В раздел "Статьи"

Выбор любительской видеокамеры. Коротко о главном.

© Артем Кашканов, 2010

Данная версия статьи не актуальна. Рекомендую новую версию!

В этой статье я расскажу о том как надо и как не надо выбирать видеокамеру для любительской видеосъемки. Видеокамера уже давно перестала быть роскошью, сейчас ее может позволить себе любой человек. Зайдя в любой магазин бытовой электроники можно увидеть огромную витрину с видеокамерами. Как разобраться в этом многообразии и выбрать ту модель, которая подходит именно вам, при этом не переплачивая деньги за лишние навороты. Давайте попробуем разобраться. Сразу хочу предупредить, я не буду называть ни производителей камер, ни какие-то конкретные модели. Дело в том, что модельный ряд постоянно обновляется, уследить за всем невозможно. Но общие принципы остаются. О них и пойдет речь.

Какой тип носителя выбрать?

Современные видеокамеры могут записывать отснятый материал на носители разных типов - от магнитной ленты до встроенной в камеру флеш-памяти. Частое заблуждение покупателя (и даже некоторых продавцов-консультантов!!!) - если камера пишет на видеокассету, она не цифровая. Это не так.

Что делает камеру цифровой?

Прежде всего - способ представления данных при записи их на носитель. В аналоговой технике (аудио, видео) сигнал пишется на магнитную ленту "как есть". При цифровой цифровой записи происходит предварительное кодирование видео- и звукового сигнала по тому или иному алгоритму (несжатый AVI, Mpeg2, Mpeg4 и т.д.) и он записывается на носитель в виде "нулей" и "единиц". Носитель при этом может быть любой, в том числе и магнитная лента. При воспроизведении выполняется обратное преобразование, и нули с единицами преобразуются в аналоговый сигнал. По большому счету нет никакой разницы между кассетной цифровой камерой и HDD-камерой за исключением того, что в последней лентопротяжный механизм заменен на жесткий диск.

Основные достоинства цифровой записи:

