В раздел "Статьи"

Canon EOS 250D – обзор возможностей любительской зеркалки

© Артем Кашканов, 2023

За последние 10 лет я сделал любопытное наблюдение – модельные ряды производителей зеркалок стали обновляться гораздо реже. За период 2001-2010 год Canon раз в год выпускал какую-то новую новую модель - как в полупрофессиональном, так и в любительском сегменте. В следующем десятилетии обновление модельного ряда заметно замедлилось. Canon EOS 100D вообще можно признать долгожителем  - он оставалась актуальным в своем классе с 2013 по 2017 годы, пока ему на смену не пришел 200D, который в 2019 годы уступил пальму первенства новинке Canon EOS 250D. Именно об этом фотоаппарате и пойдет речь в данном обзоре.

«Самая легкая в мире зеркалка»

Именно так написано на официальном сайте Canon. Действительно, вес 450 грамм для зеркалки выглядит очень скромно. Плюс еще грамм 200 весит китовый объектив Canon EF-S 18-55mm 1:4-5.6 IS STM, в итоге - 650 грамм. Не сказать, что пушинка, но по сравнению с полупрофессиональными и профессиональными камерами Canon EOS 250D действительно как минимум в 2 раза легче. Это позволяет данному фотоаппату успешно конкурировать по удобству в использования с беззеркалками.

Не секрет, что основным материалом корпуса является пластик - это уже стало нормой для любительской фототехники и сейчас уже никого не возмущает. Единственное ограничение - на этот фотоаппарат лучше не вешать тяжелую профессиональную оптику по 1.5 килограмма весом, так как чревато поломкой байонета. Впрочем, подавляющее большинство владельцев подобных камер обходятся "китовым" объективом или используют еще более легкие любительские фиксы.

Основные характеристики Canon EOS 250D

Здесь не произошло никаких революционных изменений по сравнению с общим уровнем развития любительских зеркалок:

  • матрица CMOS разрешением 24.5 мегапикселя с фильтром нижних частот, кроп-фактор 1.6, встроенная система очистки от пыли;
  • процессор Digic 8;
  • зеркальный видоискатель с 95% покрытием;
  • 9-точечнная фазовая фокусировка (центральный датчик крестообразный, остальные линейные);
  • в режиме Live View задействована фокусировка Dual Pixel Cmos по 143 точкам;
  • 4 стандартных режима замера экспозиции - оценочный, частичный, точечный, центрально-взвешенный;
  • диапазон выдержек - от 30 до 1/4000 сек, есть режим Bulb.
  • запись видео 1920 х 1080 до 60 кадров в секунду, 3840 x 2160 до 25 кадров в секунду;
  • поворотный сенсорный ЖК экран разрешением 1.04 мегапикселя диагональь 3 дюйма;
  • скорость серийной съемки - 5 кадров в секунду;
  • беспроводное управление по Wi-Fi и Bluetooth;
  • 1070 кадров на одном заряде батареи.

Вроде бы все очень похоже на предшественника 200D, но отличия все же есть:

  1. Поддержка видео в 4K;
  2. Автофокус Dual Pixel с отслеживанием глаз в режиме Live View.
  3. Значительно возросла автономность - до 1070 кадров.
  4. Появился микрофонный вход.
  5. Исчезли центральный синхроконтакт горячего башмака и подсветка автофокуса. 

Внешний вид, органы управления

Если сравнивать Canon EOS 250D с предшественником 200D, то основные внешние отличия следующие:

  1. Слегка изменилась форма корпуса, он стал более угловатый;
  2. С левого "плеча" исчезла кнопка активации связи со смартфоном;
  3. Исчезла кнопка подъема вспышки;
  4. Исчезла кнопка репетира диафрагмы;
  5. Уменьшилось количество режимов на диске управления режимиам;
  6. Исчезла лампочка подсветки автофокуса.

На задней панели количество физических органов управления сведено к разумному минимуму. Главный управляющий элемент - 5-позиционный навипад, с помощью которого происходит навигация по экранному меню. Кстати, кнопка SET - это единственный настраиваемый орган управления. Повесить какие-то свои настройки на другие кнопки не получится. Это минус.

Над навипадом достаточно крупная кнопка управления уровнем экспозиции. Кстати, экран сенсорный и можно выбирать нужные функции, тыкая пальцем по экрану - кому как удобнее.

Верхняя панель тоже вполне стандартна - переключатель питание/фото/видео, диск выбора режимов съемки, кнопка ISO, кнопка DISP, при помощи которой можно переключать отображение информации на экране, универсальное колесико установки параметров и кнопка спуска.

