Сравнение объективов Canon EF 24-105mm F/4L IS USM и Canon EF 24-70mm F/2.8L USM
© Артем Кашканов, 2012
Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаем разговор о выборе объектива. Сегодня речь пойдет о выборе высококачественного штатного зум-объектива для полнокадровой зеркалки Canon. Поскольку речь идет именно о полном кадре, круг кандидатов существенно сужается - многочисленные объективы Canon EF-S, о которых шла речь ранее на полном кадре использовать нельзя. Если копнуть вглубь истории, раньше семейство EF было куда более многочисленным, чем сейчас. В настоящее практически нереально найти новый штатный зум-объектив под полный кадр дешевле 800-1000 долларов. Но это уже серьезная "взрослая" оптика, почти всегда с красным колечком.
Сразу скажу, что если поискать среди б/у вполне можно найти объективы EF28-105, EF28-135, EF24-85 в хорошем состоянии по демократичным ценам, однако, скорее всего, эта оптика будет сдерживающим фактором, который не позволит реализовать потенциал полного кадра "на полную катушку". Именно по этой причине мы сузим область нашего анализа до двух объективов:
- Canon EF 24-105mm F/4L IS USM (далее - 24-105L), стоит около 30.000 рублей;
- Canon EF 24-70mm F/2.8L USM (далее - 24-70L), стоит около 45.000 рублей.
Оба объектива принадлежат к профессиональному классу, о чем свидетельствует наличие буквы L в индексе (от английского слова luxuary - "роскошный").
На первый взгляд, судя по обозначениям, объективы очень близки друг к другу - вроде как у одного чуть подлиннее зум и есть стабилизатор, у другого побольше светосила и стабилизатор, вроде как даже и не нужен. По качеству картинки они идентичны и очень хороши - это же "эльки!" Именно это и говорят продавцы в магазинах, которые, возможно знают об объективах только из рекламных материалов.
Лично я очень хорошо знаком с объективом 24-105L, поскольку являюсь его счастливым обладателем. Ничего нельзя сказать - замечательная линза. Но регулярно на фотобарахолках всплывают объявления - продаю 24-105L, куплю 24-70L. Я решил выяснить, в чем причина такого массового перехода и в который раз обратился к сайту www.photozone.de.
В данной статье будет приведено сравнение результатов лабораторных тестов объетивов 24-70 и 24-105 по дисторсии, виньетированию, разрешающей способности, хроматическим аберрациям. В конце статьи будут сделаны выводы, какой же объектив кому лучше подойдет.
Дисторсия (чем меньше, тем лучше)
Дисторсия - это искажение объективом прямых линий. Небольшая дисторсия выявляется только в лабораторных испытаниях. Если дисторсия более 1.5-2%, то она начинает проявляться на фотографиях в виде "кривых стен". Вот так повели себя объективы в тестах на дисторсию.
Как видим, 24-105 на коротком конце имеет очень сильную дисторсию -4.28%. По своему опыту подтверждаю, действительно, стены он гнет за милую душу. 24-70 также не отличается идеальной геометрией изображения на 24 мм, но ситуация ощутимо лучше, чем у 24-105.
По мере увеличения фокусного расстояния 24-105 реабилитируется и дисторсия становится приемлемой. Но, как ни крути, 24-70 выигрывает этот раунд. Счет 1:0 в его пользу.
Виньетирование (чем меньше, тем лучше)
Виньетирование - это затемнение углов на фотографии. Оно может играть как положительную, так и отрицательную роль. Часто "виньетка" становится одним из художественно-выразительных средств, помогая зрителю сконцентрировать внимание в центре кадра. Однако, виньетирование здорово осложняет жизнь любителям панорамной съемки, поскольку из-за него возникает "ступенька" яркости, от которой нужно избавляться в графическом редакторе. Причем избавиться от виньетки зачастую бывает намного сложнее, чем ее сделать, поэтому будем рассматривать виньетирование как отрицательное качество. Виньетирование измеряется в единицах экспозиции (EV). Если его значение оно более 1EV, оно уже будет ощущаться "в полевых условиях". испытания проводились в два этапа - на коротком конце (24 мм) и на 70 мм.
Виньетирование на коротком конце - одно из слабых мест у 24-105. Зажатие диафрагмы помогает, но не сильно. Даже при f/8 виньетирование остается весьма ощутимым. 24-70 показал себя крайне положительно. Ощутимое виньетирование проявляется лишь при полностью открытой диафрагме, а при закрытии ее до f/4 "виньетка" практически исчезает.
