Компактные аппараты со сменной оптикой или, как их еще называют, беззеркалки, если рассматривать в масштабахистории — относительно новый вид фотокамер. Помню, как в начале 2000-х годов, когда стали появляться первые доступные цифрозеркалки, народ на форумах мечтал об «идеальном» фотоаппарате — размером со среднюю мыльницу, но с качеством картинки как у зеркалки.В те времена такой аппарат выглядел несбыточной мечтой, поскольку элементная база не позволяла сделать что-топодобное — матрицы потребляли большое количество электроэнергии, имели склонность к нагреву, и, как следствие того — росту уровня шумов.
Тем не менее, технологии развивались, обновлялась элементная база и в 2005 году появилась первая камера с матрицейAPS-C без зеркала — Sony Cybershot R1.
Камера не вызвала большого ажиотажа на рынке, так как в ней было много спорных моментов — огромные габариты, несменная оптика, низкая скорость работы, инерционность видоискателя и ЖК-экрана, медленный автофокус и много чего еще. Тем не менее, аппарат был в некотором роде революционным — это была первая беззеркалка. Время шло, технологии совершенствовались. С тех пор беззеркалки прошли достаточно большой путь в развитии, избавились от всех детских болезней, которыми когда-то болела модель R1.
Процессоры современных аппаратов многократно превосходят его по скорости. По некоторым скоростным характеристикам, например, скорости серийной съемки, частоте кадров при съемке видео FullHD современные беззеркалки серьезно опережают зеркальные фотоаппараты. Например, скорость серийной съемки у беззеркалки Sony NEX-6 составляет 10 кадровв секунду!У большинства зеркалок скорость серийной съемки как минимум в два раза медленнее.
Рассмотрим основные семейства беззеркалок, попытаемся выделить их достоинстваи недостатки.
Micro 4/3
Платформу Micro 4/3 продвигают два бренда — Olympus и Panasonic, причем уже очень давно. Эти камеры совместимы друг с друговв плане оптики и аксессуаров.Один и тот же объектив или вспышка будет замечательно работать и с Olympus и с Panasonic.
Сами аппараты имеют большой разброс по цене. Самые дешевые стоят около 30 тысяч рублей, самые дорогие — до 100 тысяч рублей и больше. Среди них есть пыле- влагоустойчивые модели, модели заточенные под фото и под видео.
По качеству картинки камеры Micro 4/3 практически сравнялись с APS-C, незначительно уступая им по шумам на высоких ISO и тоне всегда.У системы Micro 4/3 на данный момент есть одно важное достоинство — это компактность. Даже если некоторые тушки могут быть сопоставимы по размерам с полнокадровыми (взять тот же Panasonic G9), благодаря меньшему размеру сенсора, объективы Micro 4/3 гораздно компактнее и легче сопоставимых по характеристикам объективам под полный кадр.
Поскольку с момента появления первых аппаратов этой системы прошло уже много лет, в продаже имеется множество различных аксессуаров — объективов, вспышек, различных приспособлений для видео/киносъемки. Объективы перекрывают фокусные расстояния от 14 до600 мм (в «пленочном» эквиваленте), что достаточно для удовлетворения запросов абсолютного большинства фотолюбителей.
Несмотря на кажущуюся «похожесть» камер Olympus и Panasonic,все же отличия между ними есть. У меня есть личный опыт работы с этими камерами и могу сказать про них следующее:
Камеры Olympus более «художественные» в плане фото, главным образом из-за интереснойи чуть необычной цветопередачи, отдающей в теплоту. Поснимав пейзажи на Олимпус,я буквально влюбился в его картинку. Но на портретеон постоянно пытается уйти в красноту, особенно, когда пытаешься фотографировать в вечернем свете.
Цветопередача Panasonic в пейзаже более сдержанная и нейтральная,кому-то она может показаться даже скучной, но для портретной съемки она очень неплоха, особенно при использовании хорошей дорогой оптики. Также Панасоник будет посильнее в плане видеовозможностей.
