В раздел "Статьи"

Как сделать фон на фотографии размытым?

© Артем Кашканов, 2015

Наверно вы обращали внимание, что на одних фотографиях и передний план и фон одинаково резкие, а на других - наоборот, что-то оказывается размытым. Когда заходит речь о резкости и размытии в фотографии нельзя не упомянуть о таком термине как глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).

Говоря простым языком, ГРИП - это область пространства в которой объекты съемки получаются четкими. Эта область расположена "вокруг" плоскости фокусировки (плюс-минус какое-то расстояние).

Мне слушатели иногда задают вопрос - для чего вообще нужно размывать задний план, ведь хорошо, когда на фотографии все четко! Да, в чем-то они правы, но лишь частично. Вместо того, чтобы пускаться в длительные рассуждения, я приведу два примера фотографий. Фотографии могут показаться совсем разными, но на обоих снимках задачей фотографа было сконцентрировать внимание зрителя на объекте переднего плана. Возьмем для начала простые примеры из "бытовой" фотографии - любимая всеми макросъемка.

Предположим, стоит задача - сфотографировать цветущее комнатное растение, стоящее на окне.

Внимание, вопрос... Какой объект привлекает ваше внимание больше всего? По-моему - старый грузовик на заднем плане! Но никак не красные цветочки. Из-за огромной глубины резкости одинаково четко получился и цветок на окне и пейзаж за окном, который притягивает на себя лишнее внимание зрителя. Чтобы сконцентрировать внимание на чем-то одном, оно должно быть единственным объектом в фокусе. Такое достижимо только с малой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

Как управлять глубиной резко изображаемого пространства?

Не буду утомлять рассуждениями, а просто перечислю три вещи, от которых зависит ГРИП.

  1. Диафрагменное число 
  2. Фокусное расстояние объектива  
  3. Дистанция до объекта съемки 

Диафрагменное число

Как уже говорилось ранее, диафрагма - это "зрачок" объектива. Чем шире он открыт, тем меньше глубина резкости.

Как задать значение диафрагмы?

В старых фотоаппаратах значение диафрагмы менялось вращением специального кольца на объективе. На современных автофокусных объективах этого кольца нет (за очень редкими исключениями) и диафрагму можно установить, переведя фотоаппарат в режим AV или A (от английского слова Aperture, которое соответствует русскому слову диафрагма), не путать с Auto!

Переводим диск выбора режима в положение A (AV). Отныне это будет для нас основной режим съемки!

Нетрудно заметить, что при повороте управляющего колесика на дисплее мелькают числа с приставкой "F": 2, 2.8, 3.5, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Это и есть значения диафрагмы, или диафрагменные числа.

Как связано диафрагменное число с диаметром отверстия?

Наиболее наглядно это можно увидеть на объективах с ручным управлением диафрагмой.

Открытая диафрагмаЗакрытая диафрагма
Диафрагма 2, ГРИП минимальна Диафрагма 22, ГРИП максимальна


Правила простые:

  1. Чем сильнее зажата диафрагма (большое диафрагменное число), тем больше глубина резко изображаемого пространства;
  2. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства;
  3. Чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Посмотрим, как действуют эти правила, рассмотрев несколько примеров в следующем разделе.

Как использовать ГРИП?

Научиться управлять глубиной резкости - это полдела. Самое важное - знать, когда глубина резкости нужна большая, а когда маленькая. В одних видах фотосъемки глубина резкости должна составлять считанные сантиметры, в других - наоборот, быть как можно больше.

Когда нужна большая глубина резкости?

В первую очередь тогда, когда объекты съемки расположены на разном удалении от фотографа и нужно обеспечить, чтобы на фотографии они были четкими. Чаще всего это - пейзажная фотография. Посмотрите на этот пример:

 

 

Заметно, что на этой фотографии резко все - от травы под ногами до листвы деревьев на заднем плане. Чтобы понять, как это сделать, посмотрим, при каких условиях была сделан этот фотоснимок.

