Panasonic Lumix 14-45mm 1:3.5-5.6 ASPH / Mega O.I.S. – и за что его все так хвалят?
© Артем Кашканов, 2020
В этой статье я расскажу об одном из первых объективов под Micro 4/3 - стандартном зуме Panasonic Lumix 14-45mm 1:3.5-5.6 Power OIS.
С момента "рождения" этого объектива прошло уже не меньше 12 лет, он давно уже снят с проиводства, но до сих пор в интернете о нем ходят слухи как об одном из самых резких штатных зумов под Micro 4/3. В этом плане он не уступает знаменитым Olympus 12-40mm 1:2.8 и Panasonic 12-35mm 1:2.8, проигрывая им только по светосиле. При этом стоит он сущие копейки. Просто волшебство какое-то! Этот объектив ищут, заказывают его доставку из-за рубежа... Особо изощренные продавцы пользуются этим, добавляют подпись "отличный экземпляр", "сделан в Японии" и т.п. чтобы продать на 1000 рублей дороже.
В общем, так уж получилось, что этот объектив попал мне в руки и поскольку я не нашел в интернете каких-то более-менее развернутых обзоров на русском, решил не упускать шанс стать первым, кто его напишет. До этого я перепробовал уже немалое количество оптики Micro 4/3 начиная с самого дешевого китового объектива, заканчивая оптикой профессионального уровня - мне есть с чем его сравнить. Итак, поехали!
Основные характеристики объектива
- Код модели H-FS014045.
- Оптическая схема включает в себя 12 элементов в 9 группах (1 асферический элемент).
- Фокусное расстояние (ФР) от 14мм до 45мм (от 28мм до 90мм в 35-мм эквиваленте).
- Угол зрения от 75° до 27° по диагонали.
- Оптический стабилизатор имеется.
- Диафрагма семилепестковая, скругленная, может устанавливаться в диапазоне от f3.5 на 14мм и f5.6 на 45мм до f22.
- Минимальная дистанция фокусировки – 30 см.
- Максимальное увеличение приблизительно 0.17х (0.34х в 35-мм эквиваленте).
- Диаметр резьбы под фильтр 52 мм.
- Максимальный диаметр корпуса 60 мм, длина корпуса приблизительно 60 мм.
- Вес 195 г.
Внешний вид и особенности
Корпус объектива пластиковый. Качество пластика неплохое, зазоры минимальные, люфты отсутствуют. Единственная металлическая деталь корпуса объектива - металлическое крепление к байонету. Объектив имеет телескопическую конструкцию. В сложенном состоянии он сопоставим по размерам с Panasonic Leica 25mm 1:1.4. С выдвинутым хоботом его длина возрастает примерно вдвое.
Органы управления объектива - два кольца (зум и фокусировка) и выключатель стабилизатора. Кольцо зума обрезиненное, фокусировки - пластиковое. Ход колец немного "пластмассовый" - нет благородной мягкости хода как у профессиональной оптики, но для любительского объектива это вполне приемлемо. Кольцо зума работает в "противоположном" по сравнению с Olympus направлении, что может потребовать привыкания (хотя кому-то наоборот так удобнее). При длительном использовании резиновое кольцо имеет свойство растягиваться и хлябать - впрочем, это свойственно практически всем объективам с резиновыми накладками на кольцах. Резина впитывает жир с пальцев и растягивается. Лечится это проклеиванием, либо замачиванием резинки на час в ацетоне - после этого она якобы немного "усыхает" и сидит более плотно.
Кольцо автофокуса управляет моторчиком "по проводу".
На тушке Lumix GX9 объектив смотрится гармонично, развесовка нормальная - камера в подвешенном клюет носом намного меньше, чем с металлическим и тяжелым Olympus 12-40mm 1:2.8 PRO.
Благодаря малой массе "хобот" объектива самопроизвольно не выдвигается. Это позволяет обойтись без кнопки транспортной блокировки.
Первые тестовые снимки
Мой опыт съемки на объектив Panasonic 14-45mm ограничивался тушкой Panasonic Lumix GX9. Этот фотоаппарат гораздо более "мегапиксельный", чем старичок G1 (20 мегапикселей против 12) и у меня возникало опасение, что старенький объектив не сможет прорисовать 20-мегапиксельную картинку.
К сожалению, зима 2020 года не балует пушистым снегом и богатством сюжетов, поэтому для получения первых тестовых снимков пришлось прибегнуть к банальному способу - фотографированию вида из окна, благо, мелких деталей типа веточек и кирпичных стен в этом виде предостаточно!
Фотография сделана на фокусном расстоянии 14 мм, диафрагма 5.6 - типичные для "микры" настройки для пейзажной съемки. Посмотрим на 100% фрагменты изображения.
А что, вроде бы очень даже неплохо! Объектив прорисовал картинку во всех мельчайших деталях. Хроматических аберраций нет. А что по краю кадра?
Да, край, конечно не блещет особой детализацией, хроматит, но только если сравнивать с фиксами и профессионалными зумами. Для китового объектива уровень детализации у Panasonic 14-45mm вполне неплохой. Более новый "кит" Panasonic 12-32mm мылит углы заметно сильнее.
На длинном конце (45 мм) картинка становится чуть мягче, но в целом картинка вполне "смотрибельная".
Центр:
Край:
Падение разрешения к углам заметно в гораздо меньшей степени, чем в положении wide.
Автофокус не оставил о себе никаких ярких впечатлений - ни положительных, ни отрицательных. Он просто работает. Не так быстро как у Olympus 12-40mm 1:2.8 и не так медленно как у Panasonic Lumix 20mm 1:1.7.