Panasonic в 2018 году выпустил полнокадровую беззеркалки Lumix S1, S1R которые, не смотря на на изначально прохладное к ним отношение, оказались весьма недурны собой. На данный момент (2021 год) это семейство существенно разрослось.
Беззеркалки Sony
Камеры Sony одни из первых пришли в беззеркальную нишу и прочнов ней закрепились. В модельном ряде в настоящий момент присутствуют как относительно недорогие камеры любительского класса с матрицейAPS-C, так и профессиональные полнокадровые системные камеры.
Основными достоинствами системных камер Sony можно назвать качественную картинку, обусловленную широким динамическим диапазоном (особенно на полном кадре), удобное и логичное управление.
Полнокадровые камеры семейства А7 имеют три семейства семейства:
A7 — базовая камера. Разрешение «стандартное» —24 мегапикселя. Относительно недорогой вариант, ориентированный на массового покупателя
A7r — камера с увеличенным разрешением матрицы (к примеру, A7r Mark 4 имеет разрешение 61 мегапиксель). Камеры этого семейства — выбор профессиональных фотографов, для которых действительно важно столь высокое разрешение.
A7s — камера с уменьшенным разрешением, но с повышенной светочувствительностью. Чаще всегоих покупают для видеосъемки.
Если сравнивать полнокадровые камеры Сони с «дважды-кропнутым» Panasonic/Olympus — Sony выигрывает за счет большей площади сенсора, но в целом владение камерой Sony обходится раза в 1.5–2 дороже, чем Micro 4/3. Если для профессионалов это средства производства, вложения в которые окупаются, то для любителей — большой повод задуматься, ибо качество картинки у любительских Sony и камер Olympus/Panasonic практически одинаковое.
Беззеркалки Fujifilm
Отдельного упоминания заслуживают фотоаппараты Fujifilm. Отличительная особенность этих камер — матрица X-Trans, обладающая высоким рабочим ISO и обеспечивающая высокую детализацию картинки.
Я имел небольшой опыт съемки на беззеркалки Fujifilm. Чтобы чувствовать с этой камерой «в своей тарелке» нужно иметь опыт фотосъемки. Эти камерыне дляновичков — уж больно много органов управления, в которых без знания дела легко запутаться. Чего стоит четыре (!) крутилки и несколько рычажков на верхней панели:
Но те, кого не пугают слова экспозиция, экспокоррекция, выдержка, диафрагма, находят управление Fujifilm очень удобным и логичным.
К плюсам Fujifilm помимо высокого качества картинки можно отнести наличие в продаже большого количества качественной оптики. По большей части это светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, что еще раз подтверждает нацеленность Fujifilm прежде всего на опытных фотолюбителей. Судя по видео на Youtube есть немало профессиональных фотографов, которые перешли с зеркалок Canon и Nikonна безеркалки Fujifilm и нисколькооб этомне пожалели.
В плане стоимости владения Fujifilm весьма выгоден — он не намного дороже Micro 4/3, но заметно дешевле Sony E. Это делает платформу Fujifilm весьма интересной и привлекательной для профессиональных фотографов. Кроп-фактор 1.5 в какой-то степени компенсируется большей светосилой объективов. К примеру, штатный объектив, с которым продается топовая тушка X-T2 — портретный фикс 56/1.2. В пересчетена ГРИП это получается «полнокадровые» 1.8, то есть большой разницы в размытии фона с полнокадровым 85/1.8 никто не заметит.
Можно конечно бесконечно спорить о реальном фокусном расстоянии и передаче перспективы, проводить лабораторные опыты и съемкив идеальных условиях, чтобы увидеть разницу между реальным и эквивалентным фокуснвм расстоянием, но в реальных условиях эта разница просто видна не будет. Тогда зачем платить больше? Разве что за перфекционизм… (лично мое мнение!)
