Почему фотографии получаются темными и бледными?

Автор: Артем Кашканов

почему фотографии на зеркалку получаются темными?

— Я всю жизнь фотографировал на мыльницы, решил купить новый фотоаппарат. По отзывам в интернете подобрал себе (без)зеркалку фирмы *** за 30.000 рублей. После первых снимков жутко разочаровался - фотографии получаются тусклые и нерезкие. Старая мыльница снимла лучше. Может быть, я что-то делаю не так? Или нужно покупать профессиональную технику за 100.000 рублей, чтобы получать хорошее качество фотографий?

Недовольный фотолюбитель

Подобные письма, комментарии и отзывы о технике на других сайтах мне приходится читать не то что регулярно, но иногда они встречаются. Попробую войти в положение "обманутых" фотолюбителей и спокойно объяснить, в чем кроется причина их проблем.

В основном на "тусклость", "блеклость", "рыхлость" картинки жалуются люди, купившие зеркалку после того как долгое время снимали на компактный фотоаппарат. Иногда даже присылали тестовые фотографии одного и того же объекта с жалобой - "мой старенький дешевый Самсунг снимал гораздо ярче, чем новый зеркальный Никон". Один раз даже прислали две фотографии красного ковра в упор со вспышкой - на мыльницу (яркую и цветастую) и на зеркалку (тусклую и унылую) :)

Чтобы лучше понять суть проблемы, приведу пару любительских фотографий. Они были сделаны примерно в равных условиях но с итервалом в 1 год - как раз в этот год я перешел с мыльницы на зеркалку.

Ниже приведены две фотографии, сделанные в одинаковых условиях (солнечный день), но на разные фотоаппараты - на мыльницу и на зеркалку.

Фото на мыльницу

Фото на зеркалку

Оба кадра были сняты в авторежиме, но разница буквально бросается в глаза! Мыльница дала гораздо более насыщенные цвета - даже слишком насыщенные, тем не менее, многим импонирует именно такая цветопередача. Сменив мыльницу на зеркалку в надежде получать еще более красивые и красочные фотографии такие фотолюбители часто испытывают разочарование.

В чем проблема?

В первую очередь, поговорим о такой вещи, как динамический диапазон. Это ни что иное, как способность камеры обеспечивать одновременную качественную прорпботку деталей и в тенях и в светах. Чем шире динамический диапазон, тем большее количество оттенков можно получить на фотографии. Более подробно о динамическом диапазоне и способах его расширения можно почитать здесь.

Вроде бы, хорошо, когда камера имеет большой динамический диапазон! Но, с другой стороны, за все приходится платить. Давайте проведем небольшой эксперимент.

Возьмем "тусклую" фотографию осеннего парка в пасмурную погоду и попробуем придать ей яркие "мыльничные" цвета. Оригинальная фотография сделана на беззеркалку Olympus E-PM2 в режиме программной экспозиции (P).

Съемка

Камера с большим динамическим диапазоном

В общем-то типичная ситуация - освещение хмурое, цвета преимущественно темные.

Камера с малым динамическим диапазоном

«Долой уныние!» Цвета стали ярче, но что произошло с небом?

Анализ

Для анализа уровня экспозиции снимка посмотрим на его гистограмму.

Попробуем ее расшифровать.

На гистограмме три ярко выраженных горки. Самая левая - это самые темные области (темно-зеленая листва, небольшой всплеск справа - желтые листья). Следующая горка - средние тона (более-менее светлые объекты, например, фонтан) и третья горка - небо. Гистограмма полностью уместилась в отведенный ей промежуток, который соответствует динамическому диапазону. Формально, фотоаппарат сделал все правильно (съемка велась в авторежиме).

Гистограмма яркого "лубочного" снимка приобретает такой вид:

Почему у гистограммы всего две горки, а не три? А вот почему!

На небе ставим крест, зато (есть такое плохое слово - «зато») получаем лучшую проработку теней.

В итоге мы имеем приемлемо проэкспонированный передний план, но ради этого пришлось принести в жертву цвет и фактуру неба.

