В раздел "Статьи"

Стекло и железо: советская оптика сегодня

© Александр Минин, 2014

Автор статьи - Александр Минин

«Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР!»
(О. Газманов)

Большинство фотолюбителей могут повторить слова из песни О. Газманова. Советское прошлое, со всеми его атрибутами, прочно ассоциируется с детством и юностью, приобретая постепенно сказочные легендарные черты. Для фотографа СССР - это прежде всего советская оптика, наши «цейссы», «настоящие», «железные», не то, что современная китовая пластмасса. Настоящая статья не может претендовать на возможно полный и обстоятельный обзор огромной номенклатуры советских объективов для разных систем, это достойная тема для полноценной монографии. Цель данного материала – помочь начинающему фотолюбителю разобраться в особенностях наиболее популярных образцов, уяснить их достоинства и недостатки, обойти «подводные камни» совместимости с современными цифровыми «тушками». Это позволит избежать ненужных разочарований, ведь фотография должна приумножать счастье на Земле, дарить радость фотографу, моделям и зрителям. Так как старый объектив, как и любой предмет из повседневного быта, через десятилетия превращается в особый «артефакт», наделенный не только физическими свойствами, но и таинственным «духом времени», материал структурирован в соответствии с некоторыми образами советской эпохи, характеризующими и оптику.

1. «Солнечный круг, небо вокруг».

Советская оптика – это свет. С «темными» зумами нас познакомили позже. Слова детской песенки точно характеризуют рисунок семейства самых массовых советских объективов для зеркальных камер, названных в честь древнегреческого бога солнца – «Гелиос».

Все «Гелиосы» - классические шестилинзовые «Планары». Схема «Планар» была разработана П. Рудольфом для фирмы «Карл Цейсс Йена» в далеком 1896 г., раньше четырехлинзовых «Тессаров»(1902г.). Уступая «Тессарам» в резкости, «Планары» обладают более эффектным рисунком размытия, что цениться в портретной съемке. Правда, практика показала, что для реализации достоинств этой схемы необходимо использование высококачественного оптического стекла (с добавками лантана и т.д.) или включение специальных оптических элементов.

С 1920 г., когда истек срок патента доктора Рудольфа, схемы «Планар» и «Тессар» свободно продавались производителям оптики по всему миру и на данный момент самые популярные фикс-объективы являются их ближайшими родственниками. СССР купил у «Цейсса» сразу три схемы «Планар», «Тессар» и «Зоннар» в 1931 г. Разумеется, досконально повторить «цейссовскую» схему в объективе любого другого производителя невозможно, необходимо сделать перерасчет в соответствии с оптическими свойствами используемых материалов.

Хотя опытный «Гелиос-1» 50/2 был готов еще в 1937 г., советские конструкторы вели неравную битву с низкокачественным оптическим стеклом отечественного производства. В какой-то степени выручило послевоенное сотрудничество с немецкими «товарищами» - головное предприятие «Карл Цейсс Йена» оказалось в ГДР. Объективы «Carl Zeiss Jena Biotar 75/1.5» и «Carl Zeiss Jena Biotar 58/2» были пересчитаны профессором Д.С. Волосовым.

Первым серийным «Гелиосом» стал легендарный «Гелиос-40» 85/1.5. Неприятные отличия советского оптического стекла от оригинального Д.С. Волосов пытался компенсировать большим фокусным расстоянием, увеличенной толщиной линз и воздушных промежутков между ними. Это отрицательно сказалось на размерах и весе «Большого Гела» (больше 900 гр), не зря на «исторические» объективы этой серии штатно устанавливали крепление для штатива. Зато игра с аберрациями 3-го и 5-го порядков привела к удивительному оптическому эффекту: своеобразной кривой резкости по полю кадра, когда падение резкости идет не линейно от центра к краю – в центре кадра и по самым краям резкость хорошая, а между ними – провал.

С учетом выраженного виньетирования, кривая резкости подчеркивала фирменный «крученый» рисунок боке, что позволило «Гелиосу-40» разных модификаций завоевать славу лучшего советского портретного объектива, особенно подходящего для пластичного женского портрета. Кроме того, он использовался для технической съемки с осциллографов, на его базе был создан прибор ночного видения «Циклоп». Как оценить свойства железной легенды советского объективостроения сегодня? На сайте КМЗ приводятся данные измерений резкости «Гелиос-40-2» по советским методикам: центр 48 линий на мм, поле – 20, край – 34. (при этом в заводских ТУ указано центр – 36, край – 17). На сайте photozone.de размещен обзор «Гелиос-40-2» 1979 г. на кропнутой камере Pentax K-10D (кроп 1.5). Отметив исключительную прочность конструкции, способную пережить «Третью мировую», авторы в числе очевидных достоинств называют 10-ти лепестковую диафрагму, несущественное на кропе виньетирование (0,66 на открытой диафрагме), практически незаметную дисторсию – 0,1 %, великолепно подавленные хроматические аберрации (данные взяты с сайта photozone.de):

А вот характерная кривая резкости и на цифре резко ограничивает сферу применения «Большого Гела»:

