В раздел "Статьи"

Покупаем подержанный фотоаппарат – что для этого нужно знать?

© Артем Кашканов, 2020

Так уже получилось, что в стране каждые 8-10 лет происходит какой-то катаклизм с экономикой, в результате чего курс доллара растет, вся зарубежная продукция дорожает, а зарплаты остаются прежними. В первую очередь подобные неприятности бьют по карманам фотолюбителей - фотокамеры и оптика и так стоят недешево, да еще и доллар дорожает. В итоге многие приходят к тому, чтобы покупать технику не новую, а подержанную.

Я уже больше года практикую такой подход - ищу на Авито интересные предложения, (сейчас это оптика Micro 4/3), покупаю их, тестирую, пишу обзоры. Если объектив нравится - оставляю его себе. Если по какой-то причине он не приживается - продаю за ту же цену, что и купил, ищу что-то ему на замену. То есть, в какой-то мере меня можно даже назвать "барыгой", но в отличие от них я не получаю от этой деятельности никакого дохода, просто мне нравится постоянно попробовать что-то новое.

За последний год я накопил изрядный опыт купли/продажи фототехники б/у. В основном сделки совершаются на Авито. В этой статье я поделюсь своим опытом - как отличить качественный экземпляр объектива или камеры от "видавшего виды".

Почему люди продают технику?

Подойдем к теме с другой стороны. Почему люди продают технику? Причин может быть несколько.

  1. Возможностей фотоаппарата или объектива перестало хватать и человек хочет купить что-то более серьезное.
  2. Есть категория потребителей, целью которых является обладание самыми современными устройствами, даже не смотря на то что новые функции им и не очень нужны. Они меняют технику как перчатки.
  3. Фотоаппарат был куплен (подарен), но применения ему не нашлось - человек поснимал чуть-чуть, понял что это ему не интересно и бросил.
  4. Фотоаппарат побывал в сервисном центре с какой-то проблемой. Обладатель стремится избавиться от него, опасаясь, что проблема сможет повториться.
  5. У фотоаппарата или объектива есть какой-то скрытый дефект и владелец не хочет морочиться с ремонтом, а просто продает его.
  6. Фотоаппарат много эксплуатировался, оказался близок к выработке ресурса, поэтому владелец принимает решение от него избавиться.

Самое печальное, что большинство продавцов вам не скажут истинную причину продажи ими товара. Все "косяки" будут скрываться до последнего и если их не выявить на осмотре, потом уже продавцу ничего не предъявишь. 

Внешний вид

Покупая архаичный Canon EOS 300D (или что-то вроде него), бесполезно искать экземпляр с безупречным внешним видом. Этим аппаратам на данный момент не меньше 15 лет, многим из них очень крепко досталось за свою жизнь. Тем не менее, пластиковый корпус, который в свое время отчаянно хаяли на форумах, оказался довольно прочным и максимум, что с ним могло произойти - с него в некоторых местах облезла краска, на рукоятке износилось резиновое покрытие. Это не страшно. Если же на корпусе виднеются явные сколы и/или трещины - скорее всего, аппарат роняли или на него что-то падало. Это уже нехороший признак.

Также не стоит покупать камеру, у которой проблемы с экраном - трещины, сколы пластика у механизма поворота и т.п. Даже если сейчас все нормально, любая трещина нарушает герметичность. В нее со временем попадает грязь, влага и как это повлияет на работу в будущем - предсказать невозможно.

О большом износе камеры может свидетельствовать стертый серийный номер. Он обычно наносится на стикер на нижней панели. Со временем он стирается.

Ресурс затвора

Одна из главных деталей фотоаппарате, подверженных износу - это затвор. Ресурс затвора официально производителем указывается, в основном, только для профессиональной техники. По некоторым непроверенным данным, у любительских зеркалок он составляет 50-60 тысяч срабатываний, у полупрофессиональных он больше - до 100 тысяч срабатываний, у профессиональных камер - от 200 тысяч срабатываний. При аккуратной и грамотной эксплуатации камеры живут намного дольше. Знаю свадебного фотографа, у которого Canon EOS 5D Mark II отщелкал миллион(!) кадров и затвор был вполне живой.