  • Отсутствие потери качества при перезаписи.
  • Больший срок хранения записи.
  • Лучшая помехоустойчивость. Сигнал кодируется с "запасом прочности" (вводится избыточная информация, позволяющая восстановить сигнал до первозданного вида в случае небольшого физического повреждения носителя). Царапина на грампластинке вызывает щелчки при воспроизведении. Компакт-диск с царапиной воспроизводится без искажений.
  • Цифровой сигнал может быть записан на любой носитель информации - будь то магнитная лента, оптический диск, жесткий диск, флеш-память и пр.
Современные видеокамеры могут использовать 4 типа носителя информации:
  1. Магнитная лента
  2. Жесткий диск
  3. Флеш-память
  4. Оптический диск
У каждого типа есть свои достоинства и недостатки. Приведу их в таблице:
Тип носителя Достоинства Недостатки Кому подойдет?
Магнитная лента MiniDV: формат DV Единственный тип камер, на видео записывается без межкадрового сжатия - это положительно сказывается на качестве записи динамичных сюжетов. Камера удобна в длительных поездках - если кассета закончилась, можно купить еще. Видео вводится в компьютер в формате AVI, а его вопринимают все без исключения программы редактирования видео. Камеры MiniDV уходит в прошлое, их вытесняют флеш- и HDD-камеры. Ввод в компьютер "в реальном времени" - отсняли 5 часов, будете вводить в компьютер 5 часов. Компьютер должен иметь устройство сопряжения с видеокамерой (адаптер IEEE 1394). Не удобно искать на кассете нужный материал. Из продажи полностью исчезли, однако можно поискать б/у - за смешные деньги можно купить вполне приличный аппарат. Лучший "бюджетный" выбор в случае наличия компьютера и желания не только смотреть отснятое, но и монтировать. Адаптер IEEE 1394 можно купить в пределах 300 рублей.
Магнитная лента MiniDV: формат HDV Возможность съемки в HD-качестве (до 1080 строк). Запись происходит в сжатом формате Mpeg2 с постоянным битрейтом 25 Мбит/сек. Для домашней съемки неоправданно дорого (если покупать новую). Для профессиональной съемки, поставленной "на поток" - слишком муторно (из-за ввода в компьютер в режиме реального времени). Подойдет для "путешественников", если есть желание снимать в "высокой четкости" и не быть ограниченным во времени съемок (главное, запастись кассетами).
Флеш-память Компактность, небольшой вес, количество механических частей сведено к минимуму. Быстрый перенос отснятого материала на компьютер. Единственная камера, работающая бесшумно - у кассетных камер и камер с жестким диском шум лентопротяжноко механизма или звуки жесткого диска тоже записывается, правда различим лишь в случае съемки в абсолютной тишине (при использовании встроенного микрофона). Ограниченный объем флеш-памяти, высокая степень сжатия видео и как следствие - появление характерных "квадратиков" в динамичных сюжетах. Объема встроенной памяти не хватает, нужно докупать дополнительную карту памяти большой емкости, а это дополнительные расходы. В угоду компактности почти во все эти камеры устанавливаются маленький объектив (со слабыми оптическими характеристиками) и матрица маленького размера (1/6" - 1/8") с плохой чувствительностью, что заметно увеличивает шумность картинки. Для Youtube сойдет, но для профессиональной съемки - вряд ли. "Стильно, модно, молодежно"... Можно советовать тем, кому нужна компактность, за которую готовы пожертвовать качеством.
Жесткий диск Большее, чем у флеш-камер максимальное время записи. Меньшая степень сжатия видео, лучшее качество. Нет мороки со сменными носителями, объема жесткого диска как правило более чем достаточно. Соотвествует по качеству изображения кассетным камерам, однако, в некоторых случаях (особенно при съемке не в максимальном качестве) потеря качества картинки весьма ощутима - отчетливо видны характерные квадратики, особенно при съемке множества мелких движущихся объектов - ряби на воде, листвы на ветру - Mpeg-сжатие делает свое черное дело. При съемке в максимальном качестве - качество вполне приличное. Жесткий диск емкостью 30 ГБ при этом вмещает около 7 часов стандартного видео (PAL, 576 строк) или около 3.5 часов видео высокой четкости (Full HD, 1080 строк). Жесткий диск боится перегрузок и ударов. Максимальная длительность записи строго ограничена объемом жесткого диска. В настоящее время оптимальный выбор как для любителя, так и для профессионала. Однако, чтобы иметь возможность делать качественный монтаж будьте готовы к съемке только в максимальном качестве.
DVD Отсутствуют Один диск вмещает всего около 20 минут видео (при приемлемом качестве). Носитель уязвимый и дорогой. Много сложностей при монтаже. Если нет компьютера (или нет желания разбираться с ним), а есть только DVD-плеер.


После того, как определились с типом носителя переходим к рассмотрению других важных характеристик видеокамеры.

Стабилизация изображения

Большинство любительских камер снимают в разрешении 720*576 (формат PAL). Для этого разрешения теоретически достаточно 0.4 мегапикселя. Однако большинство камер имеют матрицы разрешением 0.6 мегапикселей и более. Лишние мегапиксели используются для электронной стабилизации изображения - компенсации тряски картинки, вызванной дрожанием рук оператора. Как это работает показано на рисунках 1 и 2:
1. 2.
Недостатком электронной системы стабилизации можно назвать то, что она приемлемо работает только при хорошем освещении, когда съемка кадров происходит с короткими выдержками (намного короче 1/25 секунды) и у системы есть время на принятие решения, в какую сторону сместить область считывания картинки. При съемке в темном помещении выдержка становится длиннее и стабилизация работает ощутимо хуже.

В более дорогих камерах используется оптическая стабилизация изображения. Ее принцип работы основан на использовании подвижных оптических групп в объективе, которые при изменении направления объектива изменяют свои оптические свойства и пытаются удержать картинку в пределах матрицы. Система оптической стабилизации дороже, но результат дает лучший по сравнению с электронной стабилизацией, особенно во время съемки при плохой освещенности.

Матрица

Как уже было сказано, для съемки видео в формате PAL достаточно разрешения 0.4 мегапикселя (если быть точным - 414720). Все, что больше - к качеству съемки отношения не имеет. Эти лишние пиксели используются для электронной стабилизации. Камеры с функцией фотосъемки также имеют матрицы увеличенного разрешения (до нескольких миллионов пикселей). Если в камере используется оптическая стабилизация, то как правило число пикселей равно необходимому для фиксации изображение (см. выше).

Матрица может быть одна или три. В любительских камерах испльзуется одна CCD-матрица, на каждом элементе которой установлены 3 светофильтра - красный, синий, зеленый. При обработке сигнала, принятого с сенсора происходит интерполяция, в результате которой определяется цвет пикселя.

В полупрофессиональных и профессиональных камерах используется схема с тремя матрицами (3CCD). Картинка с объектива попадает на специальную призму, которая раскладывает ее на три составляющие - красную, зеленую и синюю. Каждая составляющая попадает на отдельную матрицу. Такая система дорогая, но она обеспечивает лучшую цветопередачу, чем одноматричная. Подавляющее большинство камер 3CCD имеют оптический стабилизатор, а не электронный.

Очень важную роль имеет физический размер матрицы (в дюймах, а не в пикселях). Чем больше матрица, тем лучше цветопередача и качество съемки при плохом освещении. Размер матрицы указывается в дюймах. В последние годы наблюдается очень грустная тенденция - производители камер уделяют больше внимания не качеству съемки (собственно, тому, для чего камера предназначена), а "бантикам", и маркетологи эту идею успешно продвигают в массы. Ведь большинству покупателей все равно, матрица какого размера используется в видеокамере и каков ее динамический диапазон, им гораздо важнее наличие большого и яркого экранчика, возможности фотосъемки, большого зума и т.д. Большинство любительских камер (стоимостью вплоть до 1000 долларов) оснащают матрицами размером 1/8"...1/6". Такие камеры нормально снимают при дневном освещении, но стоит войти в полутемное помещение, качество картинки ощутимо страдает из-за шумов. Некоторые камеры имеют функцию подавления шума, но из-за этого ухудшается детализация изображения. Приобретая новую камеру любительского класса, увы, с этим приходится мириться. В более дорогих камерах ($1500+) используются матрицы размером 1/4"...1/3", у них качество картинки ощутимо лучше.

Фотосъемка видеокамерой - стоит ли игра свеч?

Многие видеокамеры позволяют делать фотоснимки. Но особого качества от них не ждите. В большинстве случаев фотографии сравнимы по качеству со снимками, сделанными мобильным телефоном. В первую очередь это связано с тем, что физический размер матрицы намного меньше, чем в фотоаппарате (даже в дешевом). Если у цифровых мыльниц физический размер матрицы находится в пределах 1/2.7" - 1/1.7", то у любительских видеокамер матрица имеет размер 1/8"...1/6" - разница более чем в три раза! Напомню, что чем меньше размер матрицы, тем хуже ее чувствительность. При столь малом размере матрицы практически неизбежно появление заметных шумов даже при дневной съемке на улице, не говоря уже про съемку в помещении.

Оптика

Зум

Зум равен соотношению максимального фокусного расстояния объектива и минимального. Минимальное фокусное расстояние как правило составляет 35-40 мм (в 35-мм эквиваленте). Чем больше максимальное фокусное расстояние, тем сильнее камера "приближает". Для повседневной видеосъемки вполне достаточно 10-кратного зума. Учтите, что при съемке с рук с большим приближением очень сложно удерживать картинку - даже незначительное дрожание рук вызовет сильную тряску изображения, от которой не спасет ни один стабилизатор. Особенно это актуально для миниатюрных камер. Если зум 20х, то успешно использовать его "на всю катушку" удастся лишь со штативом.

Реальную ценность представляет лишь оптический зум. В ценнике камеры как правило указывается "суммарный" зум. То есть оптический помноженный на цифровой. Иногда этот параметр достигает 300x и даже 400x! Это удочка маркетологов, на которую попадаются непросвещенные покупатели. Камера с зумом "400x" скорее всего имеет "всего лишь" 10-кратный оптический и 40(!!!)-кратный цифровой. В отличие от оптического цифровой зум представляет собой ни что иное, как программное растягивание центральной части картинки на весь экран. Степень этого растяжения может достигать 100 крат! Естественно, ни о каком качестве при этом речи идти не может. Картинка будет приемлимо выглядеть только на маленьком экранчике камеры. Просмотр на телевизоре протовопоказан. :) Цифровой зум иногда имеет свойство включаться без предупреждения когда оптический зум "кончился". Во избежание возможной порчи картинки из-за чрезмерного увеличения нужно отключить эту функцию раз и навсегда!

