В раздел "Статьи"

Panasonic Leica DG Summilux 25mm 1:1.4 Asph. Обзор знаменитой "паналейки"

© Артем Кашканов, 2020

Всегда жалко расставаться с хорошими вещами. Но когда видишь, что замечательный инструмент лежит без дела, становится еще более грустно. Именно с таким настроением я расстался с объективом Olympus 12-40mm 1:2.8mm Pro. Он, наверно, всегда останется в моей памяти как эталон универсального зума под micro 4/3, но поскольку времени на художественную фотографию сейчас почти не стало, я принял решение продать эту "прошку", пока она еще актуальна и не сильно потеряла в цене. 

Что взамен? Буквально через три дня нашелся желающий поменяться - я ему Олимпус 12-40, он мне - Panasonic Leica 25mm 1:1.4, плюс энная доплата с его стороны. Я уже давно поглядывал на это стеклышко, но стоимость от 25 тысяч рублей за б/у несколько сдерживала мой пыл. Какое-то время в моем арсенале был более дешевый Panasonic 25mm 1:1.7, но он мне показался не очень интересным по рисунку и я от него тоже избавился. И вот теперь у меня есть объектив Panasonic Leica 25mm 1:1.4 (еще его называют "паналейка").

В этой статье я поделюсь своими впечатлениями от Panasonic Leica DG Summilux 25mm / 1:1.4 Asph. Все это будет делаться с оглядкой на более дешевую версию Panasonic Lumix 25mm 1:1.7, впечатления от которого относительно свежие.

Обзоров "паналейки" написано уже очень много как любителями, так и профессиональными журналистами. Я решил не уподобляться профессионалам-технарям и не ставил перед собой цели написать на 100% правильного и исчерпывающего обзора, поэтому если вдруг что-то покажется не серьезным, прошу отнестись к этому с юмором или хотя бы с пониманием :)

Внешний вид

По внешнему виду объектив Leica 25mm 1:1.4 мало чем отличается от младшего брата - Lumix 25mm 1:1.7 (он на картинке справа). 

Видимые отличия - у "паналейки" используется чуть более узкое, но обрезиненное кольцо фокусировки, в то время как у версии 25mm 1:1.7 оно пластмассовое. Также у старшей версии чуть больше диаметр передней линзы, при том что резьба под светофильтр у обоих объективов одинаковая - 46 миллиметров.

Кольцо фокусировки управляет фокусировочным моторчиком "по проводу", механической связи с фокусировочной группой линз нет.

С объективом Panasonic Leica 25mm 1:1.4 в комплекте идет бленда прямоугольной формы, которая выглядит так:

Вероятно, такая бленда более эффективно защищает от боковой засветки, чем обычная круглая, но ее нельзя перецепить в транспортное положение задом наперед - не налезает.

Корпус объектива Panasonic Leica 25mm 1:1.4 сделан из высококачественного пластика, байонет металлический. Все предельно просто и лаконично. Никаких выключателей и дополнительных кнопок не предусмотрено - даже отключения автофокуса. Эта кнопка давно переехала на камеру.

Технические характеристики

Сравним технические характеристики Panasonic Leica 25mm 1:1.4 с ее младшим братом.

Характеристика Panasonic Leica 25mm 1:1.4 Panasonic Lumix 25mm 1:1.7 Комментарий
Фокусное расстояние 25 мм 25 мм Эквивалентно 50 мм на полном кадре
Максимально открытая диафрагма F1.4 F1.7 В плане ГРИП эквивалентно полнокадровым F2.8 и F3.5 соответственно
Оптическая схема 9 элементов в 7 группах, 2 асферических 8 элементов в 7 группах, 2 асферических В общем и целом считается, чем больше элементов, тем лучше
Количество лепестков диафрагмы 7 7 При их количестве более 6 форма диска нерезкости ("боке") близка к круглой
Минимальная дистанция фокусировки 30 см 25 см Младшая модель чуть лучше, но до полноценного макро ей все равно далеко
Размер 63 * 54.5 мм 61 * 52 мм Объективы по размеру почти одинаковые, разницей в считанные миллиметры можно пренебречь
Масса ~200 г ~125 г "Лейка" потяжелее, но и материалы у нее более качественные

Как видно из таблицы, на бумаге характеристики объективов не сильно то и отличаются! И это при том, что "лейка" стоит чуть ли не в три раза дороже обычного "люмикса".

Попытаемся поснимать на этот объектив, может тогда что-то прояснится. А снимать будем на фотоаппарат Panasonic Lumix GX9.

Разрешающая способность, виньетирование, хроматические аберрации

Результаты замеров разрешающей способности были нагло позаимствованы с сайта opticallimits.com и приведены на этой картинке:

На цифры можно, в принципе не смотреть, так как для каждой матрицы они будут разные (данные приведены для 16-мегапиксельного сенсора камеры Lumix GX1), график приведен чтобы проследить общую тенденцию поведения резкости по центру и по краям изображения в зависимости от значения диафрагмы.

