Пейзажная фотография — один
1. Подготовка: что нужно для пейзажной съёмки
1.1. Выбор камеры
-
Зеркальные
и беззеркальные камерысо сменной оптикой. Более подробноо выборе фотокамерыи оптики написаны отдельные статьи:
Если вкратце – для качественной съемки пейзажа нужен именно фотоаппарат, а
-
Полный кадр или кроп – полный кадр
в общем случае предпочтительнее, поскольку дает более «объемную» и «воздушную» картинку (техническиеподробности — в статье про выбор фотоаппарата).Если же стоит задача съемки удаленных объектов(с телеобъективом), то предпочтительнее будет кроп, посколькус тем же объективом фотография будет иметь больший масштаб. -
Смартфон — как уже было сказано,
не самый лучший вариант для пейзажной съемки, хотя надо признать, что при хорошем освещении флагманские модели смартфонов могут дать результат, при слепом сравнениине отличимый от полнокадровой камеры. Впрочем, как только света становится меньше, смартфоны стремительно теряют свои позиции.
1.2. Объективы для пейзажа
Для съемки пейзажа
-
Сверхширокоугольные (16-35mm) – для видов, когда вокруг много всего красивого
и хочется взятьв кадр всеи сразу. Объектив16 мм имеет очень широкий угол зренияи имеет специфичную передачуперспективы — объекты переднего плана выглядят крупнее, чеммы привыкли видеть, объектыфона — мельче.Эти объективы хорошо подходят для пейзажей, где важен одновременнои передний и задний планы. Например таких:
Сверхширокоугольниккак бы отдаляет дальний план и те объекты, которые обычнов кадр целикомне помещаются и играют роль фона (например, крупные облакана небе) со сверхшириком помещаютсяв кадр целиком становятся полноценными объектами композиции: -
Стандартные (24-70mm) — универсальный зум,
с диапазоне которого снимается 90% пейзажных композиций. Потренировавшись,вы найдете «свое» фокусное расстояние и, возможно, купите под него«фикс» — более светосильный, легкийи резкий. Мне, например, нравится35 мм: -
Телеобъективы (70-200mm+) — для пейзажей используются нечасто,
но бывают случаи, когдамы хотим акцентировать вниманиена небольшом фрагменте пейзажа. Телеобъектив «сплющивает» перспективуи как бы придвигает задний план ближек зрителю. Из-за этого фотографии могут напоминать бумажныеаппликации — этоне минус ине плюс, а просто особенность.
Телеобъектив может быть наиболее полезен при пейзажной съемкев гористой местности, когда взору открываются широкие панорамына десятки километров.В отличие от широкоугольника, телевик поможет акцентировать вниманиена многих интересных деталях.
1.3. Необходимые аксессуары
-
Штатив — его рекомендуют практически все фотографы-наставники-пейзажисты старой школы.
Это связано с необходимостью съемкина низкой чувствительности, сильно зажатых диафрагмах и, соответственно, длинных выдержках. Современные камеры почти все имеют систему стабилизации изображенияи уже не так требовательнык использованию штатива при съемке пейзажа.Тем не менее, штатив дисциплинирует фотографа, поскольку заставляет более скрупулезно подходитьк выбору точки съемки, выстраиванию композиции, выравниванию горизонтаи т. д.— способствует тому, что вместо20 дублей можно сделать1 действительно хороший снимок.Я использую штатив только при съемкев вечернее и ночное время, если хотите использовать егои днем — не стану отговаривать. -
Фильтры (поляризационный, ND, градиентный). Поляризационный фильтр «усиливает» небо
и делает прозрачной воду.Градиентный — затемняет часть кадра (непример, яркое небо над темным лугом)и компенсирует большую разницу экспозициив разных частях кадра.ND — фильтр нейтральной плотности,на цветопередачу он никак не влияет, но позволяет днем фотографироватьна длинных выдержках (как ночью)и получать размытие облаков, воды, уличного трафика.Вот примеры использования фильтров:Поляризационный фильтр Градиентный фильтр -
Пульт дистанционного управления крайне полезен при съемке
со штатива. Нажимая кнопку спускамы все равно сообщаем усилие камере, что вызываетее небольшое, но смещение и, какследствие — возможную шевеленку (особенно, если штатив недорогойи прогибается от каждого прикосновенияк нему). И здесь приходитна помощь пульт дистанционногоуправления — проводной или беспроводной.У многих современных камерв роли пультад/у может выступать смартфонс установленным специальным приложением. -
Дополнительные аккумуляторы
и карты памяти. Особенно актуально, есливы отправляетесь с камерой в длительное путешествие. Зеркалкав среднем делаетна одном заряде аккумулятора800 снимков, беззеркалка — 400 снимков. Сколько запасных аккумуляторов надоиметь — делайте выводы сами исходяиз подхода к съемке (кто-то строчит какиз пулемета, кто-то снимет «редко, да метко»).
2. Основы композиции в пейзажной фотографии
2.1. Классические правила
-
Правило третей — самое простое и,
в то же время, самое универсальное правило, которое применимоне только к пейзажу, а практически любому другому жанру. Правило просто. Делим снимокна три части по вертикали и по горизонтали. Пересечениялиний — зрительные центры. Ключевые объекты помещаемв зрительные центры. Линию горизонта тоже стараемся подтянутьк одной из линий третей — еслив пейзаже есть передний план, ток верхней, если нет, ток нижней: Ключевые объекты — всплеск водына переднем планеи солнце на заднем плане -
Золотое сечение — схема посложнее:
Изображение из открытых источниковПринцип
такой — отрезаемот кадра квадрат(на приведенном примереон справа, нов зависимости от ситуации можно начатьс другой стороны). Потомот оставшейся части — тоже отрезаем квадрат.И так далее, обычно достаточно3–4 итераций. И через эти квадраты «закручиваем» спираль.Она называется спираль Фибоначчи. Главный ключевой объект помещаемв точку схождения спирали.Чем больше объектов соприкасается иликак-то взаимодействуетс линиями золотого сечения,тем лучше. -
Ведущие линии — дороги, реки, тропинки. Взгляд зрителя следует
за этими элементами. Зрителю подсознательно хочется «пойти» по тропинке.Эти элементы, благодаря эффекту перспективы, должны уходитьв точку, которая расположенавнутри кадра. Тропинка уводит зрителя к ключевой точке — краю обрываРечка, уходящая вдаль, также удерживает внимание зрителя в кадре
2.2. Создание глубины
-
Чтобы фотография
не выглядела плоской, стараемся использовать передний, среднийи задний планы - это придаст снимку визуальную глубинуи объем. Замечательно, если получится использовать простое разделение плановс двумя следующими приемами… -
Использование естественных рамок (арки, ветви деревьев) – это позволяет создать сбалансированную
и законченную композицию. -
Воздушная перспектива — легкая дымка или туман
на фотографии почти всегда идет ейна пользу. Акцент при этом делаетсяна переднем, наиболее проработанном плане. Фотографии выглядят воздушными и «атмосферными».Пример многопланового городского пейзажа с аркой Воздушная перспектива Еще один пример воздушной перспективы
2.3. Необычные ракурсы
-
Съёмка
с нижней точки, например,с уровня воды Очень старая моя фотография, снятая в начале 2000-хна цифромыльницу, но она мнедо сих пор нравится -
Панорамные виды. Причем, они могут быть
не только горизонтальные, нои вертикальные: Петербургский двор-восьмиугольник, снятый на iPhone в режиме «Автопанорама» -
Отражения
в воде – одиниз моих любимых приемов, который прекрасно работает как при съемке природы, таки при съемке городского пейзажа.Даже унылая «хрущовка», отраженнаяв луже достаточного размера, может заигратьна фотографии новыми красками.Подобные сюжеты с отражениями лучше сниматьс нижней точки
3. Работа со светом — ключ к успеху
3.1. Лучшее время для съёмки
-
Золотой час — первый
