Canon 17-55/2.8 или Canon 24-105/4L - что лучше выбрать под кроп?
© Артем Кашканов , 2021
Уже неоднократно на сайте поднимался вопрос - какой выбрать качественный объектив под кроп Canon? Обычно в качестве кандидатов рассматриваются объективы Canon EF-S 17-55/2.8 IS USM и Canon EF 24-105/4L IS USM. У каждого из них, безусловно, есть свои достоинства и недостатки по сравнению друг с другом, что очень затрудняет выбор.
Сразу скажу, оба объектива очень хороши. Если покупаете их китового (или другого недорогого штатника), в любом случае останетесь довольны. Давайте теперь попробуем разложить по полочкам все достоинства и недостатки этих двух объективов, чтобы можно было сделать выбор, основываясь на ваших реальных потребностях.
По разрешающей способности в на "пересекающихся" фокусных расстояниях отличий, заметных невооруженным глазом, нет – в обоих случаях картинка четкая и цветастая.
По конструктиву 24-105/4L более добротен, имеет пыле-влагозащиту. Объектив 17-55/2.8 в этом отношении слабее - пользователи жалуются на засасывание внутрь пыли. На качество картинки это не оказывает особого влияния, просто портит товарный вид.
Основные вопросы, связанные с выбором между 17-55 и 24-105L
1. Если объектив имеет светосилу f/2.8, это дает возможность снимать в помещении без вспышки на низком ISO. Правда ли это?
Все относительно. Разница между 1:4 и 1:2.8 эквивалентна двухкратному сокращению чувствительности ISO или выдержки. В светлых помещениях вы большой разницы не заметите, она проявляется на условиях, близких к критическим. К примеру, предположим, что ISO1600 – это максимальное рабочее значение ISO для вашей камеры, если поднимать его выше, картинку сжирают шумы. Вы фотографируете в кафе с приглушенным светом и аппарат предлагает выдержку выставить 1/30 секунды – при этом существует реальный риск шевеленки. Если же у вас есть возможность открыть диафрагму с 4 до 2.8, то это даст вам большое конкретно в этом случае преимущество – возможность выставить выдержку 1/60 секунды, при этом вероятность шевеленки значительно снижается.
2. Объектив Canon EF-S 17-55/2.8 дает более мощное размытие заднего плана, нежели Canon 24-105/4L за счет большего максимального размера диафрагменного отверстия, поэтому для портретов он лучше.
С одной стороны – да. На одинаковых фокусных расстояниях 17-55 даст лучшее размытие, чем 24-105L. Но на длинном конце 24-105/4 моет фон сильнее, чем 17-55/2.8 на 55 мм. Рисунок размытия поинтереснее у 17-55/2.8, но что касается портретов, для их съемки предпочтительнее будет все же светосильный фикс – 50mm/1.4, 85mm/1.8 (лично мое мнение). Результат будет лучше, а стоят они дешевле.
3. Canon EF-S 17-55/2.8 лучше для пейзажа, архитектуры и интерьерной съемки из-за более короткого фокусного расстояния в широкоугольном положении.
Это действительно так. Canon 24-105 на кропе на коротком конце, в принципе, тоже имеет достаточный угол обзора (ЭФР 38мм), тем не менее иногда возникает желание подвинуть зум чуть ближе, но чуть-чуть не докрутив его до нужного положения упираешься в ограничитель, вздыхаешь и ищешь другую точку съемки. Если же съемка происходит в ограниченном пространстве, например в небольшой комнате, приходится отдавать предпочтение вертикальной компоновке кадра. Это актуально, например, при свадебной фотографии, когда происходит съемка выкупа невесты - сначала в тесном подъезде, потом в малогабаритной квартире.
24 мм на кропе - в кадр вошли не все!
Широкий угол является незаменимым при съемке архитектурных ансамблей, причем, как снаружи, так и изнутри (тут и светосила актуальной будет). Хотя, по правде говоря, для того чтобы сфотографировать крупные сооружения типа Храма Спаса на крови (Санкт-Петербург) с относительно близкой точки, чтобы ничего лишнего не попадало на передний план, 17 мм может и не хватить. Вот пример:
Эта фотография сделана с объективом 24-105, но на полнокадровый аппарат - храм еле влез в кадр (назад отходить было уже нельзя - иначе справа внизу в кадр попадут торговцы сувенирами, что в планы не входило). Чтобы иметь подобный угол охвата, кропнутый объектив должен иметь на коротком конце фокусное расстояние 12-15 мм.
4. Какой из этих объективов удобнее для путешествий?
Лично я в качестве тревел-зума выбрал бы все же Canon 24-105/4L. Причина проста - когда я пересел на него с китового объектива (имея при этом кропнутый аппарат), я практически забыл о необходимости возить с собой тяжелый телеобъектив. Если короткий конец со своими 38 мм иногда поджимал (хотя, я не любитель съемки архитектуры, поэтому, возможно, и не испытывал особого дискомфорта), в рюкзаке лежал китовый объектив, на тот случай, если нужно будет снять что-то "широкоугольное" – я ни разу им не воспользовался! Зато на длинном конце объектив на кропе имеет ЭФР 168 мм - это практически полноценное "теле". В путешествиях очень удобно, поскольку не требуется менять оптику.
5. Нужно ли что-то докупать?
В идеале, конечно, лучше иметь комплект из двух объективов. 24-105L можно "расширить" в сторону широкого угла при помощи Canon EF-S 10-22mm (но он будет требоваться нечасто!). К 17-55 могу посоветовать со временем докупить что-либо из семейства Canon 70-200L (их несколько модификаций), либо более дешевый Canon 55-250 IS STM.
Стоит ли их вообще покупать?
Дополнено 17.08.2021 г.
Сами по себе форматы EF и EF-S морально устарели, и тот и другой из упомянутых выше объективов – тупиковая ветвь и потенциальный неликвид. Если вы снимаете на «кропнутую» зеркалку и не планируете переходить на «полный кадр», берите Canon EF-S 17-55mm 1:2.8. Он позволит в полной мере использовать возможности «кропнутой» тушки и в плане света и в плане области применения (от ширика до умеренного портретника). В качестве портретника можно докупить объектив 85mm 1:1.8. Но рано или поздно настанет день, когда объектив 17-55mm ляжет мертвым грузом на полку или будет продан за смешную цену – система EF-S уходит в прошлое (если уже не ушла).
Canon EF 24-105mm 1:4L на данный момент также является морально устаревшим, но благодаря ориентированности его на «полный кадр» у него больше шансов прожить чуть дольше – полнокадровые зеркалки будут пользоваться спросом на вторичке дольше, чем «кропнутые», соответственно, объективы к ним тоже.