На 70 мм наблюдаем схожую ситуацию. 24-105 виньетирует так же, как 24-70 с диафрагмой на 1 стоп более открытой.
Счет 2:0 в пользу 24-70!
Разрешающая способность (чем больше, тем лучше)
Разрешающая способность в данном тесте измерялась количестве пар горизонтальных черно-белых штрихов, которые объектив мог отобразить на матрице. Проверка проводилась в три этапа - на коротком конце, на 70 мм, и на 105 мм (только для 24-105).
Первая диаграмма - разрешающая способность на коротком конце, которую показывают объективы при различных нзначениях диафрагмы: f/2.8 (только для 24-70), f/4, f/8.
Как видим, разница в разрешающей способности если и есть, то она минимальна, можно даже сказать, в рамках погрешности. Отсутствие графика 24-105mm, f/2.8 обусловлено тем, что у этого объектива невозможно открыть диафрагму до 2.8.
Следующее испытание - измерение разрешающей способности на длинном конце.
На диафрагме f/4 объектив 24-105 демонстрирует очень хорошую разрешающую способность в центре кадра, но края выглядят ощутимо мягче. 24-70 по центру менее резок, зато края прорабатывает ощутимо лучше.
При закрытии диафрагмы до f/8 разница в разрешающей способности между объективами сокращается, но все же выигрыш 24-70 выглядит очевидным.
При фокусном расстоянии 70 мм 24-105 проигрывает по разрешающей способности 24-70 на открытых диафрагмах, отставание более-менее сокращается лишь на диафрагме f/8.
Самая крайняя правая секция графика демонстрирует разрешающую способность объектива 24-105 на фокусном расстоянии 105 мм. График приведен с целью показать, что в отличие от многих бюджетных объективов, 24-105 обладает вполне рабочим фокусным расстоянием 105 мм.
По результатам этого испытания, счет становится 3:0 в пользу Canon EF 24-70/2.8L.
Хроматические аберрации (чем меньше тем лучше)
Хроматические аберрации - цветные каемки вокруг контрастных линий, например, веток на фоне неба. Хроматическим аберрациям наиболее подвержены объективы с большой кратностью зума. Данный опыт это подтверждает. На графике - средняя ширина хроматических аберраций в пикселях на разных фокусных расстояниях.
Хроматические аберрации у 24-70 стабильно меньше 1 пикселя, такие ХА на фотографии практически незаметны. 24-105 ведет себя неровно - ХА на коротком конце составляют 1.47 пикселя (это уже вполне различимо на фотографии), в середине диапазона ХА ощутимо уменььшаются, но ближе к 105 мм снова растут.
Лабораторные тесты окончены. 5:0 в пользу объектива 24-70!
Но, неужели мы позволим очень неплохому объективу 24-105 "продуть всухую?" Нет, не позволим.
Самое важное достоинство объектива Canon EF 24-105 - это его отличное "юзабилити". Давайте посмотрим, какие у него есть достоинства. Во-первых - это размеры и вес.
По своему опыту не могу назвать 24-105 пушинкой, но он ощутимо компактнее и легче, чем 24-70. В совокупности с более широким диапазоном фокусных расстояний это делает данный объектив очень привлекательным для любителей путешествий. Счет 5:1.
Объектив 24-105 имеет стабилизацию изображения, которая отсутствует у 24-70. Кто-то возразит - "зато у 24-70 больше светосила!". В принципе, они правы, но есть один нюанс. Светосила у 24-70 больше всего на один стоп, в то время как стабилизатор способен компенсировать 2-3 стопа экспозиции. Но, как бы ни хорош был стабилизатор, с ним можно снимать только статичные сцены. Если нужна возможность съемки динамичных сцен при плохой освещенности - выручит только большая светосила. Исходя из этого, явно определить, что лучше - стабилизация или светосила, невозможно, не зная целей, с которыми приобретается объектив. Для пейзажа лучше стабилизатор, для репортажной съемки - светосила. Поэтому в этом споре нет ни победителей, ни проигравших.
Камнем в огород 24-70 будет еще одна проблема, связанная с кривизной поля фокусировки. Она была описана ранее в статье Тест объектива Canon EF 24-70mm f/2.8 USM L. Вкратце расскажу о сути проблемы.