Измерения проводились на 10-мегапиксельной камере с кроп-фактором 1.5, поэтому абсолютные цифры сопоставлять с кэноновскими тестами не корректно, но общая картина хорошо видна. На кропе резкость можно найти только в центре кадра (до диафрагмы 5.6), что с учетом мизерной ГРИП на 1.5 предъявляет очень жесткие требования к навыкам ручной фокусировки у фотографа. Но при успехе – оригинальный и узнаваемый рисунок «Гелиоса-40» позволит создавать художественные портреты с радостной, светлой картинкой. В советское время «Гелиос-40» выпускался только на заводе разработчике (КМЗ), что способствовало стабильному качеству, в двух модификациях, отличающихся только байонетом:

  1. «Гелиос-40» под байонет (резьбовое крепление) М39, диаметр светофильтра 66 мм.
  2. «Гелиос-40-2» под байонет (резьбовое крепление) М42, диаметр светофильтра 67 мм.

Цифровая техника и программы обработки фотографий подарили солнцеподобному «Большому Гелу» вторую жизнь, скорректировав некоторые его недостатки. Когда цена на вторичном рынке достигла 1000 долларов, потребность в объективах «с рисунком» была осознана даже эффективными менеджерами. В 2012 г. КМЗ возобновил производство легендарного объектива, несколько осовременив конструкцию: почти на 100 грамм снижен вес, так как отказались от крепления штатива, мультипросветление (чтобы всех запутать, решили не указывать это в названии традиционным индексом МС), с 2013 г. кроме байонета М 42 объектив производиться с байонетами C (Canon EOS) и N (Nikon mount F), хотя маркировка 40-2 и в последних случаях сохраняется: «Гелиос-40-2» (М42), «Гелиос-40-2C» (Canon EOS) и «Гелиос-40-2N» (Nikon mount F). Диаметр светофильтра у всех модификаций 67 мм. По отзывам, несколько улучшилась резкость, вероятно, столь низкокачественного оптического стекла сегодня не достать.

На роль штатника для зеркалок «Старт» и «Зенит» предназначался «Гелиос-44». Но в данном случае Д.С. Волосов имел меньше возможностей для маневра, так как полтинник должен быть маленьким и легким. Хотя по немецкому образцу пришлось и здесь увеличить фокусное расстояние – до 58 мм. Зато как и «Цейсс», первый «Гелиос-44» был заключен в красивый металлический корпус (белый) и обладал 13-ти лепестковой диафрагмой, благодаря чему фирменное «крученое» боке отличается еще и правильными дисками «бокешек». Объектив шел под байонет (резьбовое крепление) М39.

Дальнейшую эволюцию «Гелиосов-44» трудно оценить однозначным образом. С одной стороны старались удешевить и упростить механическую начинку, отказавшись от роскошной 13-лепестковой диафрагмы: на второй модификации «Гелиос-44м» диафрагма состояла из 8 лепестков, на последующих – из 6. Рисунок размытия стал чуть грубее. Зато перешли на более популярный байонет (резьбовое крепление) М 42 с моргающей диафрагмой (не актуально на системе Canon Eos)– все «Гелиосы-44» с буквой М вплотную к номеру, например «Гелиос-44м-2», однослойное просветление сменилось мультипросветлением – обозначение МС перед названием, например «МС Гелиос-44м-6», киевский завод «Арсенал» выделял буквы МС красным цветом. «Закрученное» боке сохранялось у всех модификаций, причем постепенно росла резкость. Современных инструментальных тестов по «Гелиосам» 44-го семейства найти не удалось, но ТУ Красногорского механического завода дают следующую картину:

Модификация Центр Край
1 Гелиос 44 35 14
2 Гелиос 44м-2 38 20
3 МС Гелиос-44м-4 41 20
4 МС Гелиос-44м-6 45 25
5 МС Гелиос-44м-7 50 30

Прогресс налицо, но массовый выпуск на нескольких заводах (кроме «головного» КМЗ «Гелиосы 44-го семейства выпускали Минский, Вологодский, Валдайский заводы) привел к очень сильному разбросу качества конкретных экземпляров, что подпортило репутацию «солнечного» объектива. Отличия в качестве могут превосходить отличия по ТУ.

Все «Гелиосы 44М» выпускались с байонетом (резьбовым креплением) М42, кроме «Гелиос 44-7» (без буквы М) – со специфическим байонетом только для камеры «Зенит-7». Но 58 мм не самое удобное фокусное расстояние для штатного объектива. В 1957 г. Д.С. Волосов рассчитал объектив по той же схеме и из обычного оптического стекла с фокусным расстоянием 52 мм. – «Гелиос-65», его выпускали на киевском заводе «Арсенал» для камер «Киев-10». Но показатели резкости оказались худшими из всего семейства – центр-35, край – 15. Только в 60-е гг. в СССР освоили выпуск лантанового оптического стекла – сверхтяжелый крон СТК-6 с аномальными показателями преломления. Сочетание крона в положительных (выпуклых) линзах и флинта в отрицательных(вогнутых) позволяло не только эффективно подавлять аберрации, но и обеспечивало высокую резкость при малой кривизне поля изображения. Первым серийным объективом с лантановыми стеклами был знаменитый Leitz Summicron 50/2. 1953 г., прародитель современных Leica Noctilux 50/0,95. Использование качественного стекла изменило ситуацию – новый МС Гелиос-81Н завоевал хорошую репутацию самого резкого объектива из семейства «Гелиос»: центр – 52, поле – 37, край – 27, сохранив «фирменный» рисунок, хотя и в меньшей степени. Объектив выпускали на киевском и уманьском заводах для зеркалок «Киев» в следующих модификациях:

  1. МС Гелиос-81Н 50/2 – с байонетом Н (Nikon mount F)
  2. Гелиос-81М 53/2– с байонетом (резьбовым креплением) М42
  3. Гелиос-Автомат 50/2 – со специфическим байонетом только для камер «Киев – 10» и «Киев -15».
  4. Arsat Н 50/2 – тот же МС Гелиос-81Н 50/2 после распада СССР.