Беззеркалки Canon
Canon «прощелкал» время выхода в нишу системных камер и до сих пор сохраняет за собой статус «догоняющего». А погнался он, судя по всему, за Sony, то есть за лидером. Свидетельство тому — появление полнокадровых беззеркалок Canon EOS R.
Камеры многообещающие, и хотьв чем-тои уступают полнокадровым конкурентам от Sony, тем не менее подкупает их совместимостьс оптикой EF, EF-S (через переходник). Родной байонет — Canon RF. Разрешение матрицы 30 мегапикселей.При использовании кропнутой оптики задействована только центральная часть матрицы и разрешение картинки падает до 11.6 мегапикселей.
Примерный ценник комплекта —450 тысяч рублей, то есть где-то в 1.5 раза дешевле, чем на базе Sony E-Mount. Причем оптика, включенная в комплект, самая что ни на есть «топовая», за исключением, разве что китового объектива 24-105/4L. Так что, если у вас есть набор оптики и аксессуаров Canon, но вы до недавнего времени «облизывались» на полнокадровые беззеркалки Sony, сейчас настало неплохое время пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Хотя я бы подождал появления Canon EOS R Mark II — наверняка, у первой модели есть какие-то детские болячки, которые будут исправлены во второй версии камеры. Плюс ко всему, ценник на первую версию станет более гуманным.
Естественно, среди беззеркалок Canon есть и те, которые ориентированы на любительскийсегмент — это камеры Canon EOS M. Сейчасих уже много разных модификаций. Наиболее интересным выглядит семейство M5 за счет наличия электронного видоискателя, но и стоят они недешево. В основном они конкурируют с Sony семейств A5000, A6000. Лично мое мнение — выбор между Sony и Canon скорее не сравнением технических характеристик (они сопоставимы), а субъективными личными предпочтениями. В пользу Sony говорят лучшие видеовозможности (наличие 4K и большая частота кадров в FullHD), более быстрая серийная съемка. Canon подкупает во-первых ценой, во-вторых — большим количеством объективов, в том числе зеркалочных.
Беззеркалки Nikon
Nikon 1
Никон в свое время продвигал свою платформу Nikon 1. Это были компактные любительские беззеркалки, имеющие матрицу c кроп-фактором 2.7.
По функционалу эти камеры мало чем отличались от любительских мыльниц, основной упор был сделан на авторежим. Качество картинки сравнимо с топовыми мыльницами.
Я имел возможность поснимать аппаратом Nikon J1 — для любительского уровня результат вполне приемлемый. Аппарат неплохо фокусировался при домашнем освещении, фотографии получались сбалансированные по тонам с приемлемым уровнем шума. Максимальное рабочее ISO — около 1000 единиц.
Недостатки — ограниченный набор настроек, небольшой выбор оптики и расширение его ассортимента не планируется, так как Nikon свернул производство этой линейки.
Nikon Z
Это вторая попытка Nikon завоевать беззеркальный рынок, но уже не в любительском, а в профессиональном сегменте.
амеры Nikon Z6 и Z7 выпущены относительно недавно и информации по ним немного. Судя по всему, это очередной конкурент Sony A7 и A9. Если смотреть по характеристикам, то первое что бросается в глаза — это наличие полнокадрового сенсора разрешением 24.4 и 45.7 мегапикслей (Z6 и Z7) соответственно. Стоимость тушек пока околокосмическая, набор родной оптики небольшой, однако через переходник можно установить любой объектив Nikon.
Не выдержали конкуренции
Есть производители «первого эшелона», которые также пытались производить беззеркалки и делали это вполне успешно, но у нихне хватило сил бороться с теми, кто вошел в эту нишу первыми — Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm.
Pentax
Надо сказать, камеры Pentax не самые популярные в нашей стране, возможно это и сыграло роль провала их беззеркалокна рынке.А попытки было целых две.
Pentax Q
Это самые маленькие и компактные аппараты, имеют матрицу «мыльничного» формата ½.3". Соответственно, кроп-фактор составляет 5.6.