Коррекция и обработка

На самом деле, тусклые цвета - дело поправимое. В любом более-менее приличном редакторе есть функции регулировки яркости и контрастности, возможность осветления теней, после которой фотография приобретет вполне презентабельный вид:

Можно попробовать осветлить тени и на "мыльничной" фотографии, но небо от этого не появится, как не старайся. Оно было безвозвратно утеряно еще внутри фотоаппарата.

Надеюсь, данного примера достаточно, чтобы понять связь между динамическим диапазоном и такими параметрами как контрастность и насыщенность цвета. Пусть фотографии с зеркалок и беззеркалок иногда кажутся чрезмерно тусклыми и унылыми, но в них заложен гораздо больший потенциал по цветовой и тональной коррекции, чем в "ярких и цветастых фотках" с мыльниц.

— Я не хочу обрабатывать фотографии. Хочу чтобы они сразу были яркими!

Не вопрос! У любой камеры есть настройки стиля изображения. Вы можете увеличить яркость, контрастность, насыщенность, цветовой оттенок - уделите время прочтению инструкции к камере, там написано, как это сделать.

Пример:

Меню "Стиль изображения" в зеркалке Canon EOS 5D

Настройка предустановки "Стандартно"

Еще, я рекомендую воспользоваться следующими советами:

  • Не доверяйте экранчику камеры, он часто показывает фотографии красивее, чем есть на самом деле. Это маркетинговая уловка - придя в магазин за фотоаппаратом покупатель с большей долей вероятности купит тот, что покажет на экране более красивую и цветастую картинку.

  • Оптимальные настройки стиля изображения подбирайте опытным путем. То что прописано как "портрет", "пейзаж", "нейтральная" - далеко не всегда обеспечит тот результат, что вам нужен. Не стесняйтесь менять настройки этих стилей. Контролируйте результат на компьютере с хорошим монитором.

  • Не злоупотребляйте повышением контрастности - это может уменьшить динамический диапазон.

  • Чрезмерное увеличение резкости может повысить уровень шумов.

  • Не забывайте про баланс белого! Неправильная установка ББ может сильно исказить цветопередачу, поставив крест на всех ваших усилиях. Автоматический баланс белого корректно работает не всегда. Самый точный способ выставить ББ - воспользоваться специальной серой картой, либо крышкой объектива с белой матовой вставкой - для этого следует воспользоваться функцией "Ручной баланс белого" (читайте пинструкцию к камере).


    Крышка с матовой вставкой для установки ББ

  • Основной внутрикамерный инструмент, который позволит оценить, правильно ли вы все сделали - гистограмма. У многих аппаратов она может выводиться на экран до съемки. Не давайте ей "упираться" в сторону светов, иначе рискуете потерять небо (и другие светлые объекты). Лучше чуть недосветить снимок, чем его пересветить.

  • Воспользуйтесь функцией экспокоррекции, чтобы "загонять" гистограмму в отведенные ей рамки. Если снимаете в ручном режиме, функция экспокоррекции работать не будет - вместо нее корректируйте значение выдержки или диафрагмы.

Если все это вы считаете слишком трудоемким, либо, когда вам все это надоест, попробуйте снимать в RAW и потом в спокойной обстановке приводите цвета и уровни к желаемому виду на компьютере.

p.s. Что такое RAW и какие преимущества он имеет перед JPEG, читайте в Фотоучебнике.

Поделившись ссылкой на сайт в социальной сети вы поможете мне в продвижении и развитии проекта!

Обсуждение публикаций сайта и общение на фототемы в группе Вконтакте. Присоединяйтесь!

Политика сайта

Все, что написано на сайте является субъективным мнением автора. Я не вступаю в полемику относительно правильности своей точки зрения. Если вы используете мои рекомендации, вы действуете на свой страх и риск.

Материалы на сайте защищены законом РФ об авторских правах. Перепубликация материалов сайта без согласования с автором запрещена и будет преследоваться по закону!

Реклама на сайте отображается автоматически в соответствии с вашими интересами. Для определения интересов рекламными сервисами используются cookies.

Контакты

Если вы заметили на сайте неточность или хотите высказать свои пожелания – присылайте их по электронной почте: kashkanov_as@mail.ru

Если вам нужна консультация по выбору фототехники – я такую услугу более не оказываю. Вы можете задать свой вопрос в группе Вконтакте, но я не гарантирую что ответ на ваш вопрос будет оперативным.

Статистика сайта:

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования