В раздел "Статьи"

Выбор суперзума - компактного фотоаппарата с большим оптическим зумом (2015)

© Артем Кашканов, 2015

Одна из самых заветных характеристик цифрового фотоаппарата — кратность оптического зума. По-научному это называется диапазоном фокусных расстояний объектива, но в обиходе чаще используется слово "зум" в разных вариациях — "суперзум", "гиперзум" и т.п.

В общем и целом, сама идея производителей "суперзумов" вполне здравая — сделать действительно универсальную камеру, которая будет одинаково хорошо себя чувствовать как в руках фотолюбителя-новичка, так и профессионала (в качестве "второй" камеры). Благодаря своим возможностям "хорошо приближать", суперзумы пользуются устойчивым спросом на рынке. В ответ на это производители представляют огромный выбор моделей суперзумов — один краше другого. Разобраться в этом многообразии и остановить свой выбор на одной конкретной модели даже опытному фотолюбителю бывает непросто, не говоря уже о фотографах-новичках.

Лично я не являюсь фанатом суперзумов, но в виду большого количества вопросов "посоветуйте суперзум", которые мне задают, решил написать эту статью — кратко, емко, без приверженности к каким-либо брендам. Все камеры, упомянутые в статье, "вычислены" по техническим характеристикам при помощи фильтров Яндекс.Маркета. Наибольшее внимание я уделял техническим критериям — размер матрицы, светосила, стабилизация, автономность. Средняя оценка камеры пользователями также бралась в расчет, но не играла ключевой роли, так как она чаще всего слишком субъективна.

Вся правда о суперзумах

С давних времен суперзумы занимают отдельную нишу на рынке фототехники, причем в этой нише есть свое деление на классы и подклассы — по кратности зума, по размеру матрицы. Кратность зума определяет универсальность, размер матрицы (в миллиметрах) — качество изображения. Эти величины, как правило, обратно пропорциональны. Чем меньше размер матрицы, тем более мощный зум можно реализовать, сохранив камере компактные размеры. Расплачиваться за это приходится качеством изображения. У матриц большего размера, наоборот, качество картинки лучше, но при этом пропорционально растут и габариты объектива. Это заставляет ограничивать кратность зума значением порядка 20х, иногда чуть больше, чтобы сохранить компактные размеры.

Практически любой "суперзум" строится на базе более простой модели мыльницы. От базовой модели берется матрица и вся остальная начинка, но вместо объектива с 3-5-кратным зумом ставится 30-50-кратный. Чтобы фотоаппарат смотрелся гармонично с таким массивным объективом и удобно лежал в руке, к корпусу приделывается удобная рукоятка. По форме корпуса суперзум напоминает зеркалку, иногда их еще называют "псевдозеркалками".

Несмотря на внушительные габариты и "дальнобойный" объектив, характер изображения у суперзумов "мыльничный" — цвета не слишком сочные, небо в крапинку (цифровой шум). Для борьбы с шумами используются специальные алгоритмы шумоподавления, т.н. "шумодав" — он действительно сделает небо "гладким", но имеется большой риск того, что он "поест" мелкие детали.

Шумодав убил фактуру воды. Пароходик будто стоит на асфальте.

Суперзумы ориентированы на относительно продвинутых пользователей, поэтому их функционал может быть сравнимым с функционалом камер более высокого класса — топовых компактов, системных камер и зеркалок. Почти всегда у суперзумов есть ручной режим, у некоторых даже есть поддержка RAW. Наличие RAW — сильный аргумент в пользу модели, поскольку этот формат предоставляет гораздо больше возможностей для доведения фотографии до "выставочного" качества, нежели внутрикамерный JPEG.

Очень актуальным вопросом для суперзумов является стабилизация изображения. Все современные аппараты данного класса имеют систему стабилизации, которая помогает удержать картинку неподвижной при съемке с большим приближением. Спорить о том, у какого производителя система стабилизации более эффективна, нет никакого смысла — все упирается в класс камеры и ее "навороченность". Пропорционально возможностям техники растет и ее цена (иногда даже опережая возможности, особенно если модель новая на рынке).

Для любого компактного аппарата больным вопросом является скорость и точность автофокусировки. Для суперзумов эта задача стоит особенно остро. Если фотографировать в широкоугольном положении, автофокус прекрасно справляется с задачей, зачастую не уступая по скорости автофокусу зеркалки. Но если мы выдвинем зум на максимум и попытаемся сфокусироваться, это окажется не так уж и просто — малейшее сотрясение камеры вызывает заметное смещение картинки, объектив на длинном конце пропускает к матрице намного меньше света, чем на коротком, глубина резкости уменьшается с ростом фокусного расстояния, соответственно, возрастает требование к точности наводки. Все это замедляет работу автофокуса при съемке на большом фокусном расстоянии. Самое печальное, скорость фокусировки никак не отражается в заявленных характеристиках фотоаппарата, поэтому при выборе приходится действовать по наитию — брать несколько моделей и сравнивать их в живую, ориентируясь на свои субъективные впечатления.

Зум почти всегда приводится в действие электромотором, который сажает батарейку. Поскольку зум большой, то у фотографа постоянно возникает соблазн снимать то крупные, то общие планы, регулярно двигая зум туда-сюда. В итоге средняя энергозатрата на получение одного кадра у суперзума больше чем у простой мыльницы. Плюс ко всему, есть еще стабилизатор изображения, который также питается от аккумулятора. В связи с этим, дешевые суперзумы, имеющие аккумулятор как у базовой модели мыльницы (или сопоставимый с ним по емкости), грешат малой автономностью. Например, недорогой фотоаппарат Canon Powershot SX400is делает на одной зарядке аккумулятора всего 190 снимков. Это не хватит и на полдня активных съемок. Приемлемым для компакта значением я считаю 300-320 кадров на одной зарядке.

Общие рекомендации при выборе компактного аппарата с суперзумом

В первую очередь, если уж хотите иметь аппарат с большим оптическим зумом, не гонитесь за дешевизной и сверхкомпактностью. За нее придется расплачиваться как минимум двумя вещами:

  • Низкое качество изображения. Шумная матрица "мыльничного" формата и "урезанные" алгоритмы внутрикамерной обработки не способны обеспечить действительно качественную детализацию картинки — либо будут шумы, либо "замыленность" из-за шумодава. Несмотря на большое количество мегапикселей, фотографии можно будет печатать с хорошим качеством только форматом 10*15 см.

  • Сверхкомпактные аппараты с большим зумом имеют два недостатка. Во-первых, для качественной съемки с большим приближением, аппарат должен лежать в руке "как влитой". Для этого корпуса камер имеют эргономичный хват, обтянутый рифленой резиной. Если этого хвата нет и корпус имеет прямоугольную форму, его приходится держать не всей кистью, а 2-3 пальцами. Естественно, ни о какой надежности хвата речи не идет. Следствие — большой процент смазанных фотографий. Во-вторых, из-за компактности нет возможности использовать мощные аккумуляторы (они размещаются как раз в рукоятке), а это снижает автономность камеры или заставляет покупать запасные батареи.

Условно поделим фотоаппараты на несколько классов.

Суперзумы класса премиум

Самое лучшее качество фотографий обеспечивают фотоаппараты с большими матрицами, например, Canon Powershot G3x, Panasonic Lumix FZ1000, Sony Cybershot RX10.

Canon PowerShot G3 XPanasonic Lumix FZ1000Sony CyberShot RX10
матрица 20.9 МП (1")

оптический зум 25x

матрица 21 МП (1")

оптический зум 16x

матрица 20 МП (1")

оптический зум 8x

Эти аппараты хороши всем — качество изображения практически как у зеркалки, высококачественный зум-объектив от 8 до 25 крат, но... стоимость этих аппаратов редко бывает меньше 60 тысяч рублей. Это стоимость полупрофессиональной зеркалки. Однако, на эти аппараты есть спрос со стороны опытных фотографов, которым нужен компактный заменитель зеркалки с кучей оптики, обеспечивающий сопоставимое качество. Такие аппараты удобны в поездках и командировках, в которых фотосъемка не является первичной задачей. На роль "единственного" аппарата эти аппараты тоже вполне пригодны, если не пугает цена — это действительно высококачественная техника, работать с которой одно удовольствие. Единственное, с чем нужно будет смириться — невозможно использовать сменную оптику.