Те кто повнимательнее обратят внимание, что у горячего башмака исчез центральный синхроконтакт. Это значительно ограничивает возможности использования неоригинального внешнего светового оборудования и радиосинхронизаторов из-за отсутствия центрального контакта. Это ни что иное как попытка "подсадить" потребителей на оригинальные вспышки Canon Speedlite. Впрочем, среди целевой аудитории данной камеры едва ли найдется кто-то, кого это ограничение коснется - для студийной и репортажной съемки как правило используется техника несколько иного уровня.

Canon EOS 250D имеет достаточно удобный хват и лежит в руке вполне крепко и надежно. Области корпуса, контактирующие с ладонью имеют приятное на ощупь рифленое покрытие.

Видоискатель имеет относительно небольшие размеры, поэтому его можно использовать только для построения композиции. Для ручной фокусировки лучше прибегнуть к режиму Live View с увеличением области фокусировки, благо такая возможность есть.

Функционал Canon EOS 250D

Главные элементы цифровой фотокамеры - это матрица и процессор. Матрица в Canon EOS 250D используется та же самая, что и почти во всех кропнутых зеркалках Canon EOS – 200D, 77D, 800D, 80D. Это 24-мегапиксельный CMOS-сенсор с кроп-фактором 1.6 и низкочастотным фильтром. В фотоаппарате применен новый процессор Digic 8. Благодаря ему диапазон чувствительности ISO расширен до 51200 (по сравнению с 200D - у него максимальным значением ISO было 25600). Практический смысл этого расширения практически отсутствует, так как практически для всех современных кропнутых камер разумным максимумом чувствительности ISO является 3200 (а кому-то и этого много!). Еще у камеры очень неплохие показатели автономности - на одной зарядке аккумулятора можно сделать более 1000 снимков. Этого удалось добиться благодаря снижению энергопотребления.

Автофокус в фазовом режиме вызывает всего один вопрос – почему только один крестообразный датчик по центру? Кто мешал сделать боковые датчики тоже крестообразными? Один кресотообразный датчик был нормой в далеком 2010 году, но сейчас такая конфигурация выглядит недоразумением, вынуждая пользователя при ослабленном освещении прибегать к "дедовскому" методу фокусировки - поместить объект фокусировки в центр кадра, сфокусироваться, перекадрировать, дожать кнопку спуска. 

В режиме Live View автофокус заметно прибавил в своей скорости и точности за счет технологии Dual Pixel. Это значительно облегчает жизнь при фокусировке по экрану при съемке видео, либо при фотосъемке со штатива. Следящий автофокус в Live View стал более цепким, нежели у предшественника (200D). Есть полезная функция автоматической фокусировки по глазам. Фонарик для подсветки автофокуса отсутствует. Еще в Live View можно менять размер области фокусировки, либо расширяя до довольно значительной области, сжимая ее практически до точки - это очень удобно, когда нужно сфокусироваться на каком-то конкретном мелком объекте или фрагменте крупного.

Внедрение нового процессора открыло возможность записи видео в разрешении 4K - это с одной стороны шаг вперед, но есть три нюанса:

  1. Максимальная частота смены кадров ограничена значением 25fps - довольно скромно. При быстрых перемещениях камеры будут заметны характерные рывки.
  2. При съемке видео в 4K происходит дополнительный кроп картинки, то есть картинка снимается не со всей матрицы, а только с ее центральной части (картинка кропится примерно в 1.5 раза). Это сужает угол обзора и вынуждает снимать с большей дистанции.
  3. При видеосъемке 4К автофокус Dual Pixel не работает. Вместо него придется довольствоваться обычным контрастным автофокусом - медленным и ненадежным. 

Такое ощущение, что режим видео 4К добавлен в камеру только для маркетинговой галочки - он вроде как есть, но полноценно им пользоваться нельзя. Основным режимом видео в Canon EOS 250D остается Full HD.

Приятным сюрпризом для видеоблогеров будет наличие 3.5 миллиметрового разъема для подключения внешнего микрофона - такую опцию нечасто можно встретить на фотоаппаратах начального уровня! Это дает возможность писать звук гораздо более качественно, чем на внутрикамерный микрофон.

