В раздел "Статьи"

Новый китовый объектив Canon EF-S 18-55mm 1:4-5.6 IS STM. Светосила vs Компактность.

© Артем Кашканов, 2017

Объектив Canon EF-S 18-55mm - извечный объект насмешек "пафосных" фотографов. На деле - это самый лучший объектив по соотношению цена/качество. Почти всегда этот объектив покупается в комплекте с камерой и цена его в этом случае получается просто смешной - около 50 долларов. Даже среди б/у оптики за эту цену решительно невозможно найти что-то автофокусное сопоставимое с ним по характеристикам и универсальности.

Не так давно объектив пережил свое шестое! обновление. Сейчас этот объектив идет в комплекте с новыми любительскими зеркалками, в частности, Canon EOS 77D. Canon EF-S 18-55mm "Mark 6" заметно уменьшился в габаритах, и чуть-чуть потерял в светосиле. Насколько критична эта потеря и стои ло ли оно того? Попробуем разобраться.

Прежде всего бросается в глаза то, что объектив стал действительно компактным - по субъективной оценке сантиметра на 1.5 короче своего предшественника, который и так не отличался крупными габаритами.

Объектив отлично дополнит сверхкомпактные зеркалки, такие как Canon EOS 100D и 200D. 

Минимальный размер объектив имеет в широкоугольном положении (18 мм), при увеличении фокусного расстояния объектив заметно увеличивается в длину, в отличие от предшественника, у которого "хобот" перемещелся в относительно небольшом диапазоне.

 

Из-за большого изменения внутреннего "объема" при зуммировании и отсутствии у объектива пыле/влагозащиты существует вероятность засасывания пыли внутрь камеры. 

Объектив имеет оптический стабилизатор изображения, способный компенсировать до 4 шагов экспозиции. Это означает, что на коротком конце можно фотографировать без риска шевеленки с выдержкой не 1/30 сек, а (мысленно считаем шаги - 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2 сек) на 1/2 секунды. Если честно, верится с большим трудом. Вероятно, при полусекундной выдержке получится что-то заснять, но фотограф должен при этом иметь "руки снайпера", чтобы держать камеру неподвижно. Это дано, увы, не каждому. Поэтому более реальной выдержкой  будет 1/15-1/10 секунды. При этом в кадре не должно быть движущихся объектов - они будут размазанными несмотря на всю мощь стабилизатора.

Урезанная светосила - насколько это серьезно? 

Если смотреть объективно, разница между f3.5 и f4 - всего 1/3 шага экспозиции. В реальных условиях эта разница практически не заметна. Все равно что поменять выдержку с 1/50 на 1/60 секунды или повысить ISO со 100 до 125. Для "нетворческих" объективов светосила уже давно перестала играть ключевую роль. У современных камер рабочая чувствительность ISO весьма высока, поэтому 1/3 шага светосилы - это капля в море.

Если рассматривать диафрагму как инструмент размытия заднего плана, то у всех объективов "китового" семейства она изначально для этого не предназначена. Точнее, эффект боке можно получить при съемке на 55 мм с очень близкого расстояния, при том что фон расположен далеко (в несколько раз дальше объекта).

Но стоит отойти от объекта съемки метра на два (типичная дистанция для портретной съемки), то и объект и фон будут почти одинаково резкими. Одно из типичных предназначений объектива Canon 18-55mm - портрет на фоне пейзажа, наиболее востребованный во время прогулок, поездок, путешествий.

Естественно, никто не запрещает снимать и в других жанрах, но стоит помнить, что размытие фона получить не удастся. Для этого лучше использовать светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например, Canon EF 50mm.

Подведем итог

В принципе, появление объектива Canon EF-S 18-55mm 1:4-5.6 IS STM - не такое уж и грандиозное событие, чтобы раздувать его в огромную статью. Эти объективы уже достаточно хорошо изучены и по качеству картинки из них выжато все, что можно выжать из объектива с такими размерами и с такой ценой. Это типичный любительский объектив, который не хватает звезд с небес в плане художественности, но способен дать вполне "техничную" картинку - резкую и в меру цветастую. Не стоит требовать от него невозможного, например, снимать в жестком контровом свете или пытаться получить "профессиональное" размытие фона и все будет хорошо.

Оправдано ли уменьшение светосилы ради достижения большей компактности? На мой взгляд, да. Рабочее ISO у современных камер весьма велико и потеря трети шага светосилы на коротком конце едва ли скажется на результате. Зато уменьшенные габариты и вес вы будете ощущать каждый раз, когда берете камеру в руки или укладываете ее в фотосумку. Удобство в использовании - это огромный плюс, который ни в коем случае нельзя списывать со счетов в случае если имеем дело с техникой  любительского класса. 



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»