Последней версией «Гелиоса» с наиболее интересным сочетанием оптических характеристик стал МС Гелиос-77м-4 50/1.8, производство которого началось в 1990 г. на Валдайском и Вологодском заводах, но продолжалось, к сожалению, недолго. Высокое разрешение (центр – 45, край – 25 линий на мм) сочетаются со светосилой 1.8, удобным фокусным расстоянием 50 мм и выраженным «крученым» боке. Его выпускали с байонетом (резьбовым креплением) М 42. Но сегодня это довольно редкий объектив. «Гелиосы» 44-ой, 77-й и 81-й серии обычно(!) шли под светофильтр 52 мм - очень популярный сегодня «китовый» размер, легко купить и фильтр и бленду. Но разные заводы (!), в разное время (!) выпускали партии «Гелиосов» разных модификаций (!) под светофильтры редкого диаметра 49 мм.

Еще в 80-е гг. КМЗ передал выпуск всех 44-х и 77-х «Гелиосов» другим предприятиям. Сейчас объективы этих серий не производятся. Благодаря распространенности и низкой цене некоторых модификаций, младшие «Гелиосы» лучше всего подходят для первого знакомства с советской мануальной оптикой и технических экспериментов – на их основе собирают монокли и другие очень специфические «творческие» объективы.

2. «Маяк индустриализации»

Советская оптика – это индустрия. Тяжелая и железная, без сложной автоматики и электроники. Такая – как популярные объективы «Индустар».

Объективы «Индустар» рассчитаны на цейссовской схеме «Тессар» (4 линзы в 3-х группах), которая привлекательна сочетанием высокой резкости и бликоустойчивости (даже без мультипросветления), простоты и не предъявляет высоких требований к качеству оптических материалов и прецензионности сборки – то, что нужно в стране, недавно прошедшей индустриализацию. С 1930 г. выпускалось огромное количество модификаций «Индустаров» под самые разнообразные фотосистемы. Советские «Тессары» красовались на байонете огромных крупноформатных камер ФКД (тех самых деревянных ящиков на треноге, с «птичкой» и фотопластинами 180 на 240мм – вот настоящий FF; камера сама по себе достойна упоминания в «Книге рекордов Гиннеса», так как выпускалась разными заводами с 1930 до 1987 года!!!); устанавливались на фотокинопулеметы советских истребителей, на проекционные камеры для съемки документов, на миниатюрные «бытовые» камеры и «спецтехнику» киевского «Арсенала», Феодосийский завод выпускал варианты для фотоувеличителей (с индексом «У»). «Индустары» шли в комплекте с дальномерными, зеркальными, среднеформатными и двухобъективными камерами (например, «Любитель-166»). Наиболее популярны зеркальные и дальномерные объективы «Индустар» 50-го и 61 семейства. «Индустар-50-2» 50/3.5 был рассчитан М.Д. Мальцевым в далеком 1953 г. как недорогой и компактный штатный объектив для камер «Зоркий» и «Зенит». Это «честный» советский кит – очень маленький (напоминает современные «блинчики»), легкий (менее 100 гр), с надежным «железным» конструктивом, со всеми положенными шкалами. Очень большой и плавный ход фокусировочного кольца обеспечивает точную фокусировку, 7-ми лепестковая диафрагма закрывается плавно, без фиксации.


Объектив Индустар 50-2. Образцы фотографий можно посмотреть здесь (ссылка откроется в новом окне).

Хотя в этом объективе не использовали специальные сорта стекол, он обеспечивает приличную резкость в центре кадра, не зря «Тессары» называют «Орлиный глаз»: по заводским ТУ центр – 38, край – 22 линий на мм. «Индустар-50-2» подобно «Гелиосам» подкручивает боке, хотя каким-то особо изысканным рисунком не обладает. Просветление линз – однослойное, в 50-гг. обозначалось индексом «П». Хотя его выпускали на КМЗ, Лыткаринском, Казанском и Феодосийском (вариант «У») заводах, из-за простоты схемы разброс в качестве не большой. Несомненно, это самый дешевый советский полтинник, который часто покупают для различных технических экспериментов, например для переделки в монокль. Однако, есть и подводные камни. Объектив выпускали долгое время для разных систем, причем стандарты маркировки несколько раз менялись:

1. «Индустар-50-2» 50/3.5 - для зеркальных камер под байонет (резьбовое соединение) М42.