и последний час после восхода/перед закатом. Солнце светит сквозь толстый слой атмосферы,от этого свет мягкий и «теплый».Нет большого контраста между светамии тенями, какв полдень. Раннееутро — самое благоприятное время для пейзажной съемки. Помимо хорошего света,на траве будет роса, ав воздухе туман — это определенно даст возможность снять дополнительные интересные сюжеты. Ветра, как правило еще нет, водная гладь как зеркало.Фото утреннего рассвета в августе. Такой свет бывает только ранним утром!Пример вечернего пейзажа. Закат — довольно избитая тема,но если повезетс погодой то может получится интересно. -
Синий час —
20–30 минут до восхода и после заката.Тоже интересное время, но, по моему мнению, больше подходит для съемокне для природы,а города. В это время уже зажигаются уличные фонари, окна, иллюминация фасадов,но еще нет высокого контрастас небом. «Синий час» в березовой роще«Синий час» в городе «Синий час» в городе, еще один пример -
Ночная съёмка — тема для отдельного большого разговора. Именно ночью получаются самые необычные
и эффектные фотоснимки, потому что камера видитв темноте не совсем так как человеческий глаз.С помощью длинных выдержек можно сделать, чтобына фотографии было «светло как днем»,но при этом выглядеть все будет совсем по другому,чем днем. Фотография сделана ночью в городском парке
3.2. Разные типы освещения
-
Фронтальный свет (солнце
за спиной). Это самый неудачный вид освещения, посколькуна объектах практически отсутствует светотень, фактуры невыразительные. Фотографии, сделанныес фронтальным освещением, выглядят скорее документальными, чем художественными.Вроде пейзаж интересен, но освещение скучное -
Контровой свет (съёмка против солнца). Такой вид съемки часто вызывает сложности
из-за того, что камера «слепнет»от солнца, в итоге все объектыв кадре получаются слишком темными. Чтобы уменьшить влияние солнцана экспозицию снимка, бывает полезно спрятать его, например,за ветви деревьев иликакие-то другие объекты:Не очень удачная фотография в контровом свете. Вторая половина дня, солнце ужене такое яркое, какв полдень, но все равно бликина воде слепят камеру,а объекты в тени выглядятна грани черноты – камерене хватает динамического диапазона.Контровое освещение
в сочетании с дождем и туманом почти всегда дает потрясающий эффект атмосферы:А вот этот пример удачен! Время съемки примерно то же, что ис озером на предыдущей фотографии,но есть дождь хорошо рассеивает свет,из-за чего освещение гораздо мягче. Большая часть солнечного диска спрятаназа деревьями и козырьком, поэтому камеране ослепла. Если
в кадре присутствует «открытое» солнце, онос большой долей вероятности расползетсяв большое белое пятно. Такие снимки выглядят непрофессионально, поэтому старайтесь такне снимать. -
Боковое освещение — оптимальный вариант пейзажного освещения.
При нем на фотографии появляется светотень, объеми фактуры. Ниже приведен вариант предыдущего снимка,но сделанный в другое время сутокс применением бокового освещения (+золотой час):Боковое освещение — почти всегда «золотая середина» между фактурами, объемамии динамическим диапазоном.
4. Настройки камеры для пейзажной съёмки
4.1. Режимы съёмки
-
Приоритет диафрагмы (A/Av) — основной режим. Почему? Потому что критически важной составляющей пейзажа является глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).
На ГРИП влияют фокусное расстояние объектива (меньшеФР — больше ГРИП)и диафрагма (большечисло — больше ГРИП). Фокусное расстояние «пейзажных» широкоугольных объективов, небольшое, это уже облегчает нам жизнь.Но если сниматьс широко открытой диафрагмой, то скорее всего передний план или фон будут нерезкими. Именно для этогои нужен режим AV, чтобыне давать автоматике открывать диафрагму слишком широко, когда этогоот нее не просят. Оптимальное значение диафрагмы для пейзажной съемки – 8…11.Если диафрагма открыта шире (1.8…2.8), то помимо малой ГРИП вполне возможно «мыло»и виньетирование по углам.Если закрыть сильнее (16…22), возможно падение детализациииз-за дифракции. -
Ручной режим (M) — для тех случаев, когда нужно зафиксировать
и диафрагму и выдержку. Например,мы зажали диафрагму до 8,но выдержка при этом получается слишком длиннойи движущиеся объекты размазываются.В этом случае фиксируем выдержкуна уровне, к примеру, 1/250 секунды,а недостаток экспозиции компенсируем повышениемчувствительности ISO. -
Брекетинг экспозиции — используем
в особо сложных случаях, когдане получается одновременно проработатьи света и тени. Это часто бывает при съемкев контровом освещении. Камеру ставимна штатив, включаем режим брекетинга экспозициии делаем триснимка — один будет темный, другой нормалный,третий — светлый. Впоследствии при постобработке берем тенисо светлого, средние тонас нормального, света — с темного. Эта операция делаетсяс помощью специального ПО для создания HDR, например Photomatix. Также возможность создания HDR естьв Adobe Photoshop.
Полезный совет: если нет штатива, то при съемке брекетинга включаем режим серийной съемкии делаем три кадра.У современных камер серийная съемка быстраяи камера не успеет серьезно сместитьсяза три снимка. Смещение, конечно, будет,но HDR-программы умеют его распознаватьи компенсировать. - Авто HDR - режим для ленивых.
Делает то же самое, что предыдущий пункт (брекетинг экспозиции),но автоматически. Вы один раз нажимаете кнопку спуска, дальше камера делает три кадрас разными выдержкамии сама сшивает ихв одно JPEG-изображение.Недостатки — во-первых, вы никак не можете повлиятьна результат, во-вторых, вы теряете RAW-исходники.По этим причинамне советую использовать авто HDR
4.2. Оптимальные настройки камеры для пейзажной фотографии
Увы, «волшебной настройки», при которой
- Снимаем
на минимально возможной чувствительности ISO, например 100.Это обеспечит максимум технического качества изображения (отсутствие шумов, правильная цветопередача, максимальный динамический диапазон) - Снимаем
на диафрагме, зажатой до8–11. Это обеспечит достаточную глубину резкости, чтобы был проработани передний и задний планы.Плюс ко всему, у большинства объективовна диафрагме 8 достигается максимальная разрешающая способность и по центру и по краям кадра. - Выдержка подбирается
в соответствии с выбранными значениями диафрагмыи ISO. Если выдержка длиннее 1/100 секунды,проверяем — включен ли стабилизатор.Если длиннее 1/30секунды — либо повышаем ISO (при этом снижается качество), либо используем штатив (при этом важно, чтобы ону вас был:)
5. Заключение
На самом деле,
Если
Напоследок хочу дать несколько советов технического
- Используйте диафрагму
8 — на ней большинство объективов обеспечивают наилучшую детализацию. - Снимайте пейзаж
на минимально возможной чувствительности ISO –в этом случае уровень шумовна фотографии будет минимальным. - Снимайте
в RAW – это даст больше возможностей «вытянуть» проблемные фотографии — сделанныев сложных условиях илис ошибкой экспозиции, баланса белого. - Снимайте
в Jpeg с максимальным разрешениеми качеством, если уверены, чтоне будете эти фотографии обрабатывать. Удостоверьтесь, что правильно настроили камеру! Ошибкив Jpeg исправить будет сложно,а то и невозможно. - При съемке
в солнечную погоду снимайтес небольшой недодержкой – это спасет светаот переэкспозиции. Тени легко можно вытянутьв Photoshop илив другой программе. - Лучшее освещение — утреннее.
