В раздел "Статьи"

Выходные с Nikon Z6. Есть ли предел совершенству?

© Артем Кашканов, 2020

Кто бы что не говорил, фототехника за последние пару-тройку лет сделала огромный шаг вперед. Если в нише любительских зеркалок и системных камер наблюдается относительный застой, в профессиональном сегменте складывается весьма интересная ситуация. Речь идет о полнокадровых беззеркалках. Сначала они были только Sony, но потом в их полку значительно прибавилось - подтянулись Panasonic, Canon и Nikon.

В этом обзоре пойдет речь о "предтоповой" полнокадровой беззеркалке Nikon Z6, любезно предоставленной мне на обзор фотомагазином "Цифровая электроника".

Рекламная пауза: у вас намечается серьезный фотопроект, а у вас старая техника, которая уже не тянет ваши задачи? Цифровая электроника - нижегородский фотомагазин на Воровского, 22. Он позволит за умеренную цену взять в прокат практически любую современную камеру с профессиональной оптикой!

Все, с рекламой закончили, теперь к делу!

Что такое Nikon Z6?

Это беззеркалка. Полнокадровая. Она появилась, когда злые языки заговорили, что дни Nikon сочтены - спрос на зеркальные фотокамеры падает, а больше он ничего делать не умеет. И тут такой сюрприз:

Два брата близнеца - Z6 и Z7. Отличия в разрешении матрицы, у Z7 оно больше.

Продолжаем... У Nikon Z6 матрица разрешением 25 мегапикселей, BSI (с "обратной засветкой") - это очень круто, ибо площадь ее пикселей максимальна для данного форм-фактора и светочувствительность должна быть на весьма хорошем уровне - по меньшей мере на стоп выше чем у не-BSI конкурентов. Это подтверждают лабораторные тесты DXOMark. Помимо всего этого камера имеет 5-осевую матричную стабилизацию. Видеовозможности тоже вполне неплохие - лучше чем у Canon, но не дотягивает до Sony A7 Mark III и Panasonic S1r. Но кино снимать можно!

Фотокамера имеет пыле/влаго/котозащищенный корпус, причем довольно компактный по размерам:

На этом снимке камера выглядит меньше, чем на самом деле - дело в толщине кота, которому недавний карантин по коронавирусу явно пошел на пользу :) Камера чуть меньше по размерам, чем Canon EOS R и Panasonic S1r. В этом есть и минус - мизинец висит в воздухе. Можно приобрести дополнительный батарейный блок, с ним камера будет лежать в руке приятнее, автономность ее заметно вырастет, но при этом увеличится вес, да и стоимость бат.блока - отнюдь не копейки.

Несмотря на относительную компактность, с эргономикой у Z6 все отлично! Органы управления удобные, их много и они настраиваются. В этом плане эта камера мне понравилась больше, чем Canon EOS R, хотя с Canon я дружу уже лет 15, а с Nikon - всего пару лет и регулярно испытывал ломку, когда после одной камеры брал другую. У Z6 в этом плане звезды сошлись в некую золотую середину - на привыкание ушел один день активных съемок.

Огромное спасибо хочется сказать разработчикам за небольшой джойстик под большим пальцем - он используется для выбора области фокусировки. В свое время очень привык к нему на Canon EOS 5D, а на других моих камерах он отсутствовал. 

В остальном все стандартно, но не хватает двух вещей - переключение режима драйва под шайбой режимов (как в Nikon D7500) и третьего колеса вокруг навипада. Вместо дисплея, который беззеркалке не особо и нужен, на правом "плече" можно было разместить еще один диск установки выдержки или ISO (как это сделано у камер Fujifilm).

Экран камеры наклоняется в пределах от 90 до -45 градусов, то есть, что позволяет комфортно снимать как с низкой, так и с высокой точки. Развернуть на 180 градусов его не получится, поэтому любителям снимать себя любимого придется установить на смартфон программу взаимодействия с камерой по Wi-Fi и смотреть картинку на экране смартфона.

