В раздел "Статьи"

Canon EOS R - тест-драйв в стиле «кантри»

© Артем Кашканов, 2020

Первая полнокадровая беззеркалка Canon

Canon собирался долго, но все же сделал это! В сентябре 2018 года он выпустил свою первую полнокадровую беззеркалку Canon EOS R. В это время на рынке полнокадровых системных камер практически безраздельно властвовала фирма Sony с камерами семейства Alpha 7. Так уж вышло, что эта камера в прошлые выходные попала в мои руки и я не мог упустить шанса вдоволь с ней поиграть. Откуда она у меня взялась и какое произвела впечатление?

Прежде чем вести рассказ о своих впечатлениях от Canon EOS R, хочу написать слова благодарности в адрес магазина "Цифровая электроника", предоставившую мне эту камеру на тест-драйв - собственно, оттуда она у меня и взялась :) И если вы живете в Нижнем Новгороде и вы фотограф, вы не можете не знать об этом фотомагазине на Воровского, 22 - там можно не только купить, но и взять в прокат практически любую современную фототехнику с посуточной оплатой, в том числе Canon EOS R. Правила проката и полный список техники - по этой ссылке.

Технические характеристики камеры во многом совпадают с Canon EOS 5D Mark IV - очень хорошей полупрофессиональной полнокадровой зеркалкой, уже далеко не новой, но вполне актуальной и по сей день. Если кратко, это матрица в 30 мегапикселей, диапазон ISO от 100 до 40000, серийная съемка до 8 кадров в секунду. Более полный список характеристик можно найти на странице официального сайта Canon.

Внешний вид

Итак, приступаем к осмотру...

Дизайн можно назвать минималистичным, причем и у тушки и у объектива Canon RF 35mm 1:1.8 IS STM. На лицевой стороне нет ничего кроме фонарика подсветки автофокуса и кнопки отсодинения объектива.

Посмотрим на камеру сверху:

Вместо традиционной шайбы выбора режимов на левом "плече" появился выключатель питания. Сам селектор режимов (P-Tv-Av-M) пал жертвой "софтверизации", теперь вместо него кнопка выбора режима и управляющий диск. Почти всегда замена настоящего органа управления на программный вызывает неудобства, но у Canon EOS R никаких проблем с этим я не заметил. Выбранный режим отображается на вспомогательном ЖК-экране даже когда камера выключена - то же самое, что и шайба выбора режима, но занимает гораздо меньше места. Плюс ко всему этим же диском происходит переключение режима экспозиции в фото- и видеосъемке (для этого нужно нажать кнопку info).

Задняя панель содержит поворотный основной ЖК-экран, сенсорные "стрелки" (справа от видоискателя), кнопки фиксации фокуса и экспозиции, кнопку info (переключает вид отображения информации на экране), 4-позиционный навипад с центральной кнопкой set, а также кнопку управления воспроизведением - просмотр и удаление фотографий.

Canon EOS R имеет два управляющих диска - один рядом с кнопкой спуска затвора, другой - под большим пальцем (там где кнопка Mode). Лично мне очень непривычно было пользоваться задним диском, к нему приходлось тянуться большим пальцем. По сравнению с удобнейшей плоской крутилкой на задней панели у старых зеркалок - это шаг назад (лично мое мнение).

Теперь давайте сравним размеры тушки Canon EOS R с зеркалкой Canon EOS 5D:

Как можно заметить, корпус Canon EOS R ненамного меньше по размеру, чем у зеркалки. Заметно различие по "толщине", это обусловлено отсутствием зеркала. По ширине и высоте отличия незначительные.

Еще одно новшество в органах управления - сенсорная панель из двух стрелок справа от видоискателя. По умолчанию на нее повешена функция регулировки чувствительности ISO, но чтобы ей воспользоваться, нужно держать стрелку нажатой 2 секунды (эту задержку можно отключить). Раньше это реализовывалось нажатием отдельной кнопки ISO и поворотом диска. Лучше стало или хуже - судить не берусь, дело привычки.

На задней панели находится 4-позиционный навигационный джойстик с кнопкой "Set" в середине. Он используется для навигации по меню. 

Видоискатель большой и удобный - никаких претензий к нему не возникло. Отображение картинки происходит с большой частотой смены кадров, никаких рывков при быстром движении камеры не наблюдается. При ночной съемке картинка в видоискателе ярче, чем видит глаз. Видимо мы действительно дожили до того, что электронные видоискатели превзошли зеркальные абсолютно во всем!

Экран имеет диагональ 3.15 дюйма, разрешение 2.1 мегапикселя. Экран сенсорный и поворотный - в принципе, это уже давно стало стандартом.

