Как записывать видео с телесуфлером - инструкция для преподавателя
© Артем Кашканов, 2020
Эта краткая инструкция предназначена прежде всего для преподавателей, которым предстоит записывать свое выступление (видеоурок) с использованием телесуфлера. Напомню, что телесуфлер - это прибор с наклонным полупрозрачным зеркалом, на котором отражается текст и за которым скрывается объектив камеры. Со стороны диктора это выглядит как небольшой экран с медленно ползущим текстом.
Эта штука безумно удобна, поскольку позволяет писать одним дублем весьма длинные выступления. Но это не значит, что к этим выступлениям не надо готовиться. Я представляю вашему вниманию чеклист, по которому нужно пройтись, прежде чем вставать перед камерой.
1. Подготовить текст
Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Стилистика текста должна быть максимально приближена к разговорному, чтобы у зрителя по максимуму создавалось впечатление, что человек в кадре говорит от себя.
Телесуфлер показывает голый текст безо всякого форматирования
Нет никакого смысла заниматься украшательством - при переносе на телесуфлер все это станет "простым" текстом без форматирования. По этой же причине из текста нужно убрать таблицы - телесуфлер их просто не воспроизведет, да и как вы их будете озвучивать? Таблицы и графики оставляем для слайдов экранной презентации. То же самое касается картинок.
Не перегружайте текст заумными речевыми оборотами
Постарайтесь исключить длинные списки с регулярно повторяющимися кусками текста. При произнесении вслух такие тексты воспринимаются как пластинка, которую заело.
По максимуму исключите труднопроизносимые слова, на которых велик риск запнуться или прочесть их не так как надо. Прежде чем отдавать текст в работу, прочтите его вслух - я уверен, что многое захочется исправить:
"Эффективное решение модели электронного правительства требует решения трех ключевых задач. Первая задача - информатизация органов власти. Включает: построение информационно-коммуникационной инфраструктуры; автоматизацию административно-хозяйственной деятельности; внедрение систем внутриведомственного документооборота;"
В этом коротком отрывке реального выступления присутствуют как минимум три проблемы:
- Тавтология - слово "решение" повторяется два раза в одном предложении. Также рядышком еще одна тавтологиа "задача - задача".
- Слово "информационно-коммуникационной инфраструктуры" очень трудно быстро произнести с первого раза - она напоминает скороговорку типа "рододендроны из дендрария" или "еду я по выбоине, из выбоины не выеду я". Зачем вставлять в текст такие фразы, которые мы обычно вслух не произносим?
- Структура предложений с двоеточьями и точками с запятыми очень затрудняет управление интонацией, не хватает слов-связок.
Давайте попробуем оптимизировать этот текст:
"Эффективная реализация модели электронного правительства требует решения трех ключевых задач. Во-первых - это информатизация органов власти. Она включает в себя три подзадачи - построение информационной инфраструктуры, автоматизацию административно-хозяйственной деятельности и внедрение систем внутреннего документооборота".
Согласитесь, читать оптимизированный текст стало ощутимо комфортнее, чем исходный вариант. Можно заметить, что некоторые длинные и умные слова заменены на более короткие и менее "научные", но это никак не повлияло на общий смысл предложения.
Как быть с цифрами и специальными обозначениями?
Следующий момент - цифры, даты, номера законов, распоряжений и других официальных документов. Как вам нравится такое:
п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010.
Слабо вам произнести это вслух на одном дыхании? А по другому нельзя - текст на суфлере ползет гораздо быстрее, чем мы его проговариваем, ибо надпись составляет 58 непробельных символов, а произнести нам нужно не менее 140 - "Пункт два часть один статьи девять и пункт три часть один статьи девять Федерального закона номер двести десять ФЗ от двадцать седьмого июля две тысячи десятого года." За время, пока мы это читаем, текст начнет уезжать за пределы экрана, в итоге нам придется сильно ускорить чтение, что отрицательно сказывается на дикции и ухудшает восприятие информации.
Я не говорю, что нужно полностью исключить такие "неудобные" комбинации букв и цифр, зачастую это невозможно, особенно если мы имеем дело с видеоуроками на юридическую тематику. Но вполне разумно их по максимуму вычеркнуть из текста и перенести на экран презентации в виде надписей, а при выступлении сказать - "согласно указанным на экране пунктам закона 210-ФЗ, ..." и перечислить то, что должно происходить в соответствии с этим законом.
2. Подготовьтесь сами
Имейте в виду, что телесуфлер будет стоять от вас на расстоянии не менее 2 метров, а текст на нем достаточно мелкий. Он хорошо читаем, если у вас нормальное или чуть ослабленное зрение, но если у вас ярко выраженная близорукость, обязательно возьмите очки. Нет, можно конечно подвинуть камеру ближе и сделать текст крупнее, но будьте готовы к тому что:
- На видео вы будете выглядеть совсем не так, как привыкли видеть себя в зеркале - при съемке с близкого расстояния широкоугольный объектив искажает пропорции;
- Чем крупнее текст, тем меньше его будет у вас перед глазами и тем более рваный будет темп (длинные слова будут переноситься на следующую строку и время прохождения их по экрану будет в 2 раза больше). Есть риск вместо спокойного и выразительного повествования записать сбивчивый "бубнеж", который потом никто смотреть и слушать не будет.
Перед записью приведите свой внешний вид в порядок. Если опаздывали и бежали на съемку, отдохните и отдышитесь, иначе лицо будет красным и блестящим от пота - вы действительно хотите в таком виде предстать перед интернет-аудиторией? :)
Что касается одежды - все зависит от фона в студии, здесь стоит проконсультироваться с тем, кто будет вас снимать. Общая рекомендация одна - старайтесь не одевать одежду в мелкую клетку или полоску. Из-за особенностей строения матрицы фото/видеокамеры возможно появление муара (иногда даже цветного) на вашем строгом пиджаке. Имейте в виду, что к вам будет прикреплен петличный микрофон, поэтому лучше выбрать такую одежду, к которой это легко сделать, например - гораздо проще микрофон прикепить на лацкан пиджака, чем на абсолютно гладкую рубашку.
Определитесь, как вам удобнее записываться - стоя или сидя за столом. От этого будет зависеть расстановка мебели и оборудования в студии. Как лучше или хуже - зависит от ваших личных предпочтений, но как показывает практика, когда человек стоит, видео получается более живое и непринужденное - вероятнее всего из-за возможности жестикуляции, например указывать рукой те места, где после монтажа будут отображаться надписи. Когда человек сидит перед камерой, он воспринимается скорее как телевизионный диктор, а не как преподаватель.