Выключатель стабилизатора оказался на удивление нужной вещью, позволяющий включать стабилизацию только тогда, когда это действительно необходимо. При дневной фотосъемке она не нужна совершенно - только лишний расход батареи. При съемке со штатива она тоже не нужна. И вместо того чтобы лазить по меню достаточно щелкнуть переключателем - это удобно. Стабилизатор позволяет получать резкие снимки на фокусном расстоянии 25-30 мм с выдержкой 1/10 секунды. Хотя тут не понятно, чья в этом большая заслуга - оптической стабилизации или матричной.
Объектив немного хроматит - самую малость. ХА наиболее заметны по краям кадра на 14 миллиметрах и полностью открытой диафрагме. При закрытии диафрагмы до 5.6 хроматические аберрации исчезают.
Объектив не может похватстаться выдающейся светосилой, то есть про боке можно смело забыть.
Съемка в реальных условиях
Но все-таки не хочется ограничиваться съемкой вида из окна, все-таки объектив приобретался не для тестов, а чтобы фотографировать во время пеших прогулок и получать от этого удовольствие. Во время последнего визита в Гороховец мне удалось немного погулять с фотоаппаратом по улочкам этого городка. И хотя погода была не самая "фотогеничная", задача в рамках написания этого обзора была выполнена.
Как и следовало ожидать, днем на улице (особенно пасмурным днем) фотографии получаются самые обыкновенные. Впрочем, все что нужно присутствует - картинка резкая, цветопередача спокойная. На 14 мм есть небольшая дисторсия-бочка. Хотя фотокамера и правит ее на лету, все равно найдутся "глазастые" зрители, которые ее разглядят :)
Фокусное расстояние 45 мм позволяет снимать более-менее крупные планы. У многих зумов качество картинки в теле-положении немного снижается, Panasonic 14-45mm 1:3.5-5.6 OIS оказался неплох. Никаких намеков на мыло не обнаружено.
Исходники париведенных выше фотографий можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/e4JAgzvp2E2UKQ
Фотосъемка велась в формате RAW, фотографии прошли базовую обработку в Adobe Photoshop Lightroom.
Подведение итогов
Предвижу критику вроде - "зачем тебе сдался этот древний хлам?" Я его приобрел скорее из спортивного интереса. У меня было очень много вопросов. Почему этот объектив так хвалят на зарубежных фоторесурсах? Почему его так мало в России? Почему, если он так крут, его цена такая низкая? Как он поведет себя хорошая, но старая оптика на современной многомегапиксельной тушке?
На деле подтвердилось, что Panasonic Lumix 14-45mm 1:3.5-5.6 за свои деньги вполне неплох. Несмотря на свой преклонный по меркам цифровой электроники возраст, он до сих пор актуален. Вероятно, объектив создавался как "пряник", которым производитель планировал привлечь внимание к своей системе. Когда задача была выполнена, следующая его версия была упрощена и удешевлена, что косвенно сказалось и на оптических харкатеристиках. Не исключаю ситуации, что это было сделано не без участия Olympus - собрата по платформе Micro4/3, который не мог предложить столь интересную оптику за столь низкую цену и боялся из-за этого потерять продажи. В итоге оба производителя пришли к общему знаменателю - сопоставимым по своим свойствам объективам 14-42mm.
Объектив Panasonic 14-45mm 1:3.5-5.6 не выглядит чем-то брутальным и пафосным, но несмотря на свою пластмассовость и "китовость" выдает вполне неплохую картинку. При этом его вполне можно назвать "тревел-зумом" - легкий, компактный, в меру "приближающий" - для общих и средних планов. Если вы не мыслите свои фотопрогулки без съемки крупных планов, посмотрите еще Panasonic 14-140mm (их 2 версии). Он больше и тяжелее чем 14-45, немного уступает ему по качеству картинки, но обладает завидной универсальностью.
Что касается качества изображения, на мой взгляд, объектив заслуживает оценки 3.5 балла из 5. Объектив не хватает звезд с небес, но обеспечивает тот добротный средний уровень качества, который удовлетворит подавляющее большинство фотолюбителей. Подобный уровень можно назвать разумным компромиссом между качеством, стоимостью и размерами. Диапазон фокусных расстояний покрывает практически весь спектр сюжетов любительской съемки - от пейзажных 28 мм до умеренного "теле" 90 мм. Для съемки видео, конечно, желательно наличие моторизованного зума, но с точки зрения фотосъемки механический привод трансфокатора удобнее, так как позволяет быстро перейти из одного крайнего положения в другое.
Недостатки - вещь субъективная. С одной стороны нельзя не причислить к ним переменную светосилу 3.5-5.6 и небольшое подмыливание краев изображения на 14 мм, но с другой - если принять во внимание стоимость объектива, то ему можно с легкостью простить все эти недостатки.
Сейчас Panasonic 14-45mm 1:3.5-5.6 OIS в розничной продаже найти невозможно (а если и найдете, то по неадекватной цене), только по сайтам частных объявлений. Примерная стоимость объектива лежит в диапазоне от 8 до 10 тысяч рублей в зависимости от состояния. Гарантия на них уже давно закончилась, поэтому "белый" он или "серый" уже не имеет никакого значения. Значительное количество этих объективов было ввезено в Россию из-за рубежа - вероятно там он более распространен, чем у нас. Лично мой экземпляр японский. На нем написано "Made in Japan" и в коробке лежит инструкция с иероглифами. Многие считают, что это очень хорошо - процент брака "за бугром" якобы намного меньше, чем у нас.