Всем хочется, чтобы картика "звенела" от резкости начиная с открытой диафрагмы. К сожалению, на Panasonic Leica 25mm 1:1.4 этого не происходит. Картинка на f/1.4 вполне приличная, но если рассматривать ее в 100% масштабе, резкость даже в центре кадра кому-то покажется недостаточной, не говоря уже о краях кадра. В принципе, ее легко компенсировать легким шарпингом в Фотошопе или Лайтруме. Да и вообще, открытая диафрагма чаще всего используется для портретной съемке, при которой по краям кадра расположены некритичные объекты, причем по большей части в зоне размытия, а ей высокое разрешенее не нужно.

На диафрагме 2 ситуация несколько улучшается, но лично у меня сложилось впечатление, что более дешевый Lumix 25mm 1:1.7 на f/2 резче, чем "паналейка". Сравнить цифры не было возможности - это просто личное ощущение. Возможно, в пользу дешевой версии сложился баланс "удачный/неудачный экземпляр", но похожее мнение мне приходилось слышать на форумах любителей "микры".

При закрытии диафрагмы резкость заметно подрастает и достигает максимума в сравнительно узком диапазоне от f/2.8 до f/4. В этом диапазоне детализация в центре кадра становится действительно впечатляющей, по краям - чуть меньше, но все равно вполне достойно. При закрытии диафрагмы сильнее до f/8 и сильнее становится заметна дифракция, из-за которой разрешающая способность объектива в центре снижается. На f/11 уровень детализации по центру, краю и углу кадра практически сравниваются.

Виньетирование объектива и хроматические аберрации в настоящее время не считаются сербезной проблемой, так как вполне успешно компенсируются программно самой камерой, либо программой обработки RAW. Если отключить эти опции, виньетирование заметно в диапазоне диафрагм 1.4...2. При закрытии до f/2.8 оно практически сходит на нет. Хроматические аберрации также не досаждают. Единственное, что свойственно объективу - это фринджинг на открытых диафрагмах (хроматические аберрации в зоне боке). В примерах ниже этот эффект будет продемонстрирован.

Объектив в работе

Если честно, у меня нет желания тестировать объектив на каких-то искусственно созданных инсталляциях с разноцветными предметами и мелкими надписями. Объектив покупался не для тестов, а для фиксации моментов из жизни - важных и не очень. И цель его - обеспечить такой результат при съемках в помещении, чтобы при взгляде на фото сразу стало ясно - да, это снято не на смартфон. Посмотрим, насколько это удалось...

Первый выход объектива "в свет" состоялся во время новогодних походов в по гостям. Я не стал заморачиваться на ручном режиме, используя приоритет диафрагмы в сочетании с автоматическим ISO.

Диафрагма 1.4. Горизонт завален! :)

Эта фотография иллюстрирует, чего ждать от объектива при съемке жанровых фотозарисовок и небольших групп людей. Цвета получаются яркие, живые и насыщенные. Резкость на F1.4, конечно, не "звенящая", но она есть и там где надо - автофокус не подвел (полноразмерные фотографии будут по ссылке в конце статьи). Легкое боке присутствует. Многим оно покажется недостаточным для F1.4, но, ребята, это Micro 4/3. Кроп фактор 2 превращает F1.4 в полнокадровый аналог F2.8. Если хотите размывать задний план "в кашу" - вам прямая дорога к "фуллфрейму".

Кто-то обратит внимание на затемнение в правом нижнем углу - это в кадр попал край какого-то предмета. Виньетирование даже на F1.4 у объектива Panasonic Leica 25mm 1:1.4 в рамках приличия.

Попробуем сфотографировать одного из "гроссмейстеров" более крупным планом... 

Снова диафрагма 1.4. Горизонт завален и хроматические аберрации :)

С эмоциями, конечно, немного переиграно и фото больше похоже на шарж чем на портрет, но обратите внимание, как "лейковская" оптика интересно размыла елку на заднем плане! Особенно вот это понравилось:

Вроде бы, и хроматические аберрации прут, и "кошачьи глазки" (диски размытия растянуты в овалы), но это выглядит как-то по-благородному! По крайней мере, ничего подобного на Panasonic Lumix 25mm 1:1.7 я не замечал. Да, он тоже размывал задний план, но делал это как-то обычно и скучно, а с "лейкой" современное искусство какое-то получается на ровном месте :)

При съемке "кошачьих портретов" с метрового расстояния размытие фона получается более внушительным, однако, кроме котиков и натюрмортов с метровой дистанции ничего фотографировать не получится. 