Фотоаппарат в работе

Что бы кто не писал и не говорил плохого, но снимать на Canon EOS R - одно удовольствие. Первое, что понравилось - это логичная организация меню. Вероятно, за свою многолетнюю практику я настолько привык к Кеноновскому меню, что на изучение функций и особенностей новой фотокамеру ушло минут 15, не больше. По меню можно перемещаться с помощью управляющих дисков и навипада, либо просто тыкая пальцем в экран, при этом каждое нажатие сопровождается довольно забавным звуком (его можно отключить).

Камера отлично лежит в руке, имеет относительно небольшой вес (с объективом Canon RF 35mm 1:1.8). Очень понравился видоискатель - хоть он уступает по своему разрешению флагману флагманов Panasonic Lumix S1R, но во-первых - он большой, во-вторых - он точно отображает цвета и уровень экспозиции (гистограмма в помощь) и в-третьих - он информативен. Одна особенность видоискателя мне не понравилась - при установке экспокоррекции картинка в нем меняется с некоторой задержкой (зато плавно). Эта плавность при изменении экспозиции хороша для видео, но в режиме фото она снижает оперативность.

Автофокус при фотосъемке быстр и точен, при видеосъемке - работает медленнее, но более плавно. Есть функция фокусировки по лицу, фокусировки по глазу (для крупных портретов). Есть фокус пикинг - при ручной фокусировке зона ГРИП подсвечивается цветной полоской - выглядит эстетично и информативно одновременно. У автофокуса большое количество настроек, в принципе, как у всех современных фотокамер.

Поскольку родной оптики Canon RF пока немного, есть возможность использовать объективы EF и EF-S, используя переходник, идущий в комплекте с камерой. В моих загашниках на этот случай нашелся объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM, который я решил испытать на новой тушке.

После того, как объектив был установлен на Canon EOS R через переходник, я вспомнил, за что я люблю Micro 4/3 :) Размеры этого "франкенштейна" просто убивают, развесовка тоже получается некомфортной - камера клюет вперед. И это при том, что 24-105mm - не самый крупный по размерам штатный зум в системе Canon EF. Так что покупать тушку Canon EOS R, надеясь использовать с ней старые стекла - не такая уж хорошая идея - рано или поздно все равно придете к мысле, что нужно обновлять парк оптики с EF на RF.

Не смотря на выше сказанное, старый EF-объектив на новой тушке оказался вполне рабочим, фокусировка при фотосъемке ничем не отличается от той, что была на зеркалке. Фокусируется быстро, стабилизатор работает. При следящей фокусировке чувствуются небольшие толчки и рывки - нет той плавности, что со штатным объективом STM.

Скорость съемки вполне достаточна для "неспортивного" репортажа - можно снимать одиночными кадрами или сериями (скорость до 8 кадров в секунду). Автофокус отрабатывает точно даже при неидеальном освещении, никаких задержек и подвисаний не замечал (использовалась флешка SDXC SanDisk Extreme Pro 64 GB, 170MB/sec).

Емкость аккумулятора позволила сделать около 400 кадров, при этом у батарейки оставалось последнее деление. В этом плане камера проигрывает зеркалкам, для которых 1000 кадров на одной зарядке батареи не предел.

Фотоснимки, сделанные на Canon EOS R

К сожалению, в тот небольшой срок, когда в моем распоряжении был Canon EOS R очень не повезло с погодой и удалось воплотить в жизнь далеко не все, что задумывалось. Тем не менее, удалось протестировать аппарат при дневном освещении - ярком полуденном и приглушенном вечернем, поснимать ночью с рук и испытать, насколько хорошо камера с этим справится. Фотографии были сделаны за городом, именно поэтому название статьи - тест-драйв в стиле "кантри".

Что с динамическим диапазоном? В месте, помеченном красной точкой, проба цвета дает RGB (252, 254, 255), то есть практически полный пересвет!

Да все нормально на самом деле с динамическим диапазоном - во-первых, в действительности небо было очень яркое, видимо в воздухе дымка. Во-вторых - подобные "косяки" экспозиции легко вытягиваются из RAW (я снимал RAW + Jpeg), здесь приведен именно Jpeg-вариант. В третьих - немало труда стоит приложить, чтобы найти другую камеру, которая даст заметно лучшую картинку (без применения HDR и софтовых примочек по расширению динамического диапазона - у Canon EOS R они тоже присутствуют, но были отключены).

Поснимаем телочек!

Да-да, именно так! Вы кого-то другого хотели увидеть? :) Вот эта фотография наглядно иллюстрирует динамический диапазон Canon EOS R - "модель" на грани черноты, небо - на грани белизны. Но если присмотреться внимательно, ничего никуда не провалено! Но не сбрасывайте со счетов, что условия освещения наверно самые тяжелые, которые могут быть в пейзаже - яркое полуденное солнце, свежая зелень, которая хорошо отражает солнечный свет и небо с легкой дымкой, которая тоже рассеивает солнечный свет. Когда я гулял по этому лугу, очень жалел, что забыл дома солнцезащитные очки - было очень ярко!