Камера имеет разъемы для подключения внешнего микрофона и наушников - эту опцию оценят видеографы. Кроме того из разъемов есть HDMI, подключение проводного пульта дистанционного управления, USB (C-type).

Фотоаппарат мне достался китовым объективом Nikkor 24-70mm 1:4. Этот объектив достаточно компактен в транспортном положении. В положении рабочем из него выдвигается хобот:

Камера совместима через переходник со старыми зеркалочными объективами AF-S (без отвертки), однако использование переходника убивает компактность. Если вы решили перейти на Z6 с зеркалки Nikon, рано или поздно у вас созреет мысль о покупке родной оптики. Кстати, стоимость очень неплохого объектива с постоянной светосилой Nikkor 24-70mm 1:4 S - около 70 тысяч рублей. По полнокадровым меркам цена вполне демократичная. 

Камера в работе

Основное направление моего творчества - пейзажная фотография. Логично, что испытания новой камеры проходили именно в этом ключе. Для съемки было выбрано две локации - песчаный карьер между Дзержинском и Нижним Новгородом (на удивление интересное место) и город Гороховец.

Ссылки на полноразмерные фотографии будут приведены в конце статьи (как обычно). 

Съемка велась преимущественно в режиме приоритета диафрагмы на ISO100, стиль изображения - "стандарт", снимал в Jpeg. Хочется отметить, насколько деликатно камера отрабатывает полутона. Погода была с переменной облачностью на грани дождя, мне кажется, камере удалось передать это освещение.

К вопросу о динамическом диапазоне - он оказался выше всяких похвал! Наверно любой пейзажист знает, насколько сложно не потерять тени и света при съемке против солнца, которое светит сквозь облака. С Nikon Z6  это не проблема:

Съемка велась около 12 часов дня, то есть, в самое неблагоприятное для пейзажа время - солце стоит высоко над горизонтом, светотени минимум, свет очень контрастный. В то же время фотографии получаются мягкие и спокойные! И это при том, что не было никакой обработки - только внутрикамерный Jpeg. Я думаю, все богатство полутонов раскроется при работе с 14-битным RAW.

Перемещаемся в другое место и в другое время. Город Гороховец, Владимирская область, вечер. Гуляя по городу я специально подыскивал сюжеты, чтобы заставить Nikon Z6 потерять тени и света! Получалось с трудом...

Яркое солнце находится за куполом собора. Если смотреть на это глазами, невольно щуришься - очень ярко. И да, камера все-таки потеряла оттенки, но в самом "эпицентре". Переэкспозиция фиксируется только если взять пробу цвета в светлом пятне - действительно RGB(255, 255, 255). Но градиент перехода от белого к голубому очень плавный, безо всяких намеков на постеризацию (ступеньки на градиенте). Таких границ солнца как, здесь:

... у Nikon Z 6 нет и в помине. Это фрагмент фотографии, сделанной на смартфон, понятное дело, что он не рассчитан на качественную съемку подобных сюжетов, но сам по себе эффект "расползания" солнца в половину неба доставляет много неприятностей даже при съемке на не самые дешевые камеры. Как видим, Nikon Z6 весьма успешно этому эффекту противостоит. А еще, как выяснилось, объектив Nikkor 24-70mm 1:4 S имеет очень хорошую устойчивость к контровому свету.

Еще один пример фотографии с большим контрастом:

Здесь уже возникает желание чуть вытянуть тени в Photoshop. Посмотрим, как выглядит гистограмма этого снимка и заодно подвигаем кривые:

По гистограмме видно, что ни света ни тени не обрезаны - и это в Jpeg! Можно было вытянуть тени гораздо сильнее, но при этом картинка бы выглядела слишком искусственно, я этого делать не стал.

После экспериментов с дианмическим диапазоном я успокоился и просто гулял с камерой по этому городку, фотографировал и получал удовольствие.