Механический затвор Canon EOS 250D отрабатывает выдержки от 30 до 1/4000 секунды, что достаточно для подавляющего большинства сюжетов. Для любителей ночной съемки есть режим Bulb (ручное управление выдержкой), но для этого нужно обзавестись пультом дистанционного управления. Также есть возможность в качестве пульта использовать смартфон. Ограничение минимальной выдержки 1/4000 секунды коснется прежде всего владельцев светосильной портретной оптики - для съемки днем на улице с открытой диафрагмой скорее всего придется обзавестись нейтральным серым фильтром.

Автоматический экспозамер работает по 63 областям, у пользователя есть возможность применять экспокоррекцию в пределах от -5 до +5 шагов. 

Фотоаппарат имеет встроенную вспышку с ведущим числом 9.4 Ее мощности достаточно чтобы получать правильно проэкспонированные фотоснимки в помещении среднего размера. Еще одно небольшое отличие от 200D - исчезла кнопка подъема вспышки. Теперь ее нужно поднимать вручную. Достоинство это или недостаток - сказать трудно, наверно больше дело привычки. Встроенная вспышка работает только "в лоб", для съемки в рассеянном отраженном свете нужна поворотная внешняя вспышка. Учитывая отсутствие центрального синхроконтакта у камеры, вспышка должна быть оригинальная.

Внутрикамерной стабилизации, которая относительно недавно начала появляться в продвинуто-любительских моделях Canon, в данной камере, к сожалению, не нашлось. Утешает лишь то, что большинство современных объективов Canon имеют встроенную оптическую стабилизацию. А еще есть возможность использовать цифровую стабилизацию, но при этом видео будет немного кропнутым.

Скорость серийной съемки составляет 5 кадров в секунду при использовании видоискателя и 3.5 кадра в секунду при использовании Live View и следящего автофокуса. Для любительской камеры, в принципе, нормально.

С точки зрения съемочного процесса Canon EOS 250D - камера "одной кнопки". Она рассчитана в первую очередь на фотолюбителей, снимающих в авторежиме (максимум - в программной экспозиции). Вероятно именно для них предусмотрен большой набор спецэффектов. Тем кто предпочитает использовать ручной режим будет не хватать еще одной "крутилки" - колесо только одно и оно управляет выдержкой. Чтобы выставить диафрагму, нужно крутить его, удерживая нажатой кнопку экспокоррекции.

Подведение итогов

Если сравнивать с конкурентами, в том числе с другими любительскими зеркалками Canon, EOS 250D - в целом ничем не примечательная камера, тем не менее, у нее есть ряд достоинств, выгодно отличающий ее от предыдущих моделей семейства.

Достоинства:

  • Компактные размеры, небольшой вес (для зеркалки) - такой же как у "малыша" Canon EOS 200D.
  • Большая автономность - больше 1000 снимков на одном аккумуляторе
  • Наличие микрофонного входа (актуально для видео)
  • Видеосъемка в FullHD 60 кадров в секунду с программной стабилизацией и реально работающим следящим автофокусом (фокусировка по глазам)
  • Плюс ко всему - поворотный экран. Все перечисленное выше делает камеру удобной для видеоблогеров (без претензии на 4К).

Спорные моменты:

  • Режим 4К-видео вроде как есть, но полноценно им воспользоваться не получится - стабилизация не работает, следящий автофокус медленный и неуверенный, плюс к обычному кроп-фактору 1.6 картинка обрезана еще в 1.5 раза
  • Крестовой датчик фазовой фокусировки только один - это может осложнить фокусировку через оптический видоискатель при слабом освещени

Недостатки:

  • Отсутствие центрального синхроконтакта у горячего башмака (актуально для любителей использовать неоригинальные вспышки)
  • Отсутствие подсветки автофокуса (сэкономили доллар на светодиодном фонарике на передней панели)
  • Малая гибкость в индивидуальной настройке (из назначаемых кнопок - только SET)

Можно, конечно, придраться к пластиковому корпусу, отсутствию пыле/влагозащиты, хоть обновленному, но все же устаревшему автофокусу и всему прочему - но не стоит сбрасывать со счетов, что это любительская камера  начального уровня, для которой такие компромиссные решения вполне допустимы и нормальны.

Еще можно бесконечно сравнивать эту камеру с более технически продвинутыми беззеркалками от Fujifilm, Sony, Micro 4/3 - но при всем при этом не забывать опять же об автономности. Беззеркалки в большинстве своем высаживают аккумулятор за 250-300 снимков. Зеркалка делает 1000 снимков! Неплохой аргумент для любителей походов и путешествий. А все что нужно для счастья нормальному фотографу (ручной режим и RAW) есть абсолютно во всех фотокамерах данного класса.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»