Отличительной особенностью данной линейки Pentax является исключительная компактность, за которую приходится жертвовать качеством фотоагрфий (оно как у мыльниц).Еще у этих аппаратов есть несколько интересных особенностей. Например, затвор встроен не в сам аппарат, а в объектив. Фотоаппараты Pentax Q имеют систему стабилизации изображения с подвижной матрицей. Достоинством данных аппаратов по сравнению с традиционными мыльницами является светосильный китовый объектив 8.5мм f/1.9 (в пересчетена полный кадр получается 47 мм, по ГРИП — как f/11).
Возможно, эти камеры еще продаются на вторичке, но я не вижу никакого смысла в их покупке. Только в качестве имиджевой игрушки… Оптика системы Pentax Q дорогая, выбор ее очень ограничен. Помимо двух зумов (5–15 мм,15–45 мм)в линейке преобладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Лично мое мнение —за цену это игрушки лучше купить нормальный смартфон, толку будет больше:)
Pentax K
Это семейство представлено пока всего одной моделью K-01. Отличительной особенностью этого аппарата является полная совместимость с оптикойот зеркалокза счет сохранения рабочего отрезка — расстояния от задней кромки объектива до матрицы.С одной стороны, это большой плюс, если у вас есть зеркалка Pentax с паркомоптики — все эти объективы будут работать на K-01 безо всяких переходников.
Но есть и минус — габариты фотоаппарата. Это кирпич! Pentax K-01 имеет матрицу формата APS-C, что обеспечивает ему качество картинки как у зеркалок.Этот аппарат есть смысл покупать если вы либо большой поклонник марки, либо у вас куча стекол Pentax и вы не знаете, какое этой куче можно найти применение.
Начинать свою фотокарьеру с этой камеры точно не стоит!:)
На что обращать внимание при выборе системной камеры?
О том, беззеркалки каких производителей можно сейчас купить в магазинахмы выяснили. Осталось выяснить, на какие характеристики стоит обращать особое внимание.
1. Габариты, вес, удобство управления
Как уже было сказано выше, это самая сильная сторона системных камер по сравнению с зеркалками.С одной стороны, небольшой вес и размеры это достоинство, но до фанатизма при выборе доходить не стоит, так как есть такое понятие как эргономика — удобство камеры в работе.Если вы планируете снимать только в автоматическом режиме, вопросов нет —из органов управления нужна только кнопка спуска. Но еслив планах творческая съемка, у камеры должен быть физический диск выбора режима (P-A-S-M), чтобы не лазить каждый раз в меню и 1 или2 управляющих диска установки параметров съемки.
Сколько дисков лучше —1 или 2? Одного диска вполне достаточно, если вы снимаетев режимах P, A, S. В этом случае вручную задается один параметр — уровень экспозиции, диафрагма или выдержка (соответственно). Но есливы предпочитаете ручной режим, настоятельно советую искать вариант с двумя дисками управления — один отвечает за выдержку,другой —за диафрагму. Такие камеры стоят дороже, но с ними работать гораздо удобнее — именно работать, а не щелкатьналево-направо:) У некоторых моделей беззеркалок есть и третийдиск — ручная экспокоррекция. Он тоже может быть полезен в ряде случаев, но специально переплачивать за негоне стоит.
Еще малые габаритные размеры камеры как правило влекут за собой еще одну неприятность — малая емкость аккумулятора. Начинка у карманной камеры точно такая же как и у более крупной по размеру, соответственно, энергопотребление такое же.Но в крупной камере есть место для емкого аккумулятора, у компактной оно очень ограничено.
2. Наличие видоискателя
Подавляющее большинство камер класса выше среднего имеют электронный видоискатель (ЭВИ), причем, зачастую это единственное серьезное отличие от моделей, которые стоят на 20-30% дешевле. Стоит лион этих денег?
Производители и маркетологи однозначно позиционируют ЭВИ как «отличное средство для съемки на ярком солнце, ибо картинку на экране рассмотреть почти невозможно». Так ли это?
