катающихся осуществляется с большой дистанции, поэтому для достижения хороших результатов телеобъектив (или "суперзум", как его часто ошибочно называют) обязателен. Желательно спуск с горки снимать в режиме спортивной съемки (серийная съемка со следящим автофокусом) - тогда уж точно хотя бы одна из 10 фотографий получится как минимум забавной. Особенно интересен момент вылета с горки, когда скорость большая, а эмоции переполняют!
Стоит предупредить, что такие сюжеты нужно снимать с выдержкой не длиннее 1/500 секунды, иначе люди, быстро скатывающиеся с горок будут выглядеть на фотографиях нерезко. Для достижения такой выдержки следует полностью открыть диафрагму. Если не помогает - то повысить чувствительность ISO. Хотя это и снизит в целом качество картинки, но тем не менее цель будет достигнута - ведь на этих снимках первичен сюжет, а не качество.
Кстати, в аквапарке не стоит зацикливаться только на горках, там как правило много других интересных вещей - фонтаны, бассейны, мостики, элементы ландшафтного дизайна - их можно и нужно использовать для фотосъемки. Не бойтесь экспериментировать, искать необычные ракурсы, в конце концов просто дурачиться - от просмотра таких фотографий вы получите потом намного больше удовольствия чем от "статичных"!
Разбор фотографий и отсеивание лишнего
Очень полезной привычкой является ежедневный просмотр отснятых за день материалов и удаление лишнего. Кто-то спросит - зачем что-то удалять, если места на карте памяти еще более чем достаточно? Резонно, но давайте представим, что вас пригласили в гости ваши знакомые, вернувшиеся недавно, скажем, с Черного моря. Пригласили чтобы пообщаться, передать вам привезенные сувениры, и, конечно же, показать фотографии. Вы, конечно расчитываете увидеть фотографии красивейших мест, какой-то местный колорит и т.д. И вот вы приходите к ним, и вам запускают слайд-шоу, которому нет ни конца ни края - по десять раз снято одно и тоже ("я на фоне магнолии"), часто попадаются фотографии без резкости, пересвеченные, с безнадежно заваленным горизонтом, с чужими спинами, случайно влезшими в кадр. Иными словами - не просмотр, а сплошное мучение! Причем ваши друзья почти уверены, что даже несмотря на массу явного брака это слайдшоу необычайно интересно и начинают пояснять, мол, вот тут мы были там-то, но все почему-то получилось нерезко. А еще спрашивают: "Как тебе эта фотография?" Отвечаешь: "хорошая", а про себя думаешь: "такая же как и десять предыдущих - ужасная!". Вобщем тоска! И критиковать не удобно.
Не повторяйте таких ошибок. Удаляйте все лишнее, по крайней мере при составлении слайд-шоу. А лучше - каждый вечер, возвратившись домой со съемок. Лучше показать сто отобранных качественных фото, чем тысячу "всего подряд".