2. «Индустар-50» 50/3.5 – для дальномерных камер под байонет (резьбовое соединение) М39. Без особых обозначений (индекс»Д»), обычно в белом корпусе. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции.

3. «Индустар-50У» 50/3.5 – объектив от фотоувеличителя под байонет (резьбовое соединение) М39. Самый маленький «Индустар», очень резкий, без кольца фокусировки. Самый дешевый. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. Чтобы сфокусироваться придется двигать саму камеру, как с макрокольцами.

Светофильтры. Маленький диаметр передней линзы и устаревшие стандарты сыграли над современными пользователями злую шутку – «Индустары-50» выпускали под разные размеры светофильтров, но все они весьма экзотические: 33,5 мм; 34мм; 35 мм. Были фильтры на резьбе, а были «нахлобучки». В любом случае, одетый светофильтр перекрывал доступ к кольцу управления диафрагмой.

«Индустар-61 Л/З» 50/2.8 МС– лучший советский «Тессар» по оптическим характеристикам. Был рассчитан Г. Слюсаревым и В. Соколовой в 1971 г., положительные линзы этого объектива выполнены из лантанового стекла (сверхтяжелый крон СТК-6, как у «Гелиоса-81», именно «Индустар-61 Л» был первым советским «лантановым» объективом). Это обеспечило выдающиеся показатели резкости – по ТУ центр-42, край – 30 линий на мм. Передняя линза объектива глубоко утоплена в оправу, что в сочетании с мультипросветлением обеспечивает приличную бликоустойчивость. Объектив не закручивает боке, но из-за своеобразной формы шести лепестков диафрагмы, на средних значениях, «бокешки» напоминают какие-то звездочки. «Индустар-61» выпускали разные заводы (КМЗ, Лыткаринский, Харьковский ФЭД) под разные системы, что на этот раз нашло отражение в маркировке:

1. «Индустар-61 Л/З» - для зеркальных камер под байонет (резьбовое соединение) М42.

2. «Индустар-61 Л/Д» - для дальномерных камер под байонет (резьбовое соединение) М 39. Продукция Харьковского завода маркировалась абревиатурой ФЭД. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как очень резкий макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции.

3. «Индустар-61 Л/А» - для зеркальных камер со сменным адаптером (хвостовиком) под байонет (резьбовое соединение) М42 или байонет Н (Nikon mount F). Светофильтры. Обычно (!) объектив «Индустар-61» шел под светофильтр популярного диаметра 52 мм, но иногда (!) – 49 мм. Это не всегда находило отражение в маркировке. Особняком стоит роскошный среднеформатный «Индустар-29» 80/2.8, с 11-ти лепестковой диафрагмой, качественным стеклом и специфическим байонетом В (СФ камера «Салют», должен быть и вариант для СФ «Киев» (байонет Б)). И чопорные владельцы «Хассельбладов» могут теперь приобщиться к советской оптике. Если достать редкий переходник, его можно установить и на полнокадровую и кропнутую зеркалку.

3.«Мы в космосе!»

Советская оптика – это космос. Она запечатлела белозубую улыбку Гагарина, видела обратную сторону Луны, напряженно всматривалась в звезды. Не случайно популярное семейство советских телевиков получило «космические» имена: «Юпитер» и «Таир». Эти объективы были рассчитаны по относительно «свежей» цейссовской схеме «Зоннар», разработанной Людвигом Бертеле в 1931 г. (4-8 линз в 3-х группах). За счет малых воздушных промежутков между линзами и малого количества групп эта схема позволяет создавать светосильные длиннофокусные объективы (или суперсветосильные полтинники) с отличными показателями контраста и резкости. Перерасчет на советское оптическое стекло был произведен на КМЗ М.Д. Мальцевым в 1948 г. на основе «Carl Zeiss Jena Sonnar 50/1.5 (схема была легально куплена СССР еще в 30-е гг., после войны развивалось «сотрудничество» с восточногерманскими товарищами).

Первый советский «Зоннар», «Юпитер-3 50/1.5 П» для дальномерных камер оказался не хуже именитого предка. Эффектный белый корпус с аккуратными шкалами, напоминающими «точное приборостроение», однослойное просветление (тогда у нас и это редкость), светосила 1.5, а 13-ти лепестковая диафрагма (с плавным закрытием без фиксированных положений) вместе с мизерной ГРИП наделила объектив чудесным «кремовым» рисунком размытия, вызывающим сегодня восхищение знатоков. Правда, объектив выдает средние показатели резкости: по ТУ центр-30, край-14 линий на мм. У «Юпитера» есть свой стиль, не похожий на «Гелиос». Правда, находил в Сети жалобы на не всегда корректную цветопередачу «Юпитера-3», все же он был рассчитан на черно-белую пленку.

Более распространен его «младший брат», «Юпитер-8 50/2» для дальномерных камер. Несмотря на некоторый «даунсайзинг» (вместо 7 – 6 линз в 3-х группах, меньше светосила, 9-ти лепестковая диафрагма) более дешевый и популярный «Юпитер-8» сохранил оригинальный рисунок размытия. Благодаря безупречно прочному корпусу и качественным линзам часто служит заготовкой для моноклей и другой оригинальной оптики. «Юпитер-3» и «Юпитер-8» выпускались КМЗ и Валдайским заводом «Юпитер» только в дальномерном варианте с байонетом (резьбовым соединением) М39. «Юпитер-8» встречается и с байонетом Contax-Киев. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив с красивым рисунком – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции. У объективов редкий диаметр светофильтра – 40,5 мм.

