Вероятно, вы обращали внимание, что при съемке зимнего пейзажа в солнечную погоду тени на снегу имеют синий оттенок. Проблема в балансе белого? Нет, баланс белого — «солнечно». В чем же дело, и как с этим бороться? И нужно ли с этим бороться вообще?
Дневное освещение — смешанное
Как бы это ни казалось странным, так оно и есть. В солнечную погоду мы имеем дело с двумя источниками освещения:

- солнце — яркий точечный источник с цветовой температурой около 6500К (белый свет);
- небо — рассеянное освещение с температурой около 10000-15000К (голубой свет).
Интенсивность солнечного света намного больше, чем у неба, поэтому снег, освещенный солнечным светом на фотографиях получается нейтрально-белым. Снег в тенях отражает свет неба, поэтому выглядит голубым.
Почему такое наблюдается только зимой? Все очень просто — отражающая способность снега гораздо выше, чем у земли, песка, листьев, травы. Снег белый, поэтому он очень хорошо отражает падающий на него любой свет, в то время как зеленая трава отражает только зеленый, песок — только желто-серый, чернозем — вообще почти не отражает света, поэтому выглядит черным.
Как бороться с синевой в тенях на зимних фотографиях?
Вариантов несколько, от простого к сложному. Все упирается в возможности фотокамеры и алгоритмов обработки. Вот несколько примеров…
Съемка на смартфон
Apple iPhone SE 2020

Синева в тенях если и есть, то она настолько незначительна, что вообще не чувствуется. Фотография не требует вообще никакой обработки. В этом плане «яблочный» софт достоин высшей похвалы. По всей видимости, вмешался AI (неотключаемый), который определил, что фотография зимняя и скорректировал оттенок в тенях так, что фотография выглядит естественно.
Теперь давайте попробуем сфотографировать зимний пейзаж на Xiaomi Redmi Note 12 PRO 4G, задействовав AI-режим:

А вот тут все неоднозначно! Искусственный интеллект перестарался и увел тени в тенях в неестественную желтизну. Поэтому AI режим при съемке в подобных условиях лучше не использовать.
Что касается смартфонов, нужно упомянуть, что результат съемки во многом зависит от используемого ПО. Различные приложения, работающие с камерой, дают разный результат — где-то лучше, где-то хуже. Возможно, я посвящу этой теме отдельную статью. В этом проявляется главная слабость смартфонов по сравнению с полноценными фотоаппаратами — результат непредсказуем и повлиять на него, как правило, нельзя. Любая попытка выправить картинку с искаженными цветами, как правило, приводит к заметной потере качества.
Съемка на фотоаппарат и обработка в Photoshop.
Если мы, как добропорядочные фотографы, снимаем на зеркалку в RAW (RAW или JPEG – в каком формате фотографировать?), то получаем при этом достаточно обширные возможности регулировать цветопередачу на фотографиях в Photoshop, Lightroom или в какой-то другой программе. Потеря качества при этом будет либо незначительной, либо ее не будет вообще. Тем не менее, не рассматривать в этом случае RAW как панацею — в любом случае придется повозиться. Рассмотрим конкретный пример…
Оригинальный кадр

Классический пример зимней фотографии с синевой в тенях. Давайте попробуем сделать снег в тенях нейтрально-серым с помощью «пипетки» баланса белого. Вот что из этого получилось:

Цветопередача сильно ушла в теплый оттенок — разница в цветовой температуре соответствует ~3000К, на которые отличается цветовой оттенок солнечного диска и ясного зимнего неба. В попытке добиться нейтрального серого оттенка в тенях мы получили картинку, которая резко отличается от той, мы видим своими глазами в зимний солнечный день. Данная и предыдущая картинка наглядно иллюстрирует, как воспринимается цвет нашим мозгом и «бездушной машиной».
Хорошо, в лоб эту задачу решить не получается… Попробуем поколдовать в Photoshop с заменой цвета.
Используем инструмент «Изображение» / «Коррекция» / «Цветовой тон/насыщенность». Выбираем диапазон цветов «синие» и помечаем область, выделенную красным кружком:

При снижении насыщенности синих оттенков в тенях мы теряем синий цвет неба. А чего мы ожидали?:)
Чтобы не терять небо, его нужно отделить от нижней части кадра. Разделим изображение на редактируемую и нередактируемую области, разделив их на слои. Сделать это можно с помощью режима «Быстрая маска».
1. Закрашиваем небо с помощью «Кисти» (в режиме «Быстрая маска»)

2. Переключаемся из «Быстрой маски» в стандартный режим, получаем выделение. Выделенный фрагмент копируем в отдельный слой. Если отключить отображение фона, картинка будет выглядеть так:

3. Включаем обратно отображение фона. Делаем слой с передним планом активным, и снова используем на нем инструмент «Изображение» / «Коррекция» / «Цветовой тон/насыщенность», выбрав диапазон оттенков «Синие».
Снижаем насыщенность синих оттенков. Если ее задавить полностью, опять получим неестественную и некомфортную для глаза картинку:

Начинаем повышать насыщенность и останавливаемся, когда баланс цветов будет нормально восприниматься глазом:

В данном случае оптимальным оказалось значение насыщенности −35. На других фотографиях это может быть совсем другое число. Ну и напоследок — давайте сравним полученный результат с оригиналом:

Левая часть от оригинального фото, правая — откорректированная. Специально не стал обозначать границу. Какой вариант лучше? Мнения, скорее всего, разделятся. Тем не менее, это был эксперимент. Если он дал положительный результат — хорошо. Если нет — тоже хорошо, так как отсутствие положительного результата — тоже результат.