Примеры фотографий

https://yadi.sk/d/pl32tC1f73ZI-w - отсюда можно скачать полноразмерные необработанные фотографии с Nikon Z 6.

Примеры видео

https://www.youtube.com/playlist?list=PLFIMFbLe1pOTJivqY5iJOkryMPH_IbH3J - это ссылка на плейлист с образцами видео, снятым на Nikon Z6. Первые два видео выглядят более тускло, чем остальные - они сняты в режиме "Flat" - что-то подобное Log у Sony, Panasonic. Остальные видеоролики сняты в режиме Standart. Максимальное разрешение видео - 4К. Снимал с рук, хочется отметить хорошую работу внутрикамерного стабилизатора. А еще, у Nikon Z6 "настоящее" 4К-видео - картинка считывается со всей матрицы, автофокус полностью работоспособен.

Выводы

Nikon Z 6 - отличная фотокамера, признаюсь честно, у меня к ней очень легла душа. Отличное качество картинки, резкость и бликозащищенность штатного объектива 24-70mm 1:4S, быстрый и цепкий автофокус, минимальная задержка срабатывания затвора, высокое рабочее - можно смело снимать на ISO6400 и даже 12800. Понравилась эргономика и обилие настраиваемых органов управления. Также отдельной похвалы достойна внутрикамерная стабилизация - очень помогает при видеосъемке. В умелых руках данная камера способна стать прекрасным и абсолютно универсальным инструментом. 

Мне не удалось найти у нее какие-то слабые стороны за исключением относительно недолгого времени работы от аккумулятора - мне удалось сделать около 400 кадров и отснять несколько коротких видеороликов. Собственно, это свойство всех беззеркалок, поэтому недостатком его назвать нельзя - просто особенность. В принципе, проблема решаема - достаточно приобрести дополнительный аккумулятор, либо батарейный блок. Удовольствие не самое дешевое, но если у вас нашлись деньги на такую камеру, докупить подобные мелочи к ней - для вас сущая безделица :)

Еще одна особенность - камера использует весьма специфический формат карт памяти - XQD. Память очень быстрая (400 мегабит в секунду), но... стоимость флешки на 64 гигабайта - 13000 рублей! Если использовать камеру для только для фотосъемки, такое решение выглядит неоправданно дорогим. Помню зимой купил для своего "панасоника" карту SDXC в 2 раза медленнее, но в 6 раз дешевле :) 

Покупать или не покупать Nikon Z 6? Если не смущают две описанные выше особенности - покупать однозначно!

P.S.

Складывается ощущение, причем не только у меня, что технический прогресс дошел до того, что с точки зрения технического качества фотографий уже нет никакой разницы на что мы снимаем. Современные полнокадровые камеры настолько круты в плане передачи света, цвета и деталей, что возникает вопрос - какие нужно использовать средства отображения фотографий, чтобы увидеть разницу? Да что там полный кадр - даже отличить фотографии, сделанные на кроп и на полный кадр практически невозможно в том случае, если они были сделаны с качественной оптикой и хорошим освещением.

Вернемся к устройствам - на чем смотреть фотографии? Стандартный монитор? Его разрешение 1920*1080 пикселей - это 2 мегапикселя и разницу в разрешении 25 и 50 мегапикселей на нем не получится увидеть при всем желании. При печати вплоть до А2 разницу заметить тоже вряд ли удастся - ведь такие фотографии не расматривают в упор, а смотрят на них с некоторого расстояния. Да, есть экраны разрешением 4К, 6К, 8К? 8K - это 33 мегапикселя, на нем действительно есть шанс заметить разницу... Но вы видели, сколько стоит телевизор 8К? :) Самая дешевая модель, которую мне подсказал Яндекс.Маркет стоит около 250 тысяч рублей - Samsung c диагональю 55 дюймов. И то не факт, что этот телевизор будет обладать столь безупречной цветопередачей, чтобы увидеть разницу в картинке между Nikon Z6 и тем же Canon EOS R :)



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»