В СССР производили не только хорошие полтинники. 135 мм телевики «Юпитер-11» и «Юпитер-37» пользовались заслуженной славой и за пределами «социалистического лагеря». «Юпитер -11» 135/4 также был рассчитан М.Д. Мальцевым в конце сороковых годов и долгое время считался лучшим советским телевиком. Умеренный вес и размеры (всего 4 линзы в 3-х группах), прочный металлический корпус с блендой (редкость по тем временам; объектив был укомплектован и жестким футляром), однослойное просветление, сопровождались очень достойными оптическими характеристиками: по заводским ТУ резкость составляла центр - 42, край – 29 линий на миллиметр, 12-ти лепестковая диафрагма с плавной регулировкой позволяет получать характерный для семейства «Юпитеров» «кремовый» рисунок размытия. К сожалению, лепестки диафрагмы не всегда были зачернены, как и на других ранних «Юпитерах» у объектива не всегда корректная цветопередача.

В 1978 г. на Казанском оптико-механическом заводе началось производство его достойного преемника, рассчитанного по той же схеме (4 линзы в 3-х группах) – легендарного народного объектива «Юпитер-37 135/3.5». Выпуск был прекращен только в 2009 году, объектив активно экспортировался. Наверное, по соотношению цена/качество – это лучший советский объектив портретного и умеренного теле диапазона. Он относительно компактен и не тяжел (чуть более 400 грамм), по сравнению с предшественником выдает чуть лучшие оптические показатели: резкость по ТУ центр-45, край – 30 линий на мм, 12-ти лепестковая диафрагма с плавной регулировкой (удобно для видео) обеспечивает узнаваемое боке. Выпускались версии МС – с мультипросветлением. «Юпитер-37» комплектовался жестким футляром и металлической блендой, которую можно было одеть задом наперед. В 1979-80 гг. была выпущена специальная «Олимпийская» серия – с красивым футляром с символикой «Олимпиада-80», ценимая коллекционерами. Интересно, что первый оригинальный «Зоннар» в 1936 г. тоже вышел в «олимпийской версии», но не для широкой продажи. Остается сожалеть, что единственный сегодня отечественный производитель оптики КМЗ не порадовал нас к «Сочи-2014» объективом специальной серии. Последняя версия – МС «Юпитер-37АМ» имеет лишь косметические отличия. В целом, «Юпитер-37» борется с «Гелиосом-40-2» за звание лучшего советского портретника.

«Юпитер-11» и «Юпитер-37» выпускались под разные байонеты, что отмечалось в маркировке:

1. «Юпитер-11А» и «Юпитер-37А» - лучший выбор со сменным хвостовиком (адаптером). По умолчанию – байонет (резьбовое соединение) М42, но если его открутить и поставить кольцо из комплекта – получится байонет Н (Nikon mount F) с сохранением фокусировки на бесконечность, в отличие от безлинзовых переходников М42 - Nikon mount F. Можно найти кольца на М39 и байонет К (Pentax).

2. «Юпитер-11 Автомат» - со специфическим байонетом только для камер «Киев-10» и «Киев-15».

3. «Юпитер-37К» - под байонет К (Pentax). У всех версий популярный диаметр светофильтра 52 мм.

КМЗ с 1953 года выпускал еще один популярный «люксовый» вариант советского «Зоннара» со звездным именем – «Таир-11 135/2.8». Он был рассчитан Д.С. Волосовым и за очень хорошее сочетание конструкционных и оптических характеристик получил Гран-при на выставке в Брюсселе в 1958 г. К традиционно качественному корпусу и богатой комплектации (жесткий футляр, бленда и светофильтры), большому ходу кольца фокусировки (аж 360 градусов), достойной резкости (по ТУ центр-39, край-26 линий на мм), добавили роскошную 20-ти (да, да «двадцати») лепестковую диафрагму, что в сочетании со светосилой 2.8 обеспечило «суперкремовое» пластичное боке. Это и сегодня дорогой объектив, редко бывает в продаже. Его выпускали на КМЗ в двух версиях – под М42 и «Таир-11А» со сменным хвостовиком (адаптером) на разные системы. Диаметр светофильтра – 55 мм.

4.«Неформалы».

Как и в обществе строителей коммунизма, на полках фотомагазинов рядом с добропорядочными полтинниками находились настоящие нонконформисты, способные закрутить узлом каноны золотого сечения, часто отличающиеся необычным внешним видом. Рассмотрим несколько примеров специфических объективов, которые популярны сегодня для решения творческих задач.