Начнем с того, что далеко не у всех камер электронный видоискатель действительно помогает при съемке. Даже сейчас далеко не у всех беззеркалок ЭВИ работает без задержки — хоть доли секунды, но она есть. Размер картинки в видоискателе также не всегда позволяет полноценно использовать его для ручной фокусировки. Но все же ЭВИ действительно удобнее при съемке на ярком солнце, чем экран, подверженный засветке. Тем не менее, при отсутствии ЭВИ вполне можно выставлять экспозицию «по приборам» — гистограмме или подсветке светов/теней.
Еще у ЭВИ есть особенность —он быстрее сажает батарею, чем обычный экран. Не намного,но быстрее.Казалось бы парадокс! Объяснение простое — разрешение ЭВИ как правило выше, чем у заднего экрана камеры, соответственно, для питания требуется больший ток.
Из всего этого можно сделать вывод, что ЭВИ действительно полезная вещь, но только для более-менее профессионального применения камеры. При этомон должен быть большим и информативным.Для любительского применения электронный видоискатель совершенно не обязателен.
3. Поворотный/сенсорный экран
Вот это действительно ценные опции. Сенсорный экран позволяет указать точку фокусировки просто ткнув пальцем в объектна экране. Камеру можно настроить, что она будет автоматически делать кадр, когда наведется на резкостьв выбранной области. Это крайне удобно при съемке со штатива —не надо двигать стрелками рамочку области фокусировки, достаточно просто коснуться экрана в нужном месте. При видеосъемке фокусировка по прикосновению позволяет плавно перевести фокус с одного плана на другой — тоже ценная опция.
Поворотный экран обеспечивает удобство при съемки с необычных ракурсов. Именно поворотного экрана мне не хваталов моей прошлой камере (Olympus E-PM2), что при выборе следующей беззеркалки я отдал предпочтение модели с поворотным сенсорным экраном.
Поворотный экран может иметь разное количество степеней свободы. У одних камер экран можно только наклонять вверх-вниз,у других — поворачивать на 180 градусов для съемки селфи-фотои селфи-видео. Выбор определяется только вашими запросами.
4. Подключение внешних аксессуаров
Это вспышка, микрофон, увеличенный видоискатель, батарейный блок, синхроразъем и т. д.Для любительской съемки это вообще ничего не нужно.Если планируете использовать камеру для более-менее серьезной видеосъемки, настоятельно рекомендую обратить внимание на наличие горячего башмака (на него можно установить видеосвет и внешний микрофон) и возможности подключения батарейного блока — при съемке видео обычный аккумулятор садится очень быстро.
5. Питание камеры и подзарядка
Емкость аккумулятора — важный параметр, но экономичность камеры важнее. На аккумуляторах одинаковой емкости разные камеры могут сделать разное количество снимков, причем тенденция такова, что современные модели более экономичны в плане энергопотребления. Среднее количество снимков на одной зарядке, указанное в характеристикахкамер —300–400.На практике это число как правило больше.
Что касается зарядки аккумулятора, возможны два варианта — зарядка внутри камеры и зарядка внешним зарядным устройством. И тоти другой способ имеет свои плюсы и минусы.
Внутрикамерная зарядка удобнее, если объем съемок не очень большой (типичное любительское использование), в этом случае вам не потребуется возить с собой громоздкое зарядное устройство, большинство современных камер умеют заряжаться от USB —от зарядного устройства мобильного телефона, от USB-портав автомобилеи т. д.То есть, если вы не снимаете кадры тысячами и не отдаляетесь надолго от цивилизации (или хотя бы автомобиля), внутренняя зарядка — это одно сплошное удобство. Но при больших объемах съемки более предпочтительным выглядит использование внешнего зарядного устройства и нескольких аккумуляторов. Важно уточнить, есть лив продаже неоригинальные аккумуляторы и сможет ли камера с ними работать. Бывает так, что оригинальные аккумуляторы чипованные и использование китайского неоригинала с Алиэкспрессне представляетсявозможным — камера отказывается его распознавать. В ряде случаев это лечится прошивкой камеры, но этов какой-то степени рискованный процесс. Надо оно вам или нет — лучше решить на этапе выбора фотокамеры, чем столкнуться с этим когда поезд уже ушел.