Светосила

Светосила определяет коэффициент пропускания света объективом. Чем она больше, тем лучше. Светосила обозначается как 1/F, где F - минимальное значение диафрагмы. Объектив со светосилой 1:1.4 "светлее", чем объектив 1:2.0. Как правило, чем больше зум, тем хуже светосила объектива. Рискну утверждать, что для повседневной съемки хорошая светосила гораздо важнее, чем большой зум. Чем "светлее" объектив, тем выше качество съемки при плохом освещении - камера со светосильным объективом продолжает снимать с минимальной чувствительностью, в то время как камера со стандартным объективом будет вынуждена увеличить чувствительность, что отрицательно скажется на качестве картинки.

Объектив видеокамеры может иметь резьбу для установки светофильтров. Это конечно хорошо, но в любительской съемке использование светофильтра явление редкое. Скорее всего вы не разу не воспользуетесь этой возможностью. На некоторых камерах есть механическая шторка, закрывающая объектив. Как правило у таких камер нет возможности использования светофильтров, но шторка позволит лишний раз по ошибке не схватиться за линзу, доставая камеру из сумки (обычная крышка имеет свойство иногда слетать с объектива).

Размер объектива имеет значение! Как правило, чем больше размер объектива, тем он качественнее. Объективы с большим диаметром чаще имеют небольшой зум (в пределах 10х), но по светосиле, четкости и "живости" картинки они существенно превосходят "дверные глазки" с 20-30кратным зумом. Имейте это в виду.

Просветление

Просветление - это тонкопленочное покрытие, нанесенное на линзы объектива, снижающее переотражение света от поверхностей линз внутри объектива, следствие которого - снижение контрастности и более тусклые цвета. Если посмотреть на объектив так, чтобы от него отражался какой-то источник света, можно заметить, что отражение в нем окрашено в какой-то оттенок. Синий цвет - стандартное 3-х слойное просветление со смещением в красную область спектра. Оно придает картинке чуть желтоватый оттенок. Красное просветляющее покрытие придает картинке голубой оттенок. Качественная оптика имеет просветляющее покрытие зеленоватого оттенка. Чтобы определить, какой оттенок будет придавать давать объектив картинке - сделайте в Фотошопе инверсию цвета просветляющего слоя.

Звук

Большинство камер записывают звук в 2-канальном режиме, однако распространение получают камеры с поддержкой записи звука 5.1 (актуально лишь для домашних кинотеатров с соответствующей конфигурацией). Единственное, о чем должен предупредить - по умолчанию качество звука может быть установлено низкое - 32 кГц, 12 бит/канал. При этом записанный звук будет иметь характерный "металлический" оттенок. Переключите запись звука в режим 48кГц, 16 бит/канал.

Функциональность - полезные вещи и "бантики"

Входы и выходы

Цифровой вход используется для записи видео на камеру. Зачем? Резонный вопрос. Основное применение - архивация уже смонтированных видеозаписей в несжатом виде (если речь идет о кассетной камере). 1 час несжатого видео занимает 13 гигабайт. Хранить такие файлы на компьютере нецелесообразно - занимают драгоценное место на жестком диске (который кстати может выйти из строя). Записать на DVD тоже не получится - слишком большой объем. Выход - записать фильм на видеокассету, а для просмотра оставить на компьютере или на DVD сжатую версию.

Некоторые камеры помимо аналогового выхода (как правило s-video) имеют и аналоговый вход, или выход, который может быть использован как вход. При этом часть камер могут передавать сигнал с аналогового входа на выход DV (так называемый "сквозной канал"). Это позволяет вводить данные с видеомагнитофона непосредственно в компьютер без предварительной записи их на кассету. Эта функция видеокамеры позволяет обходиться без устройства аналогового видеоввода. Она актуальна для тех, у кого имеется, например, домашний видеоархив, записанный на VHS-кассеты и есть желание перегнать этот архив в цифровой вид и вообще заниматься оцифровкой старых видеозаписей.