Зеркально-менисковые объективы «МС ЗМ-5 СА 500/8» и его старший брат (судя по внешней мощи – братан) «МС МТО-11 1000/10». Поражает сочетание огромного фокусного расстояния (на кропе 1.6 в последнем случае – 1600 мм, если с телеконвентером, то можно и из дома никуда не выходить) и диафрагмы. Причем оба объектива имеют постоянную диафрагму (ее нельзя менять). Вес и размеры под стать фокусным: «МС МТО-11 1000/10» весит 2,5 кг (держать систему придется за объектив, а не за висящую на нем камеру) и напоминает гранатомет. Естественно, снимать возможно только на высоких ИСО или с очень прочного штатива, конечно, если Вы не занимаетесь в «качалке» как неформалы 80-х. Оригинальная конструкция (зеркала и линзы) привлекает окружающих –в центре передней линзы зеркало, полностью убирает хроматические аберрации и создает эпатажный рисунок размытия – бублики. Можно использовать для астрофотографии и творческих экспериментов. Диаметр светофильтров огромен – 130 мм. Из-за соответствия диаметра «трубы» с размерами кропнутой камеры, объектив может упереться в вспышку. Объективы выпускались либо со сменным хвостовиком под разные системв, либо под байонет (резьбовое соединение) М42.

Рыбий глаз. Благодаря выпуклой передней линзе и специально непогашенной дисторсии обеспечивает неформальный взгляд на привычные объекты: от любимой тещи до архитектурных ансамблей и интерьеров. В 80-е гг. в СССР наладили выпуск и циркулярного (изображение вписано в круг) «МС Пеленг 8/3.5 А» на Минском заводе и диагонального фишай-объективов (изображение по всему полю кадра) «Зенитар-16/2.8 МС» на КМЗ. Объективы очень компактные и недорогие, хотя отсутствие специальных элементов на сверхширокоугольнике не является достоинством, да и советское мультипросветление уступает современным покрытиям. Объективы пользуются популярностью и на полном кадре и на кропе. Хотя в последнем случае на «Пеленг» наступает «Самьянг» (меньше бликов и «Пеленг» на кропе чуть обрезает кадр). Светофильтры на переднюю линзу не устанавливаются (только на заднюю, входят в комплект). Оба объектива выпускаются и сегодня. «Пеленг» идет со сменным хвостовиком, «Зенитар» под резьбу М42, байонет С (Canon EOS), Н (Nikon mount F) и K (Pentax).

«Пердимонокль». Triplet Триплет 78/2.8 производства Минского завода пример того, как недостатки оптической схемы едва заметные на пленке только усугубились на цифре. Схема «Триплет» (всего 3 линзы) не может эффективно подавить различные аберрации, объектив дает странную картинку, напоминающую неудачный монокль. Объектив от фильмоскопа (шутка). Иногда культовыми становятся персонажи, превратившие свою непривлекательность и занудство в вид искусства, по примеру героини фильма «Служебный роман». Если скотчем примотать этот девайс к кольцу М42 и установить на зеркалку, качество картинки будет не сильно отличаться от дверного глазка, но вся харизма скрыта в по-советски поэтичном названии! В ответ на снисходительный вопрос «пафосного» фотографа «А ты на что снимаешь?», можно будет лениво бросить (на одном выдохе): «А я снимаю на «МП РСФСР ГЛАВУЧТЕХПРОМ Завод №6 77мм»! Красные (а равно золотые и зеленые) кольца сами отпадут с досады!

5.«Инерция»

Сегодня на территории России только КМЗ продолжает выпуск сменной оптики для зеркальных камер. Есть ли перспективы у отечественного мануала? На март 2014 года завод, кроме пленочных зеркалок «Зенит» и панорамных фотоаппаратов «Горизонт» производит 6 моделей мануальных объективов: «АПО Телезенитар 135/2.8» (единственный апохромат), легендарный «Гелиос-40-2 85/1.5», бюджетный «МС Зенитар-М 50/2» (штатник к пленочным «Зенитам»), «МС Зенитар 28/2.8», «МС Мир 20М 20/3.5» и культовый «МС Зенитар 16/2.8. Рыбий глаз». Все объективы выпускаются с резьбовым соединением М42, а популярные «Гелиос», «Телезенитар», «Рыбий глаз» и «МС Зенитар 28/2.8» и с байонетами C (Canon EOS) и Н (Nikon mount F), а «Зенитар 16» еще и с байонетом К (Pentax). За исключением «исторического» «Гелиоса», все остальные объективы были разработаны в 80-90-е гг., даже недавно запущенный в серию «МС Зенитар 28/2.8».

Каковы их рыночные перспективы? Прежде всего, отметим, что рыночная ниша у мануальной оптики сегодня есть, и не малая, о чем говорит успех «Самьянга», да и «Лейка» с «Цейссом» чувствуют себя уверенно. Однако, чтобы конкурировать с автофокусными «родными» объективами эта оптика должна занять совершенно особое место: либо «премиум» продукт с особо выдающимися оптическими свойствами, как «Лейка» и «Цейсс», либо совершенно оригинальные объективы («Ленсбэби»), либо объективы «не на каждый день» с очень привлекательным соотношением цены и качества («Самьянг»). Этот тезис опирается на структуру спроса: наибольшей популярностью из объективов КМЗ пользуются необычные объективы «с душой»: бестселлер «МС Зенитар 16/2.8. Рыбий глаз» с уникальным соотношением цена/качество (6300р против 45000р у Canon 8-16 2/8 L), на втором месте «Гелиос 40-2» с его неповторимым и узнаваемым рисунком (сравнить можно с Canon 85/1/2 L – 12700р против 72000р; Samyang 85/1.4 стоит 12 000р, но не обладает оригинальным рисунком размытия).