Еще один яркий солнечный кадр:

Вы когда-нибудь пробовали фотографировать в солнечном лесу? Если пробовали, наверно прекрасно знаете, насколько это непростая задача - сохранить и света и тени. Снимать с недоэкспозицией 1EV, потом тянуть тени в Photoshop? Canon EOS R отлично справился с этой задачей в режиме автоматической экспозиции. И цветопередача зеленого и голубого при этом безупречная. 

Все перечисленные выше снимки были сделаны с объективом Canon RF 35mm 1:1.8. Он молодой, резкий и контрастный. А давайте попробуем прицепить через адаптер "старичка" Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM.

Такой результат получается на 24 миллиметрах.

Цвета те же самые. В веб-размере картинка смотрится замечательно, но если посмотреть полноразмерные изображения (ссылка быдет в конце статьи), можно отметить, что в центре резкость хороша, но объектив подмыливает и хроматит по краям даже на прикрытой диафрагме. На 13-мегапиксельном Canon EOS 5D ничего подобного за ним не наблюдалось - видимо крупные пиксели действительно  прощали многое.

А теперь, как говорил Михаил Задорнов, "краб дает максимальную амплитуду" - выкручиваем зум на 105 миллиметров и попадаем в дупло! :)

В веб-размере опять все отлично, в 100% масштабе - картинка чуть мягкая, но большого перепада между центром и краем нет. То есть, можно сделать вывод, что Canon EF 24-105mm 1:4L (первой версии) еще рано списывать в утиль - он еще на многое способен. Особенно приятна цена на него на Авито - 20-25 тысяч рублей.

Перемещаемся в другое время и другое место - старый деревенский дом и пытаемся выяснить, как Canon EOS R снимает при среднем уровне освещения - пасмурным днем на улице и в помещении.

Айва цветет. При мягком предзакатном свете сквозь легкую пелену облаков картинка натурально преобразилась по сравнению с полуденной. Цвета сочные с характерной для Canon теплой ноткой. Еще выясняется, что объектив Canon RF 35mm 1:1.8 неплохо подходит для съемки с близкого расстояния. На открытой диафрагме он практичесеки бритвенно резок и при этом имеет очень мягкий и приятный рисунок размытия.

Заходим в дом и пытаемся сфотографировать кто первый попадет под руку при естественном освещении:

Это мой сын Максим. Съемка с диафрагмой 1.8, фокусировка - "распознавание лица". Результат отличный - благодаря размытию фона кадр получился воздушный, скин-тона правильные. Еще одна фотография:

Не секрет, что 35 миллиметров - очень комфортное фокусное расстояние. Оно подойдет и для съемки в помещении, и для пейзажа, и для фотографирования кого-то на фоне пейзажа. Лично мне объектив 35 мм гораздо удобнее пресловутых "полтинников", про которые говорят "маст хэв" :)

А на обеденном столе, покрытом клеенкой в цветочек, поджидает простой, но очень аппетитный натюрморт - компот из смородины, заботливо прикрытый салфеткой и старомодная кружка (такие наверно остались только в деревнях!)

Почему-то мне просто понравилась эта фотография, есть в ней какая-то душевность и то что она снята на фотокамеру стоимостью под 200 тысяч рублей здесь скорее всего не при чем :)

Пойдемте, погуляем по деревне...

Этот пруд знавал и лучшие времена - когда-то вместо зарослей рогоза была сплошная водная гладь и домики на той стороне красиво в ней отражались. 

А это летний вариант картинки, которую, возможно, кто-то помнит по обзору Panasonic Lumix GX9:

Опять переэкспозиция неба при нормальных тенях дает намек, что динамический диапазон мог быть и пошире. Пытаюсь себя успокоить, что в RAW это вытянется (а оно действительно вытянется!), но в душу начинают заползать сомнения и всплывают воспоминания о съемках на Panasonic Lumix S1R, который при подобном освещении отрабатывал экспозицию лучше.

В то время как я праздно расхаживал с фотоаппаратом на шее, нормальные люди трудились и созидали. Например, строили беседку:

... и вот тут мы действительно словили сильный контровой свет и получили неустранимую даже в RAW переэкспозицию неба в правом углу. Здесь уже ничего не попишешь - 100% fail :)

А теперь ночь...

Чувствительность ISO здесь, между прочим, 25600! В веб-разрешении фотография выглядит будто сделана с длинной выдержкой со штатива - цвета чистые, шумы в глаза не бросаются. Но если рассматривать подобные снимки в 100% масштабе, приходится спуститься с небес на землю - есть и шумы, и артефакты.