Если вы видите в объявлении фразу "использовался только для домашних съемок" и на скриншоте действительно небольшое число срабатываний затвора, не нужно сразу очертя голову хвататься за это предложение. Вполне возможно, фотоаппарат использовался для съемки видео. Нужно тщательно проверить матрицу на битые пиксели (они имеют свойство появляться из-за хронического перегрева), оцените состояние органов управления и уже тогда принимайте взвешенное решение.

Органы управления

Проверьте работу кнопок, дисков, колес установки выдержки, диафрагмы. Я уже несколько раз сталкивался с неисправностью этих элементов у камер Olympus (прошу не раценивать как антирекламу, возможно просто совпадение) - диск работал с пропусками. Думаю, у других камер бывших в употреблении также может наблюдаться подобная неисправность. Если такая неисправность появилась, она скорее всего будет прогрессировать. И лечится она не протиркой или смазкой диска WD-40 (даже такое советуют!!!), а заменой его на новый с полной разборкой/сборкой камеры - это долго и дорого. И не каждый мастер возьмется за это - проверено на собственном горьком опыте.

Аппарат разбирался?

Если аппарат побывал в сервисе, на нем как могут остаться наклейки с написанными от руки номерами. Обычно их клеят на внутреннюю поверхность крышки аккумуляторного отсека, отсека для карты памяти. Еще о процедуре сборки/разборки подскажет состояние винтов корпуса камеры - с завода они идут крепко завинченными и чтобы свернуть их приходится прилагать значительное усилие, из-за которого шлиц винта немного деформируется.

Чем плох фотоаппарат, который разбирали? Да прежде всего тем, что это кот в мешке. Вы ни за что не узнаете от продавца 100% правду. Если техника ремонтировалась по гарантии, об этом должна быть отметка в гарантийном талоне. Но часто ремонтом занимаются частные умельцы. Ничего не имею против них, но иногда даже у опытного мастера возникает приступ криворукости! Помню у моего Canon EOS 5D года два назад отлетело зеркало. Я отнес его к одному из лучших мастеров в городе с множеством положительных отзывов. В итоге он мне это зеркало приклеил криво! Пришлось переделывать самому - отдирать и клеить заново. И получилось прямо. И аппарат до сих пор в боевом состоянии :)

Экзотические модели?

Иногда на рынке встречаются вообще раритетные зеркалки с необычными названиями - Canon EOS D30, D60 их часто по незнанию путают с более современными 30D, 60D. Это очень старые зеркалки, выпущенные в начале 2000-х годов.

Скорее всего они уже почти выходили свой ресурс и покупать их стоит лишь в том случае, если цена близка к нулю или хочется нажить себе головную боль в виде грядущей замены затвора при отсутствии запчастей в сервисных центрах (только под заказ за бешеные деньги). Сориентироваться в датах выпуска тех или иных моделей зеркалок поможет Википедия:

Еще немногие сейчас знают, что в природе существуют цифровые зеркалки Olympus и Panasonic. Формат у них называется "4/3". Не "Micro 4/3", а просто "4/3". Они были распространены в конце "нулевых", потом производители их "похоронили", начав выпускать беззеркалки Micro 4/3. Так вот эти аппараты тупиковой ветви до сих пор активно продаются на Авито (равно как и оптика для них). Купив такое чудо вы рискуете навсегда с ним остаться безо всяких перспектив апгрейда.

То же самое можно сказать про "мертвые" платформы - Nikon 1, Samsung NX, беззеркалки Pentax. Народ их в свое время напокупал, а потом производители прекратили поддержку этих систем. 