Попытка удешевления наоборот провалилась – пластмассовый «МС Зенитар-М 50/2» несмотря на цену в 1500 р особым спросом не пользуется, так как ни конструкционно, ни оптически не превосходит автофокусный Canon 50/1.8II. «МС Мир 20М» за 8600 р не может конкурировать с автофокусными «китами», рыночные перспективы «МС Зенитар 28/2.8», претендующего на роль широкоугольника или штатника на кроп выглядят туманно: широкоугольник без специальных элементов не может предложить современное качество картинки, а необычный рисунок размытия здесь цениться меньше. Canon 28/1.8 и Sigma 30/1.4 Art пока могут спать спокойно, хотя первому пора бы и обновиться.

Все же советская оптика, опираясь на цейссовские схемы, была не премиум, а добротным массовым продуктом, постоянно отставая в технологиях от передовых фирм примерно на 20 лет: мультипросветление, лантановые стекла, апохроматические элементы, расчет оптических схем с помощью ЭВМ. Уже Samyang, который когда-то попался на подделке фирменной продукции КМЗ (есть фотографии на заводском сайте, в Латинской Америке «неизвестный производитель» и сегодня продает мыльницы «Zenit») анонсировал «нанокристаллическое» просветляющее покрытие, а КМЗ так и остался с МС-технологией 70-х (ау, «Роснано»). Для выхода в массовый сегмент, необходимо преодолеть технологическое отставание, а не выжимать соки из советского наследия. Пока по сайту завода этого не видно. КМЗ пытается заниматься производством «нишевого» продукта для все более узкой аудитории.

На сайте «Lens club» анонсирован выпуск ограниченной серии «исторического» объектива – «линзы Петцваля» в аутентичном латунном корпусе, с набором сменных диафрагм (конструкция 40-х гг.XIX в.), известного своей необычной картинкой, следствие виньетирования и жуткой кривизны поля изображения, что позволяет снимать портреты «как в старом альбоме». Это хороший «имиджевый» проект. Но, даже организовав мастерскую по производству моноклей, КМЗ не сможет потеснить «Ленсбэби». На повестке дня, увы, «индустриализация».

6.«Брать или не брать?»

Брать. Но желательно соблюдение некоторых правил:

1. Следует четко сформулировать мотив – для каких целей Вы хотите приобрести советский объектив? Советская оптика обладает выраженным характером и покупать ее «на всякий случай» наверное, не стоит:

  • Хочу прикоснуться к советскому наследию - активное мифотворчество в этой сфере опирается на тоску по товарам отечественного производства и вообще по добротно сделанным вещам. Прикоснитесь, но будьте осторожны: разброс качества у старой техники велик, в понедельник утром на конвейер вставали явные агенты влияния. В механике могут быть люфты, отсутствие или переизбыток смазки (особенно у «Юпитеров»), пыль и стружка между линзами. Хотя при благоприятном стечении обстоятельств, прикосновение вызовет ассоциации с «вечной» продукцией ВПК.
  • Хочу получать качественные красивые снимки. Помните, что в оптике, как и в природе, все взаимосвязано. Красивый рисунок размытия является следствием неподавленных сферических аберраций, что снижает резкость, и наоборот. Несмотря на заимствование первоклассных схем, так и не удалось преодолеть технологическое отставание – «советский цейсс» в отличие от оригинала это массовый добротный продукт, не больше, но и не меньше. Если не требовать универсальности (от мануального-то фикса) и абсолютного качества (и бритвенная резкость и фирменный рисунок), эти объективы подарят Вам много положительных эмоций, следует только придумать сцены, раскрывающие характер старенького «Гелиоса» или «Юпитера».

2. Соотношение цены и качества. Хотя времена, когда «Индустары» продавали чуть ли не вразвес давно прошли, экземпляры в отличном состоянии редко продают меньше 100 долларов, прямых конкурентов практически нет. Бюджетная оптика универсальна, но не радует оригинальными оптическими характеристиками, премиальная оптика «с душой» стоит принципиально других денег.

3. Техническое обслуживание. Объектив «бальзаковского возраста» нуждается как минимум в чистке, замене смазки, юстировке. Лучше покупать старую оптику у мастера, для которого это вид бизнеса, чем с рук на толкучке, тем более ему нет резона «втюхивать» Вам какой-нибудь «Гелиос 81 Автомат» с очень специфическим байонетом. К тому же мастеру можно задать вопрос в надежде получить адекватный ответ (об обратном см. пост «перлы продавцов фототехники»). Я заказал свой «МС Гелиос-81 Н 50/2» по рекомендациям ресурса radojuva.com.ua - Александр [email protected] . Мастер живет в Киеве, объектив я получил в Санкт-Петербурге почтой через 10 дней. Объектив прошел ТО, все работает нормально. На avito обращайте внимание на объявления «распродажа коллекции объективов» - вероятно это для налоговой, «коллекция» все время пополняется, обычно этим занимаются достаточно серьезные люди.