Органы управления

Удобство в использовании - очень важный параметр, про который часто забывают при выборе камеры. Бывает, что камера имеет все мыслимые и немыслимые функции, но снаружи имеет только одну кнопку REC и рычажок управления зумом (в частности этим грешат младшие Соньки). Чтобы получить доступ к другим функциям нужно облазить все меню. Во время съемки часто бывает не до этого - пока ищешь, к примеру, как поправить экспозицию, снимать становится нечего. Поэтому очень желательно, чтобы наиболее часто используемые функции были вынесены на корпус в виде кнопок или других органов управления. В числе этих функций - экспокоррекция, баланс белого, ручная фокусировка. Понятно, что у большинства современных любительских камер этого нет (раньше встречалось намного чаще), но если присутствует хотя бы часть того, что перечислено выше - это будет большой плюс!

Экран и видоискатель

С одной стороны, чем больше размер экрана, тем удобнее им пользоваться. Но экран потребляет дополнительную электроэнергию, сокращая время автономной работы камеры, поэтому чаще всего используется только для навигации по меню (в режиме съемки). Для этого совсем не обязательно иметь большой экран повышенной яркости и четкости, который стоит лишних денег. Видоискатель желателен цветной, он будет показывать не только яркость, но баланс белого - иногда очень полезно! Будет обидно, если материал окажется отснятым с неправильно выставленным балансом белого, но вы этого не заметили так как у камеры черно-белый видоискатель.

Ручной баланс белого

Некоторые недорогие камеры не имеют этой полезной функции. В следствие чего могут вылезти неприятные глюки при съемке в сложных для автомата условиях, например, при смешанном освещении. Не удивляйтесь, если лица людей приобретут желтоватый или синеватый оттенок. Вопреки распространенному убеждению, что при помощи компьютера можно исправить любую ошибку автоматики, должен сказать, что неверно выставленный при видеосъемке баланс белого исправить очень сложно, а порой невозможно. В отличие от фотоаппаратов ни у одной камеры съемки в RAW нет :) Ручной баланс белого помимо предустановок "солнечно", "пасмурно" и т.д. позволяет установить баланс белого для конкретных условий съемки. Для этого нужно навести камеру на белый лист (или белую стену) и зафиксировать баланс белого.

Ночная съемка, "0 lux"

Суть этой функции состоит в том, что при недостаточном освещении можно включить встроенный в камеру инфракрасный фонарик. В отличие от человеческого глаза матрица видеокамеры прекрасно "видит" в инфракрасном диапазоне. Однако цветопередача при этом становится просто ужасная. Если реально нужно снимать что-то ночью, лучше приобретите специальный галогеновый фонарь. Съемка в инфракрасном диапазоне - в большинстве случаев не более чем бесполезная игрушка.

Эффекты - ч/б, сепия, мультфильм, и т.п

Больше вреда, чем пользы. Вред в том, что если включите по ошибке (или забудете выключить), то оригинальную картинку восстановить уже нельзя. В то же время из нормальной картинки можно сделать ту же сепию в любом видеоредакторе.

Режимы воспроизведения SP/LP (для Mini DV)

В режиме SP (short play) на стандартную видеокассету можно записать 1 час видео. В режиме LP - 1,5 часа. Качество изображения при этом не страдает, однако не гарантируется воспроизведение такой кассеты на других камерах, а так же длительное хранение информации. Качество звука как правило урезано по сравнению с режимом SP. Видеокассеты не так дороги, чтобы их экономить, используйте режим SP.

Съемка в Mpeg4

Эта "модная фишка" присутствует в некоторых моделях камер, записывающих данные на жесткий диск или флеш-память. Качество изображения при этом ощутимо хуже, чем в Mpeg2, но файлы получаются более компактными. Большинство монтажных программ не умеют работать с Mpeg4 без дополнительных плагинов. Переплачивать за эту опцию не имеет никакого смысла - на компьютере можно сделать то же самое, причем совершенно бесплатно.

Порт USB на кассетных камерах

Не надейтесь использовать его для переброски видео на компьютер. Он служит лишь для доступа к карте памяти, если видеокамера может работать как фотоаппарат. Несмотря на то, что некоторые камеры имеют функцию перекачки видео по USB, это требует специального программного обеспечения и более требовательно к производительности компьютера, чем при использовании интерфейса IEEE1394 (FireWire).



Пока закончу. По мере прихода вдохновения статья будет дополняться.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»