  • Фокусное расстояние - 24 мм
  • Диафрагма - 8
  • Фокусировка производилась на второй столбик изгороди.

Как мы знаем, сочетание небольшого фокусного расстояния и прикрытой диафрагмы способствуют увеличению ГРИП, что и видно из данного примера.

Второй, не менее распространенный пример, когда нужна большая глубина резкости - это съемка на фоне чего-то. Такие фотографии обычно делаются во время туристических поездок, когда мы фотографируемся на фоне достопримечательностей. Это направление фотографии часто называют "тревел-фото".

Принцип тот же самый - уменьшаем фокусное расстояние, прикрываем диафрагму. При уменьшении фокусного расстояния сразу убиваем двух зайцев - получаем большой угол обзора (то есть, возможность уместить в кадр крупные объекты - дворцы, соборы, памятники, не отходя от них на расстояние пушечного выстрела) и увеличиваем глубину резкости (таким образом в зоне ГРИП получается и передний и задний планы).

Когда нужна малая глубина резкости?

Разумеется, основной жанр фотографии, в котором используется малая ГРИП - это портрет. Характерная особенность одиночного портрета - всего один объект съемки, на котором должно быть сконцентрировано все внимание. Логично, что глубина резкости при портретной съемке должна вмещать лицо человека, а все то что находится на заднем плане - размыть, и чем сильнее, тем лучше, чтобы не мешало и не отвлекало внимания зрителей. 

 

 

 Panasonic Lumix GX9, объектив Panasonic Leica 25mm 1:1.4, диафрагма 1.4. 

Даже несмотря на относительно небольшое фокусное расстояние 25 миллиметров (эквивалент 50 мм), благодаря широко открытой диафрагме F1.4 получилось отделить модель от заднего плана. Если фокусное расстояние увеличить, эффект будет еще сильнее:

Камера Panasonic Lumix GX9, объектив Olympus 45mm 1:1.8, диафрагма 1.8

Обратите внимание, что при увеличении фокусного расстояния с 25 до 45 миллиметров (90 мм в эквиваленте) размытие заднего плана заметно усилилось даже несмотря на то, что диафрагма не такая "широкая". Также изменилась перспектива снимка. Если на более коротком фокусном расстоянии задний план занимал больше места в композиции, то при его увеличении он практически полностью перестал отвлекать на себя внимание. Эти две фотографии отвечают на тему извечного спора - что для портрета лучше "полтинник" или "восемьдесятпятник" (на полном кадре).

Однако, не стоит бездумно "щелкать" все портреты с полностью открытой диафрагмой. Во-первых, возможен вариант, когда ГРИП будет слишком мала, чтобы полностью вместить в себя все что нужно. Вот пример неудачной фотографии:

Несмотря на забавный сюжет, у фотографии есть серьезный недостаток. Обратите внимание, что морда кота находится вне зоны резкости, что вызывает некий визуальный дискомфорт, в итоге изначально интересный сюжет загублен неграмотным исполнением. Но и это не самое страшное!

Действительно страшное начинается, когда мы фотографируем групповой портрет, где люди стоят в несколько рядов, и пытаемся сделать это на открытой диафрагме. Результат предсказуем - один ряд получается резким, а остальные размытыми. Ниже приведен пример неудачной с точки зрения ГРИП групповой фотографии. Благодарю Светлану Чепурную за предоставленный пример.

Разумеется, чтобы на глазок выставить фокусное расстояние и диафрагму для обеспечения нужной ГРИП нужна практика. Возможно, для этого потребуются месяцы тренировок чтобы научиться чувствовать "золотую середину" - в этом одна из сложностей портретного жанра. А пока предлагаю попрактиковаться на своеобразном "тренажере". По ссылке ниже находится Flash-приложение, которое рассчитывает глубину резко изображаемого пространства в зависимости от дистанции фокусировки, фокусного расстояния и значения диафрагмы.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»