4. Обходите стороной объективы с явными следами «механического воздействия»: сточенный байонет, разные пропилы, ампутированная прыгалка и т.д. - вероятно перед Вами жертва неудавшегося «пилинга», от которой стараются избавиться.

5. Совместимость. В СССР не выпускали оптику с байонетом Canon (Nikon - особый случай). Типы байонетов указаны в статье, но практически в любом случае потребуется переходник:

  • М39. Обычно на дальномерной оптике. Нужен переходник М39 – система, или комбинация М39 – М42+М42-система. Для Nikon потребуется переходник с корректирующей линзой, иначе не будет фокусировки на бесконечность.
  • М42. Обычно на зеркальной оптике. Нужен самый популярный переходник М42-система. Для Nikon потребуется переходник с корректирующей линзой, иначе не будет фокусировки на бесконечность.
  • А. Сменный хвостовик. Самый лучший вариант, облегчающий «стыковку» с любой системой. На хвостовике резьба М42, если поменять хвостовик на кольцо из комплекта (чаще всего байонет Н (Nikon mount F ), то можно использовать на камерах Nikon с сохранение фокусировки на бесконечность.
  • Н. Байонет Н (Nikon mount F ), на камерах Nikon сохраняется фокусировка на бесконечность. Для Canon необходим переходник Nikon mount F – Canon EOS или комбинация Nikon mount F – М42+ М42 - Canon EOS.
  • К. Байонет К (Pentax). Можно ставить на камеры Pentax, на остальные через переходник Pentax – система.

Все переходники можно приобрести (или оснастить) с т.н. «одуванчиком Лушникова» - чипом подтверждения фокусировки (у Nikon и экспозамера), что повышает оперативность при съемке. Рекомендую зайти на сайт самого изобретателя, Виктора Лушникова, filmprocess.ru, где можно уяснить принцип работы «одуванчика» и прояснить вопросы совместимости (говорят, не все одуванчики корректно работают с Canon 5 Mark 3…).

Вместо послесловия: Samyang имени С.А. Зверева или «ненастоящие» Зениты.

Источник: Zenitcamera.ru

Политическое и производственное крушение Советского Союза сделало «вакантными» целый ряд брендов со сложившийся репутацией, особо привлекательной для небогатых «развивающихся» стран. Желание застолбить освободившуюся нишу со стороны молодых «восточных» производителей, продукция которых еще не обладала ни особым качеством ни узнаваемостью на рынке способствовала традиционная политика министерства внешней торговли СССР по унификации заводских марок для иностранного покупателя. Независимо от завода изготовителя и «внутренней» маркировки, большинство зеркальных фотокамер шли на экспорт под наименованием «Zenit», а объективы – «Helios» или «Jupiter». Обозначение заводов не расшифровывались, а фирменные обозначения были понятны лишь спецслужбам и особо посвященным. Больше всего экспортировались объективы производства КМЗ. Первая «китайщина» была замечена еще в 80-е гг. Китайская камера «Seagull DF-2», выпущенная в начале 1980-х, производителем подложно маркировалась и как «ZENIT» (маркировку модели, видимо, подсмотрели у Nikon).


Китайская подделка под «ЗЕНИТ» — Zenit DF-2

В отличие от развалившийся советской промышленности, неизвестные «кустари с мотором» наладили массовое производство как пленочных мыльниц «Zenit»:


Плёночный компактный фотоаппарат Zenit Top-10 неизвестного производства


Плёночный компактный автофокусный фотоаппарат Zenit Top-35 неизвестного производства

Плёночный компактный фотоаппарат TopFun-DLX неизвестного производства, маркированный как Zenit

Так и цифровых:

Цифровой компактный фотоаппарат Zenit Digitop-30 неизвестного производителя, продававшийся в Чили и Аргентине в 2004–2005 годах


Цифровой компактный фотоаппарат Zenit Digitop-500 неизвестного производства, продававшийся в Латинской Америке в 2007 году

Особенно много подобных компакт-камер продавалось в 2000-х годах в странах Латинской Америки, где марка «ZENIT» была известной и популярной. Начинающие производители мануальной оптики использовали фирменную эмблему КМЗ для поддельной маркировки своих изделий:


Поддельный Helios Auto Zoom с эмблемой КМЗ (фото Павла Ермолаева)


Поддельный Helios Automatic (135 мм, 1:2,8) с эмблемой КМЗ

Основным, но не единственным, производителем подобной подложной продукции предположительно была южнокорейская фирма Samyang, которая «в начале большого пути» к мировой известности продавала свою продукцию под самыми разнообразными брендами. Английский дистрибьютер советской оптики «TOE», лишившись поставщика, первое время продавала доверчивым джентельменам изделия «неизвестного производителя» под маркой «Helios», но без фальшивого знака КМЗ:


«Не наш» объектив Helios 2,8/35 «Lens made in Japan»

Любопытно, что наименование «Zenith» на рубеже XX в использовала фирма «Kodak» для двух модификаций яшичных камер, а в честь «солнечного» бога был назван экспонометр «Zeiss» для камер «Contax» 30-х гг. «Гелиос» и «Зенит» до сих пор любимы и узнаваемы, но без технической революции на КМЗ его фирменную эмблему перестанут изображать не только возмужавший «Samyang», но и безвестные «восточные» ремесленники.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»