Суперзумы среднего класса с поддержкой RAW

Как бы ни были хороши перечисленные выше камеры, не каждый готов выложить столь круглую сумму, поэтому рассмотрим следующую группу, условно назовем ее "чуть выше среднего". В нее входят суперзумы с "мыльничной" матрицей 1/2.3", имеющие поддержку RAW. Как уже говорилось выше, RAW дает возможность более полно использовать возможности камеры и хоть немного, но улучшить качество картинки, обрабатывая фотографии на компьютере в Photoshop или Lightroom.

Panasonic Lumix FZ72Canon Powershot SX60isFujifilm Finepix HS50exr
матрица 16.8 МП (1/2.3")

оптический зум 60x

матрица 16.8 МП (1/2.3")

оптический зум 65x

матрица 16 МП (1/2")

оптический зум 42x

Не стоит ждать от этих фотографий "зеркалочного" качества картинки, но в общем и целом они удовлетворят потребности большинства фотолюбителей. Аппараты имеют электронный видоискатель — это облегчает съемку на ярком солнце. Мощный оптический зум и емкий аккумулятор делают любой из этих фотоаппаратов верным и надежным спутником в любом путешествии. Нет смысла искать кардинальные отличия между техническими характеристиками моделей — они примерно одинаковые. Выбор определяется субъективным "нравится/не нравится".

Если вы не чувствуете острой необходимости в RAW, можно в этот список добавить еще несколько моделей — Nikon Coolpix P610, Fujifilm Finepix S8300, Sony Cyber-shot DSC-HX400. Имейте в виду, что модели в данном сегменте обновляются часто, но характеристики их не претерпевают каких-то значительных изменений. Не обязательно гнаться за самой новой и дорогой моделью — чаще всего, она отличается от предыдущей только расположением кнопок и парой никому не нужных мегапикселей.

Компактные суперзумы

Если окончательно спуститься с небес не землю, то посмотрим на недорогие аппараты с зумом кратностью более 25х и с батарейкой, позволяющей делать более 300 кадров.

Sony Cybershot HX50, HX60Nikon Coolpix S9900
матрица 21, 20 МП (1/2.3")

оптический зум 30x

матрица 16.8 МП (1/2.3")

оптический зум 30x

Начинка этих аппаратов такая же, как у аппаратов предыдущей группы, но отсутствует электронный видоискатель, что делает корпус более компактным. Обратная сторона медали — отсутствие надежного хвата, что повышает вероятность шевеленки при съемке с большим фокусным расстоянием. Видимо поэтому в данные аппараты ставят на 50-60-кратные зум-объективы, а "всего лишь" 30-кратные. Впрочем, для большинства задач такого зума хватает за глаза.

Важное достоинство моделей данной категории - они компактны! Со "втянутым" объективом аппарат легко поместится во внутренний карман ветровки, в отличие от "зеркалкоподобных" старших братьев. Я думаю, для многих это станет решающим фактором при выборе. Все-таки, компактность - одно из самых главных оправданий "мыльничного" качества картинки.

Стоимость аппаратов этой группы начинается с 17-18 тысяч рублей. Если и это дорого, то, в принципе, уже без разницы что брать. Все что можно было урезать "лишнего" у этих аппаратов урезано. Дальнейшее удешевление идет за счет урезания кратности зума, емкости аккумулятора, качества стабилизации и т.д. То есть, плавное приближение характеристики камеры к обычной карманной мыльнице.

Подведем итоги

К сожалению, не бывает так, чтобы все было хорошо сразу. Действительно качественная техника стоит дорого. Камеры среднего класса стоят более-менее приемлемо, но заметно уступают премиум-классу по качеству картинки, зато это компенсируется большей кратностью зума. Не стоит забывать о том, что, несмотря на солидный внешний вид, внутри это та же самая мыльница, к которой приделали 50-60-кратный зум-объектив. При дальнейшем уменьшении стоимости камеры мы наблюдаем отказ от электронного видоискателя и поворотного экрана, уменьшение кратности зума и переход в класс простых любительских мыльниц.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»