Полноразмерные снимки, сделанные фотокамерой Canon EOS R можно посмотреть и скачать по этой ссылке - https://yadi.sk/d/fyfphu-NpQqs0w.

Про видеовозможности.

К сожалению, мне не удалось толком протестировать видеовозможности Canon EOS R - на следующий день погода испортилась, из-за этого все планы пошли насмарку. Простые домашние видео с хождением по комнатам и глажением котов я выкладывать не хочу, так как они не раскрывают и десятой доли видеовозможностей Canon EOS R. А эти возможности очень неплохие:

  • Фокусировка Dual Pixel CMOS, которая вполне эффективно справляется с удерживанием движущихся объектов в зоне ГРИП даже на открытой диафрагме;
  • Богатый набор возможностей по управлению экспозицией и скоростью затвора - традиционные режимы P-Av-Tv-M в полной мере применимы и к видеосъемке;
  • Полнокадровая матрица;
  • "Фирменная" цветопередача;
  • Поддержка Log.

Но есть и отрицательные стороны:

  • Отсутствие матричной стабилизации ведет к необходимости использования стедикама, чтобы видео не тряслось;
  • Видеосъемка в режиме 4K идет в режиме кропа 1.7, то есть возможности полного кадра можно использовать только в режиме Full HD.

Если интересны все особенности использования Canon EOS R в качестве кинокамеры (слово "видеокамера" здесь уже менее уместно), посмотрите ролики на Youtube, например, обзор Canon EOS R от Майка Топтыгина.

Выводы

Я прекрасно понимаю, что 2 дней, в течении которых камера Canon EOS R был в моем распоряжении явно мало, чтобы сформировать о нем полную, объективную картину и разложить ее по полочкам в огромный структурированный обзор. Эта статья - сугубо мое личное мнение, которое не претендует на звание абсолютной истины.

В целом фотоаппарат Canon EOS R произвел на меня устойчивое положительное впечатление, которое сложилось из следующих вещей:

  • Фотоаппарат приятно держать в руках - корпус сделан добротно, удобство управления не вызвало серьезных нареканий (здесь все дело в привычках);
  • Фотоаппарат быстрый. Формально не являясь репортажным, ему вполне по силам репортажная съемка. Автофокус не подводит, лаг затвора минимальный;
  • Хороший видоискатель - по сравнению с "глазком" Panasonic Lumix GX9 он просто огромен. Цветопередача у видоискателя правильная, информативность на высоте;
  • Поворотный сенсорный экран;
  • Логичная организация меню;
  • Качество фотографий как при дневной, так и при вечерней и ночной съемке. Приятные цвета. Хорошая детализация. Чувствительность ISO6400 вполне рабочая - шумы минимальные, цвета не страдают. Если использовать светосильную оптику, получим огромные возможности съемки в самых сложных условиях даже в формате Jpeg. А уж из RAW можно вытянуть даже то, что глаз не видит.

Уже этого достаточно, чтобы относиться к этой камере с должным уважением. 

Естественно, есть спорные и слабые моменты, по которым Canon EOS R проигрывает конкурентам от Nikon, Sony, Panasonic.

  • Динамический диапазон. Как я не пытался себя убедить, что проблем с ним нет, до конца мне это сделать так и не удалось;
  • Отсутствие матричной стабилизации накладывает некоторые ограничения на съемку видео (да и фото тоже);
  • Нет полноматричного считывания при съемке видео 4К; 

В сети Интернет в адрес Canon EOS R можно найти большое количество негатива, общим смыслом которого является мысль "Canon продает старье под видом новых продуктов". Как бы не печально это звучало, в этом есть доля правды. Canon выпустил свою полнокадровую беззеркалку одним из последних на рынке. По всей видимости, разработка тянулась дольше чем планировалось изначально, поэтому те решения, которые были актуальны несколько лет назад, сейчас выглядят устаревшими. В первую очередь это можно отнести к матрице, которая уступает конкурентам - это подтверждают лабораторные тесты DXOMark (по ссылке - сравнение с наиболее близкими конкурентами).

Стоит ли менять аппарат семейства Canon EOS 5D* на новинку? Если речь идет о первом или втором пятаке - стоит однозначно. Разница по ощущениям - небо и земля. Если речь идет о Mark III или Mark IV, нужно очень серьезно взвесить все за и против, исходя из своих задач. При всей заманчивости идеи существует риск обменять шило на мыло. Идеальный вариант - опробовать камеру в деле, взяв ее в прокат (В Нижнем Новгороде он есть в "Цифровой электронике" :) Заплатив относительно небольшую сумму можно расставить все точки над i в вопросе целесообразности перехода на Canon EOS R.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»