Злить мейн-куна оказалось не очень хорошей идеей, так как когти и зубы у него почти как у рыси. Тем не менее светосила 1:1.4 позволила получить вполне детализированные и не смазанные в движении снимки в полутемном коридоре. Искусство требует жертв (если это можно назвать искусством). Царапины уже почти зажили, ни один кот при съемках не пострадал :)

Как справляется "Лейка" с пейзажной съемкой? Как известно, съемка пейзажа ведется на прикрытых диафрагмах. Для Micro 4/3 достаточно прикрыть диафрагму да 4-5.6, чтобы получить большую глубину резкости. Тут никаких сюрпризов - картинка чистая и резкая по всему полю кадра.  Цветопередачу в полной мере пока оценить не получается, так как на улице зима, тем не менее, предзакатное освещение объектив отрабатывает очень хорошо. 

Конечно, 25мм на micro 4/3 - не совсем пейзажное фокусное расстояние и если сравнивать творческие возможности Panasonic Leica 25mm 1:1.4 даже китовым объективом Lumix 12-32mm 1:3.5-5.6 на сопоставимых фокусных расстояниях и диафрагме в районе 4-5.6, разницу между ними заметить практически невозможно, по крайней мере при просмотре картинки на мониторе (не говоря уже про планшет или смартфон). Мне разницу удалось заметить только при рассматривании 100% кропов, и то только по углам. 

Ночная уличная съемка без штатива

В этом плане объектив хорош и плох одновременно. Хорош он тем, что благодаря своей светосиле позволяет использовать относительно низкие ISO при съемке на освещенных обычными фонарями вечерних улицах. Объектив в как минимум в 8 раз "светлее" стандартного китового со светосилой 1:3.5 на коротком конце. Но при этом следует иметь в виду пару особенностей:

  • во-первых, фокусного расстояния 25 мм может быть многовато для уличной съемки, для стрит-фото на micro4/3 все-таки лучше использовать объектив 17 мм;
  • во-вторых - иногда возникают проблемы с автофокусировкой. Вероятно, тому виной является мерцающий свет светодиодных уличных фонарей, которые сейчас вытесняют обычные галогеновые лампы.

Но это лишь моя догадка! Потому что на одной улице фокус работает уверенно, на соседней - постоянно елозит туда-сюда. А даже небольшой промах фокусировки при малой ГРИП становится причиной получения нерезких снимков.

Итак, несколько примеров фотографий...

При первом снимке я был в недоумении - что это за отвратительные блики! Я уже был рвать и метать, но к счастью догадался попробовать сфотографировать то же самое, сняв защитный фильтр:

Совсем другое дело! Блики исчезли, контрастность улучшилась. Да, качество фильтра, доставшийся мне от прежнего владельца явно оставляет желать лучшего. Вполне логично, что после первых же снимков фильтр был отправлен на длительное хранение в коробку от объектива где примкнул к мануалам и чекам - крайне полезным в жизни вещам, нужным только два раза - при покупке и при продаже :) При разглядывании фото в масштабе 1:1 выяснилось, что устойчивость объектива к бликам все же не стопроцентная - вокруг ярких фонарей на открытой диафрагме заметно характерное свечение.

Еще один пример ночной фотографии на f/1.4 - фрагмент убранства Суздальской новогодней елки:

Вот здесь f/1.4 явно пошла на пользу картинке. Благодаря узкой ГРИП появился объем, а интересный рисунок размытия добавил немного "сказки". 

Выводы и подведение итогов

Panasonic Leica 25mm 1:1.4 - однозначно заслуживающий внимания объектив в системе Micro 4/3. Главное его преимущество перед более дешевым собратом Lumix 25mm 1:1.7 - объектив вполне можно отнести к категории художественной оптики. Он резкий, контрастный, в меру "пластичный" и "рисующий", цветастый. Объектив хорошо "ловит свет". У него неплохая бликоустойчивость. С ним можно снимать широкий спектр сюжетов - одиночный и групповой портрет, уличное фото, натюрморт, предметная съемка, в определенной мере пейзаж - это свойства любого "полтинника". Именно по этим причинам его стоит купить.

И тут мы сталкиваемся с дилемой - "паналейка" стоит 600 долларов, а очень похожий на него по характеристикам "люмикс 25/1.7" - около 200 долларов. При том, что более дешевый "люмикс" во многом оказывается не хуже, а в чем-то даже лучше (резкость на открытой диафрагме). Здесь уже решает сам фотолюбитель - чего он хочет. Если нужна беспристрастная фиксация событий, то вполне можно обойтись обычным "люмиксом 25/1.7". Если хочется магии - смотрите в сторону "лейки 25/1.4". 

Ну и как обещал - вот ссылка на снимки, сделанные объективом Panasonic Leica 25mm 1:1.4 (их пока немного, но при появлении чего-то интересного обязательно добавлю их в эту папку).




Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»