Как известно, изображение, формируемое объективом на выходе не является идеально плоским, а скорее, представляет фрагмент сферы. Центральная часть этой выпуклой поверхности (если смотреть со стороны объектива) касается плоскости матрицы, поэтому в центре картинка получается самая четкая. По краям же кадра существует некий зазор, из-за картинка получается не такая четкая - она не в фокусе (самую малость!) Однако, при закрытии диафрагмы увеличивается ГРИП, поэтому четкость по краям кадра возрастает.
Источник - www.photozone.de
Логично будет предположить, что чем больше кривизна поля фокусировки (field curvature), тем сильнее объектив "мылит" края кадра. У каких-то объективов степень кривизны меньше, у каких-то больше. К сожалению, Canon EF 24-70/2.8L относится именно ко второй категории. В связи с этим возможны неприятные сюрпризы, например, при пейзажной съемке. Рассмотрим пример (пояснения под фотографией).
Источник - www.photozone.de
Снимок был сделан на фокусном расстоянии 24 мм с диафрагмой 10. Когда автофокус наводился на бесконечность (infinity), объекты на переднем плане по углам кадра оказывались излишне размытыми (см. кропы ПОД фотографией).
Стоило же сместить точку фокусировки ближе, все сразу становилось на свои места - резкость была и на переднем и на заднем планах (см. кропы НАД фотографией) - и центр и края матрицы попали в зону ГРИП.
Таким образом, даже на коротком конце при зажатой диафрагме объектив иногда склонен "мылить" углы. Причина - кривизна поля фокусировки. Лечится это коррекцией точки фокусировки. Это не неисправность, а конструктивная особенность данного объектива, о которой необходимо знать.
У объектива 24-105 такой проблемы нет и это достаточный повод, чтобы "отыграть" один балл. Счет 5:2
Разумеется, нельзя оставить без внимания стоимость объектива, точнее, соотношение цена/качество. Canon 24-70/2.8L стоит 45000 рублей и имеет отличное качество изображения. Canon 24-105 немного уступает в качестве, однако стоит на треть дешевле! Это достаточный аргумент, чтобы начислить ему еще одно очко - 5:3! Свисток! Конец матча!
Canon 24-70/2.8L |
Canon 24-105/4L |
5 : 3
|
Да, Canon EF 24-105mm F/4L проиграл. Но счет не такой уж разгромный! Проведем краткий "разбор полетов"...
Canon EF 24-105mm F/4L
Это отличный объектив по соотношению цена/качество/возможности. Несмотря на все свои недостатки, он позволяет делать фотографии практически безупречного качества. Единственное, чуть больше придется повозиться с Лайтрумом, выправляя дисторсию и избавляясь от виньетирования с аберрациями (все это вполне возможно, если снимать в формате RAW).
Сильным аргументом в пользу 24-105 является его функциональность - удобный диапазон фокусных расстояний, постоянная светосила, неплохое размытие на длинном конце, мощный стабилизатор. Этот объектив можно смело рекомендовать для съемки практически любых сюжетов кроме репортажных при плохой освещенности - из-за недостатка светосилы придется излишне поднимать чувствительность и не факт, что ее хватит (особенно на старых аппаратах, из которых максимум что можно выжать - это ISO 1600).
Canon EF 24-70mm F/2.8L
Фотография - ваше все? Ваше призвание - репортажная и свадебная фотография? Тогда не пожалейте денег, он их стоит. Большая светосила - удовольствие недешевое, да и придется попотеть, таская на шее 2-2.5 килограмма (аппарат, объектив, вспышка), но замечательные снимки будут вам наградой.
Отличительная черта данного объектива - исключительная стабильность характеристик. На любом фокусном расстоянии и практически на любой диафрагме у вас будет стабильно четкая, чистая и качественная картинка. Приобретая такой объектив для репортажной съемки вы впоследствии сэкономите массу времени на обработке фотографий - дисторсия, вньетирование и аберрации у этого объектива малы настолько, что ими можно смело пренебречь (в большинстве случаев).
На длинном конце объектив также очень недурный портретник, он дает подчеркнуто резкий передний план и мякго и красиво (для зума) размывает задний.
В пейзажной фотографии объектив может подкинуть неприятный сюрприз на из-за кривизны поля фокусировки - на коротком конце в углах картинки может возникнуть неоправданная мягкость, когда снимается многоплановый сюжет с фокусом, наведенным на бесконечность.