Каковы перспективы беззеркалок на рынке?
Olympus и Panasonic полностью закрыли производство зеркалок и переключилисьна системные камеры (Micro 4/3), которые закрепились в начальноми среднем классе, а также отвоевали часть профессионального сегмента у гигантов фоторынка Canon и Nikon. Примечательно, что эти аппараты полностью совместимы между собой по части аксессуаров. Также есть вполне успешные попытки штурмовать премиум-сегмент — стоимость аппаратов Olympus семейства OM–D сопоставимасо стоимостью полнокадровых зеркалок, при том, что у OM–D кроп-фактор 2.
Между Олимпусом и Панасоником сформировалось негласное разделение — Олимпус больше покупают для фото, Панасоник для видео. Хотя, понятно, что это разделение весьма условно — никто не может помешать владельцу камеры Панасоник делать красивые фотографии, а Олимпусом снимать видео:) На 99% все зависит от уровня мастерства фото (видео)графа.
Fujifilm не отстаетот Micro 4/3, а в чем-то даже опережает его — главным образом за счет меньшего кроп-фактораи матрицX-Transс высокой чувствительностью и качественной цветопередачей. Камеры Fujifilm также привлекают своим красивым и солидным внешним видом, большим количеством настраиваемых органов управления. Это усложняет жизнь новичкам, но многие профи высоко оценивают эргономику Fuji (хотя и среди них находятся недовольные!). Fujifilm изначально позиционирует свою продукцию для продвинутых фотолюбителей, иначе модельный ряд оптики не изобиловал бы фиксами, которые столь популярны у профи.
Sony отказалась от затвора c подвижным зеркалом, развивая параллельно две линейки —с полупрозрачным зеркалом и электронным видоискателем Sony A, и системные камеры Sony E. Со временем, я думаю, зеркалки Sony A исчезнут с прилавков. Полнокадровая беззеркалка Sony A7 — первая ласточка, принесшая беззеркальный полный кадр в народные массы. Сейчас у нее уже много разных модификаций, потихоньку появляется в продаже полнокадровая оптика, но ценына нее доступны, увы, не каждому.
Canon пошел по пути, похожему на Sony, но от подвижного зеркала отказываться пока не намерен. Подтверждение тому — одновременный выпуск зеркалок и беззеркалокс одинаковой матрицей, но разными байонетами (EF-S и EF-M).Смущает то, что новые модели EOS 650D, 700D, 100D и EOS M* конкурируют между собой — один производитель, один класс, одинаковая матрица, очень сходный функционал, но разные байонеты. Особенно подогревает интерес технология STM — шаговый автофокус для режима LiveView и видеосъемкиу зеркалок, окончательно уравнивая по основным функциям зеркалку 650D с компактомEOS M.В связис этим уже ведутся споры, какой байонет Canon лучше и перспективнее —EF-S или EF-M. Также недавно появилась полнокадровая беззеркалка Canon EOS R и новая линейка оптики под эту платформу.
Nikon несмотря на первую провальную попытку (Nikon 1) не оставил надежд на завоевание беззеркального рынка и выпустил целых 2 полнокадровые модели Z6 и Z7. Будем надеяться, что они будут более успешными на рынке, нежели компактное семейство Nikon 1.
Pentax не смог.
Беззеркалки Samsung изначально не пользовались большой популярностью на рынке, сейчас их почтине осталосьв продаже — разве что б/у на Авито по бросовой цене. Samsung давно свернул данное направление и сосредоточилсяна том, что у него получается делать лучше всего — бытовая техника, мобильные устройства. Покупать фотоаппарат системный Samsung я быне советовал — никаких перспектив развития системы и дальнейшего апгрейда.