Объектив «мылит картинку» - почему такое происходит?
© Артем Кашканов, 2020
Краткое содержание:
- Объектив «мылит» края кадра
- Объектив «мылит» весь кадр на зажатой диафрагме (11, 16, 22)
- Объектив «мылит» один угол
Вместо введения
Почти всегда при чтении рекламных материалов про фотоаппараты и сменные объективы к ним встречаешь слова о том, какое прекрасное качество изображения вы получите, купив эту камеру или объектив. Причем стоимость и класс техники для маркетологов значения не имеет. Благодаря богатству русского языка для каждого объектива находится подходящие эпитеты. К примеру, для китового объектива это "кристальная четкость", для фикса - "безукоризненная детализация", для телевика - что-то вроде "соколиного взора". И попробуй определи что действительно круче - "кристальный", "безукоризненный" или "соколиный" :)
На практике оказывается все не так просто. Любой объектив - это сложный оптический прибор со множеством характеристик и настроек, причем наилучшие показатели достигаются далеко не со всеми комбинациями настроек. И тут может наступить разочарование. Если это коснулось и вас, прежде всего, прочтите эту статью - в ней приведены три основные причины, по которым объектив "мылит картинку".
Я не буду рассматривать в статье такие причины нерезкости как шевеленка или неправильная фокусировка - это слишком банально. Рассмотрим более интересные "клинические" случаи...
Центр изображения резкий, края чуть размыты
Это связано с кривизной поля изображения. На самом деле объектив формирует не плоскую, а чуть вогнутую картинку. Если ввести "кривизна поля изображения" запрос в поисковой системе, то она выдаст множество картинки, подобной этой:
Если предположить, что плоскость идеального изображения совпадает с плоскостью матрицы, то четко видно, что в центре будет столь же идеальная резкость. По краям резкость "уходит" из-за того, что точка фокусировки уже не лежит в плоскости идеального изображения.
Схема, показанная выше сильно упрощена и применима только для объективов с одной линзой. В реальных объективах линз гораздо больше. Специальные асферические линзы уменьшают кривизну поля изображения, но полностью устранить ее не могут.
В большинстве случаев чтобы уменьшить "мыло" по углам достаточно зажать диафрагму на 1-2 шага от максимально открытой - при этом ГРИП со стороны матрицы расширяется и края получаются более детализированными.
Общеизвестен тот факт, что дорогие профессиональные объективы имеют более резкую картинку по всему полю кадра, чем бюджетные. Это достигается использованием более качественного стекла, а также оптической схемы, сводящей кривизну поля изображения к минимуму. Разница с бюджетниками в плане резкости наиболее заметна на открытой диафрагме, но на F8 ее заметить уже бывает сложно.
Объектив «мылит» на зажатой диафрагме
При закрытии диафрагмы до 11 и сильнее на большинстве фотоаппаратов наблюдается снижение детализации картинки. В этом виновата дифракция - рассеивание пучка света при прохождении им узкого диафрагменного отверстия.
Наиболее заметно дифракционное размытие проявляется на кропнутых фотокамерах с большим количеством мегапикселей. Для сравнения приведу пару примеров - это кропы из центральной части кадра, которая по определению наиболее резкая, чем края:
Canon EOS 5D (фуллфрейм, 13 мегапикселей):
Если сравнивать детализацию картинки на F5.6 и F22, разница весьма ощутима. И это камера с очень крупными пикселями! Посмотрим, как обстоят дела у более современных фотокамер.
Panasonic Lumix GX9 (Micro 4/3, 20 мегапикселей):
То размытие на F22, которое было у Canon EOS 5D кажется детской шалостью по сравнению с тем, как картинка размылилась на Panasonic GX9. Причем оптика здесь не при чем - в обоих экспериментах использовались весьма резкие объективы. Все дело именно в законах физики.
Более подробно об упомянутом выше эксперименте и о дифракционном размытии можно почитать в этой статье.
Объектив «мылит» один угол
Вот здесь уже все гораздо интереснее, чем в первом и втором случаях. Вся картинка резкая, а один ее угол выглядит немного размытым. Меняем диафрагму - ничего не меняется. Выглядит это подобно приведенному ниже примеру:
Эта картинка создана искусственно, чтобы наглядно и схематично показать суть проблемы. Центр кадра резкий, один угол тоже на удивление резкий, а противоположный - заметно размыт. На практике последствия могут быть гораздо менее катастрофическими и заметными только при рассматривании картинки с большим увеличением.
Каковы способы избавиться от этой проблемы?
- При съемке чуть выдвигать зум, чтобы размытость оставалась за пределами кадра.
- Попытаться "помять" объектив в руках, аккуратно постучать по нему - есть небольшая вероятность, что перекошенный элемент встанет на место.
- Понять, простить и жить с этим, не заморачиваясь. Никто кроме вас на разницу в резкости по углам не обратит внимания.
- Сдать объектив в сервисный центр, лучше в официальный. Дальше все зависит от добросовестности сервисменов. Если с ней все в порядке, объектив отремонтируют по гарантии (или за деньги при ее отсутствии). Если сильно повезет - обменяют на новый такой же. Однако, есть вероятность, что с вас возьмут деньги за диагностику и отфутболят с формулировкой "все в пределах допусков".
Есть еще пятый вариант - постараться избавиться от объектива, продав его кому-то менее придирчивому. С точки зрения морали и этики это, конечно, некрасиво, но некоторые продавцы не брезгуют этим. Это нужно иметь в виду, выбирая подержанную оптику - перед покупкой по возможности пофотографировать общие, средние и крупные планы при хорошем освещении и посмотреть фотографии на большом экране, обращая пристальное внимание на углы изображения. Лишняя бдительность при покупке может сберечь вам много времени и нервов.
Заключение
Пришло время подвести итоги и сделать выводы.
1. Идеальной оптики не бывает. Ни один объектив не сможет дать одинаковую детализацию по всему полю кадра.
2. Дорогие объективы имеют очень большую разрешающую способность, и их картинка полностью раскрывает возможности матрицы. Именно поэтому они резкие на любом фокусном расстоянии и практически при любом значении диафрагмы. Бюджетная оптика балансирует на грани резкости и мыла. Особенно это заметно по краям.
3. Большинство проблем, связанных с нерезкостью (при условии попадания фокуса куда надо), решаются определением границ "режима оптимальной картинки". Например, китовый объектив китовый 18-55мм 1:3.5-5.6 дает вполне резкую картинку в диапазоне 24-40 мм с диафрагмами 5.6-8 (это чисто ради примера). Поэкспериментируйте со своей оптикой и определите "зону комфорта" и старайтесь из нее не выходить.
4. Слишком сильно диафрагму зажимать не стоит - детализация будет снижена из-за дифракционного размытия.
5. Не вся б/у оптика одинаково хорошая. Внешний вид может быть обманчивый - за одну цену можно купить объектив с обшарпанным корпусом, но идеальной картинкой, либо почти новый, но с перекошенными линзами. Будьте внимательны!