Чуть хуже — вечернее. Самое плохое — дневное. - Используйте широкоугольник для съемки общих планов, телевик для съемки фрагментов. Подойти ногами
и приблизить зумом — этоне одно и то же! - Выбирайте точку съемки, чтобы было четкое разделение планов — передний, средний, задний. Старайтесь, чтобы объекты
на разных планах не «соприкасались» другс другом, не «подпирали» линию горизонта ине упирались своим краемв край кадра. - Вполне можно обойтись без штатива —
у современных камер вполне высокое рабочее ISO, чтобы обеспечить достойное качество фотографий при съемкес рук в светлое время суток. Штатив ограничивает ваше перемещение,а его установка/сборка отнимает драгоценное время. - В режиме LiveView фотоаппарат медленнее фокусируется,
но позволяет видеть результат съемки ещедо срабатывания затвора. - «Живая гистограмма» — отличная вещь, используйте
ее при любой удобной возможности.Не давайте ей упираться в правый край, иначена фотографии будут пересвеченные участки. - Объективы-фиксы дают лучшее качество изображения,
но заставляют больше перемещаться. Оптимальный «пейзажный» фикс —24 или 28 мм. Светосилане так и важна — все равно будем сниматьна прикрытой диафрагме. - Эффект «рыбьего глаза» быстро надоедает.
- При съемке
со сверхширокоугольником помните, чтоон сильно искажает перспективу — объектыв углах будут сильно «вытянуты». - Если нужно подчеркнуть передний план, располагайте горизонт
в верхней части кадра, если задний —в нижней части. - Горизонт посередине кадра — вполне нормальное явление при съемке, если это делается осознанно.
- Пробуйте разные ракурсы
и разные настройкидо тех пор, покане получите результат, который полностью вас удовлетворит. - Суперзумы (18–200 мм) стоят недешево,
а качество дают сравнимоес китовым объективом.Это объективы для съемки«на бегу». Объективс малой кратностью зума притой же стоимости почти всегда выигрывает у «суперзума»в качестве изображения. - Нет «волшебных» камер
и объективов. Волшебство —в умении видеть сюжети использовать на все 100% потенциал вашей техники. - Для начала вполне достаточно китового объектива. Красивые фотографии, которые
вы находите в Интернете, и сами себе говорите: «хочу научиться так так снимать!», имеют разрешение около 1024×768 пикселей.Их сила в композиции, светеи умении автора видеть сюжет. Сконцентрируйтесь именнона этом. - Меньше читайте технические фотофорумы
и больше фотографируйте.Не участвуйте в обсуждениях «Никон против Кенон», «Цифра против пленки», «Беззеркалки против зеркалок»и т. д.— это пустая трата времени. - Обязательно выкладывайте свои фотографии
в Интернет, причемне просто в «Инстаграм»,а туда, где «тусуются» настоящие фотографы, например, photosight.ru. - Адекватно относитесь
к критике — она помогает вам расти над собой. Научитесь отличать критикуот простого «троллинга». - Старайтесь фотографировать так, чтобы потом свести обработку
до минимума. При обработке почти всегда теряется качество. - Главное правило
в обработке фотографий — уметь вовремя остановиться. - Не злоупотребляйте светофильтрами, используйте
их только тогда, когда они действительно нужны. - Бленда помогает избавиться
от засветки объектива боковым светом,но увеличивает габариты камеры, затрудняяее извлечение из сумки. Можно обойтись без бленды,в случае необходимости прикрывая переднюю линзуот солнца рукой. - Велосипед — лучший транспорт для фотографа-пейзажиста. «Дикие» места представляют больший интерес, чем те, что рядом
с цивилизацией. Машина тудане проедет, пешком получится слишком долго(и лень). Оптимальная комбинация для дальних поездок — машина + велосипед. - Отпечатанная фотография выглядит гораздо красивее, чем
на мониторе. Печатайте свои фотографии большим форматом. Кстати, красивая фотографияв рамке — отличный подарок! - Делитесь своими знаниями.
Это помогает упорядочитьи систематизировать знанияв своей голове. Лично мне это очень помогло!