Как сфотографировать близко стоящее здание без перспективных искажений?
© Артем Кашканов, 2019
Эта статья в какой-то степени является продолжением темы про съемку архитектуры. Краткое содержание статьи (если лень переходить по ссылке): главная проблема при съемке архитектуры - это перспективные искажения, из-за которых здание выглядит как трапеция. Причем, чем с более близкого расстояния делается снимок и чем меньше фокусное расстояние объектива, тем сильнее эти искажения. Чтобы их уменьшить, нужно отойти подальше и использовать более длиннофокусный объектив. Или объектив tilt-shift, способный исправлять перспективу благодаря смещению плоскости фокусировки. То есть, в теории все относительно просто, но как бывает на практике?
В один прекрасный день мы решили обновить фотографию здания нашего института на сайте и на информационном стенде, но вот в чем беда - 8-этажное здание стоит на перекрестке двух узких улиц, со всех сторон закрыто деревьями. Из техники в распоряжении всего лишь Nikon D5100 с китовым объективом 18-55 мм. Если просто выйти на улицу, отойти на максимально возможное расстояние, получится такая фотография:
Вертикальный кадр немного спасает ситуацию, но не полностью:
Здание выглядит как трапеция, низ в кадр не влез. В принципе, можно было расширить верхнюю часть инструментом "Трансформация" в Photoshop и получить более-менее приемлемый результат, например, такой:
Здание не является архитектурным шедевром и не окружено живописным пейзажем, поэтому такой результат был бы достаточен, но поскольку у меня внутри живет фотокритик, он мне настойчиво твердил, что фотография получилась откровенно тесная и зажатая. И чтобы ему угодить, пришлось сделать так:
Данное изображение было получено при помощи того же Nikon D5100 с объективом 18-55 мм и программой Adobe Photoshop CS6, а именно, инструментом Photomerge.
Последовательность действий
1. Снимаем исходный материал. Для этого лучше использовать штатив, но при съемке с достаточно большого расстояния вполне можно снимать с рук (я так и делал). Программа потом автоматически все выровняет. Единственный важный момент - переводим камеру в режим M и фиксируем уровень экспозиции, чтобы он не менялся от кадра к кадру. Объектив ставим на максимально широкий угол и делаем серию горизонтальных кадров, располагая их в вертикальную панораму. Направление значения не имеет - можно снизу вверх, можно сверху вниз.
2. Скачиваем отснятые фотографии на компьютер, загружаем их все в Photoshop.
3. Запускаем Photomerge:
4. Нажимаем кнопку "Добавить открытые файлы":
В этом же диалоговом окне можно выбрать настройки макета (сфера, цилиндр, перспектива, и т.д.), необходимость исправления виньетирования и геометрических искажений (если объектив темнит и тянет углы). Давайте оставим все как есть и запустим склейку - жмем OK.
Через некоторое время Photoshop нам выдаст примерно такой результат:
Выделяем рамкой то, что нам нужно и кадрируем. Все просто, согласитесь?
Но если присмотреться внимательно, "косяки" все-таки есть - провода не срослись. Все-таки надо было снимать со штатива, чтобы камера перемещалась в одной плоскости :) Но поскольку провода в данном случае фотомусор, подлежащий удалению, я на этом варианте и остановился. После 10 минут работы "штампом", все провода на фасаде здания оказались вычищены.
Но для полного перфекционизма можно попробовать склеить панораму снова, уже поставив галочку "Коррекция геометрического искажения" и макет "Перспектива":
Уже получше - верхний провод сросся, но нижний все равно оказался переломлен. Если рассмотреть покрупнее, то причина становится понятной - провод наложился на тень от кондиционера, и Photomerge ошибочно посчитал ее частью провода. Просто совпадение.
Выводы
Я не ставил перед собой цели подробно расписать обо всех возможных способах склеивания панорам в Photoshop и каких-то других программах. Моей целью было показать, что многие не разрешимые на первый взгляд задачи имеют решение, если подойти к их решению с умом. В данном случае была рассмотрена реальная практическая задача - красиво (насколько это возможно) сфотографировать большое здание, не имея в распоряжении ни штатива, ни профессиональной фотокамеры, ни сверхширокоугольного объектива, ни возможности отойти от него на достаточное расстояние. Эта задача была успешно решена четыремя кадрами и несколькими кликами мыши.
Точно по такому же принципу можно действовать, кстати, и при съемке пейзажа, если под рукой нет широкоугольника.
Осталось только решить вопрос о том, где взять Photoshop. Здесь каждый решает сам для себя на свой страх и риск :) Но даже если "обыкновенной" версии его нет, вполне можно скачать официальную ознакомительную сроком действия 30 дней с официального сайта. Скорее всего, она позволит решить данную задачу.