Cчитается, что пасмурный день - худшая погода для съемки пейзажа. До недавнего времени я разделял эту точку зрения и старался подгадывать пейзажные фотосессии в дневное время именно под солнечную погоду с незначительной облачностью. В такую погоду небо получается наиболее фактурным, плюс ко всему, в солнечную погоду можно использовать поляризационный фильтр, что придает пейзажу нарядный и даже немного "открыточный" вид.
Часто бывает, что погода по выходным не балует нас солнцем. Уже много раз замечал закономерность - по будним дням стоит яркая солнечная погода, а в пятницу под вечер небо затягивает плотным слоем облаков, как назло! И прогноз на выходные - пасмурно и дождь. В начале это воспринималось мной как повод вообще не брать с собой фотокамеру на дачу (именно там происходит большинство фотосессий), но с появлением компактной беззеркалки, камера под рукой у меня всегда. Благодаря этому, я с радостью для себя открыл, что в пасмурную погоду пейзаж тоже можно фотографировать весьма неплохо!
Сразу хочу сказать, что большинство фотографий, приведенных в этой статье были сделаны любительской беззеркалкой с китовым объективом, чтобы не было мыслей "на полный кадр такую картинку любой дурак снимет, а ты попробуй на любительскую камеру..."
Пейзажи, сделанные в пасмурную погоду более "настроенческие", чем в ясную погоду. На них нет кричащих цветов, все спокойно и естественно. Главное - все сделать правильно.
Настраиваем камеру
В пасмурную погоду освещение монотонное и однообразное, поэтому, с моей точки зрения, самым удобным является ручной режим. Для съемки пейзажа зажимаем диафрагму до F5.6...8, устанавливаем чувствительность ISO в пределах 400 и подбираем выдержку таким образом, чтобы уровень экспозиции фотографии соответствовал тому, что мы видим своими глазами. В то же время нужно следить, чтобы выдержка не была слишком длинной, иначе фотографии могут получаться не резко из-за шевеленки. То же самое можно сделать в режиме приоритета диафрагмы - кому как удобнее. Для приведения экспозиции в норму, возможно, придется прибегнуть к функции экспокоррекции (она будет оказывать влияние на выдержку).
Не нужно пытаться делать фотографию светлее и ярче путем увеличения экспозиции, из-за этого снимки выглядят пересвеченными и "белесыми". В первую очередь следите за светлыми участками и не допускайте их переэкспозиции. Тени на фотографиях с зеркалок и беззеркалок хорошо "тянутся" в Photoshop, особенно, если фото сделано в формате RAW.
Особенности пейзажной композиции в пасмурную погоду
В первую очередь обращаем внимание, что небо в пасмурную погоду бывает разным. Чаще всего небо просто светло-серое безо всякой фактуры. В этом случае брать его в кадр рекомендую по минимуму - оно ровным счетом ничего не даст композиции и будет восприниматься белой "дырой". К тому же, такое небо часто выпадает в белизну. В таких случаях верхнюю часть кадра лучше занять чем угодно другим - кронами деревьев (желто-зелено-красными), домами, чем-то еще.
Когда небо более фактурное, можно попробовать его тоже взять в состав композиции. Особенно хорошо смотрится небо в сочетании с отражением его в спокойной воде, причем в любую погоду. Желательно снимать в RAW, чтобы иметь больше пространства для "маневра" с уровнями в светах и тенях. При съемке следите, чтобы небо не оказалось "выбеленным" - при этом восстановить его фактуру будет трудно, а чаще всего - невозможно.
Как передать объем на фотографии в пасмурную погоду?
Поскольку нет солнца и теней, мы лишаемся одного самых популярных из художественных приемов - чередование света и тени. Это чередование позволяет эффективно разделять планы на пейзаже, тем самым подчеркивая его масштаб и объем. В пасмурную погоду такой возможности нет и объекты на разных планах пытаются "слипнуться" один с другим. Тем не менее, существует много других, не менее интересных способов, чтобы придать фотографии объем.
Малая ГРИП
Съемка пейзажа с малой глубиной резкости возможна только на светосильный фикс и полнокадровую камеру.
На фотоаппаратах с кропнутой матрицей и китовым объективом такие фокусы возможны только при съемке крупных планов - относительно небольшое фокусное расстояние и отсутствие возможности широко открыть диафрагму сужают наши возможности по управлению ГРИП. Тем не менее, во время прогулки по лесу можно наснимать вполне приятных для просмотра кадров.
Снимайте в светлой тональности
Темные объекты в кадре и в ясную погоду "утяжеляют" композицию, а в пасмурную вообще "давят". Ищите такие места съемки, где преобладают объекты светлые. Например, березовая роща. Еще замечательно смотрится на фотографии спокойная вода (без волнения).
Как видите, примеров интересных фотографий природы, сделанных в пасмурную погоду приведено немало, то есть, не так уж и плохи эти условия съемок! И это еще не освещена тема съемки во время тумана или дождя, экспериментов с боке, в конце концов, портретной съемкой на улице в пасмурную погоду. Эти темы оставим для дальнейших публикаций. Если же не терпится - попробуйте сами и поделитесь своими результатами в комментариях или Фотоклубе :)
Кроме того, если вы снимаете на зеркалку или беззеркалку в формате RAW, вы будете обрадованы, какой запас "прочности" имеют такие фотографии в плане обработки - вытягивания светов и теней, насыщения цветов и перевода в черно-белое. Лучше это, конечно, делать не в штатной программе, идущей в комплекте с фотокамерой, а в более серьезном RAW-конверторе, например, Adobe Photoshop Lightroom. Но это вы уже можете попробовать самостоятельно.
Удачных вам экспериментов!