Битые и горячие пиксели

В любительских аппаратах допускается до 3-5 битых и горячих пикселей. В старых аппаратах их может быть больше. Горячие пиксели видны только при съемке с длинной выдержкой в виде ярких цветных точек. Битые пиксели - то же самое, что и горячие, только проявляются при съемке на любой выдержке. Чтобы выявить битые и горячие пиксели, переводим фотоаппарат в ручной режим и делаем снимок с закрытым объективом с выдержкой 2 секунды. Просматриваем полученное изображение в 100% масштабе и считаем "звездочки" (желательно это делать на экране компьютера) на черном фоне. Если вместо вместо небольшого "созвездия" мы видим целый "млечный путь" (то есть, битых/горячих пикселей слишком много), от покупки такого аппарата отказываемся. Битые/горячие пиксели можно "погасить", выполнив ремэппинг, но, зачастую, без помощи сервисного центра здесь не обойтись.

Правила покупки оптики б/у

  1. Оцените внешний вид корпуса объектива. По сути дела он на качество снимков не влияет, но если корпус имеет царапины, стертые надписи - признак того, что объектив много повидал на своем веку.
  2. Проверьте поверхности линз. Они должны быть идеально гладкими и прозрачными (чтобы не было намека на помутнение). Единичные царапины не так страшны, как часто об этом говорят — они на самом деле практически не оказывают влияния на качество картинки. Что нельзя сказать о мелкой сеточке микротрещин, которую можно легко нанести на линзу при неправильной чистке — такой объектив лучше не брать!
  3. Проверьте на наличие пыли внутри объектива. Пылинки также не оказывают существенного влияния на качество, но портят общий товарный вид. Если будете этот объектив когда-то продавать, будущий покупатель наверняка затребует сбить цену. То же самое требуйте от продавца.
  4. Механика зума и автофокуса должна работать ровно, без заеданий и посторонних звуков. Если закрались подозрения о том, что ей жить осталось недолго — лучше отложить покупку, иначе рискуете иметь дело с сервис-центром. А поскольку гарантия на б/у объектив наверняка уже закончилась, то придется ремонтировать за свои деньги. Стоимость ремонта объектива может оказаться дороже самого объектива!
  5. Хобот объектива в выдвинутом состоянии не должен иметь явного люфта. Это же касается колец зума и фокусировки.
  6. Растянутые резиновые кольца зума и фокусировке свидетельствуют об интенсивной эксплуатации. Кольца растягиваются из-за того, что впитывают жир с пальцев. Этот недостасток устраним замачиванием колец на час в ацетоне и последующей просушкой, но это еще один повод задуматься о целесообразности покупки.
  7. Проверьте работу стабилизатора. 
  8. Резьба для светофильтра должна быть целой, фильтр должен навинчиваться без заеданий и закусываний. Если резьба повреждена, объектив падал.
  9. Проверьте объектив на фронт/бэкфокус методика описана ниже.

Проверка на фронт/бэкфокус (только зеркалки)

Наиболее распространенные проблемы зеркалок - фронтфокус и бэкфокус. Если есть фронтфокус, фотоаппарат фокусируется ближе чем нужно. Если бэкфокус - дальше чем нужно. И то и другое плохо. Чтобы определить точность автофокуса, используем нехитрый прием - фотографируем линейку (или страницу с текстом) под углом 45 градусов. Наводим резкость на отметку, например, 10 сантиметров, и делаем несколько снимков (желательно со штатива). После этого смотрим на фотографии, куда реально навелся автофокус. Если отклонение в пределах 1 см, ничего страшного, если речь не идет о светосильном длиннофокусном объективе.

В большинстве фотомагазинов есть специальная мишень для проверки точности автофокуса. Она выглядит так:

На правом рисунке показано, как проявляет себя бэк-фокус в 1 см - резкость самой мишени ощутимо снижена. Съемка велась объективом Canon 85mm f/1.8. Данный промах оказался достаточным, чтобы отказаться от покупки этого объектива. Фронт- и бэкфокус могут проявляться по разному на разных объективах. Если у вас уже есть объективы, целесообразно проверить их все в работе с новой тушкой, чтобы не было потом мучительно больно. Кстати, этот совет применим как к б/ушным, так и к новым зеркалкам.

Для беззеркалок такой способ проверки применять бесполезно, у нее фокусировка происходит не по фазовым датчикам, а по матрице. Но в любом случае, оценить звук работы автофокуса и его точность нужно обязательно.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»