Выбор фотоаппарата, особенно первого – процесс долгий и мучительный. Раньше за советом «какую купить фотокамеру» люди шли на интернет-форумы, на которых тусовались опытные фотолюбители. Сейчас популярность форумов сильно просела, их вытеснили сайты с отзывами и видеообзорами, но в целом ситуация не поменялась – каждый кулик свое болото хвалит. Сколько бы отзывов вы не прочли, видеообзоров не посмотрели, окончательное решение все равно придется принимать вам. Чтобы это решение было правильным, лучше процесс выбора фотоаппарата начать с изучения в матчасти, хотя бы в простой и занимательной форме. Собственно, для этого я и пишу данную статью.

В первую очередь, задайте себе такой вопрос…

Что вы собираетесь фотографировать?

Для чего вы вообще покупаете фотоаппарат? И нужен ли вам фотоаппарат вообще, если возможности смартфонов полностью решают задачу любительской фотосъемки?

Покупать фотоаппарат чисто для того, «чтобы был» — это почти всегда выброс денег на ветер. Устройство большую часть времени будет лежать на полке, а фотографировать вы все равно будете на смартфон, потому что он всегда под рукой, а фотоаппарат надо носить с собой, доставать, настраивать, потом скидывать фото на ПК, сортировать их, возможно, обрабатывать… В этом плане удобства смартфон вне конкуренции, поэтому для того, чтобы носить с собой фотоаппарат у человека должен быть четкий мотив. Нет мотива — фотоаппарат будет пылиться на полке.

Если вы хотите заниматься художественной фотографией, стоит купить фотоаппарат. Современные смартфоны хоть и снимают хорошо, но имеют серьёзные ограничения.

Почему смартфон не подходит для художественной фотографии?

Плохая съёмка в темноте. Снимки со смартфона при слабом свете выглядят нормально только на маленьком экране. На компьютере или телевизоре сразу видны:

  • артефакты шумоподавления;
  • искусственно «вытянутые» тени;
  • потеря деталей.

Нет контроля над процессом. Смартфон всё решает за вас:

  • какую задать выдержку и диафрагму, баланс белого;

  • на что фокусироваться;

  • какую сделать постобработку снимка.

Это прекрасно работает на стандартных статичных сюжетах. Но если ваша творческая задумка не вписывается в алгоритм действия ПО камеры смартфона, то результат будет не слишком хорош.

Проблемы с динамичными сценами. Попробуйте снять движущийся объект при плохом освещении — на смартфоне он почти всегда получится размытым. Фотоаппарат справляется с такими задачами гораздо лучше, особенно в ручном режиме.

Сложности с обработкой
Снимки со смартфона плохо поддаются редактированию из-за:

  • ограниченного динамического диапазона;

  • cильного сжатия в JPEG;

  • постеризации (разрывов в градиентах) при попытке исправить тени.

Пример ниже наглядно показывает эту проблему (оригинал в 100% масштабе, открытый в редакторе):


Попытка применить художественный фильтр (внимание на небо):

Аналогичный эффект возникает при ручной попытке скорректировать кривые. На большом мониторе хорошо заметны цветные «ступеньки» на небе — это и есть эффект постеризации. Картинка с фотоаппарата даже в JPEG «тянется» в редакторе гораздо лучше (не говоря уже о RAW).

Иными словами, современный смартфон с хорошей камерой умеет делать ярко, красиво, цветасто и даже с размытием заднего плана, но только в статике и при хорошем освещении — в «идеальных» условиях. Чем сильнее условия съемки отличаются от «идеальных», тем больше смартфон проигрывает фотоаппарату.

Фотоаппараты-мыльницы рассматривать не будем, поскольку у них не осталось никаких преимуществ перед смартфонами. Речь в статье пойдет о камерах двух типов – зеркальных и системных (беззеркальных).

Хоть эти камеры могут сильно различаться по размерам и внешнему виду, общие принципы, по которому они работают, совершенно одинаковые.

Размер матрицы – важная характеристика фотоаппарата

Главный элемент цифрового фотоаппарата — матрица (сенсор). Давайте разберёмся, что это и почему физический размер матрицы важнее мегапикселей.

Матрица — это светочувствительная пластина с миллионами ячеек (пикселей). Количество этих ячеек измеряется в мегапикселях (Мп). Но больше мегапикселей ≠ лучше качество! Главную роль играет физический размер матрицы или кроп-фактор.

Кроп-фактор показывает, насколько матрица меньше плёночного кадра (36×24 мм). Чем МЕНЬШЕ кроп-фактор — тем ЛУЧШЕ:

  • матрица захватывает больше света;
  • меньше шумов при слабом освещении;
  • можно достичь лучшего размытия фона.

Самые распространённые размеры матриц (сенсоров):

сравнение размеров сенсоров фотоаппаратов

  • Полнокадровые камеры (кроп-фактор 1, размер сенсора 36×24 мм) принадлежат к высшим классам – полупрофессиональному и профессиональному. Разрешение матрицы может быть более 50 мегапикселей. У таких наилучшая детализация картинки, цветопередача, динамический диапазон, картинка самая «объемная» и «живая» из приведенных выше категорий. 
  • APS-H ( ~28×19 мм, кроп-фактор 1.3) – довольно редко встречающийся формат, такие матрицы ставятся в профессиональные репортажные фотокамеры (далеко не все!), для любителя встреча с такой камерой — крайне редкое явление.
  • APS-C (~23×17 мм, кроп-фактор 1.5–1.6) – хороший компромисс. Такие матрицы ставятся в огромное количество камер (Canon, Nikon, Sony, Fujifilm) классом начиная от начального любительского, заканчивая полупрофессиональным. Разрешение порядка 25–30 мегапикселей. Видимая разница по картинке с полным кадром в большинстве случаев отсутствует и проявляется лишь при слабом освещении, например, поздним вечером на улице — картинка с кропа более шумная. Также на кропе чуть меньше степень размытия фона на портретах. 
  • Micro 4/3 (~17×13 мм, кроп-фактор 2) – по качеству картинки незначительно уступает APS-C (или не уступает вообще), как правило имеет пропорционально меньшее разрешение в мегапикселях (около 20 мегапикселей). Сильная черта камер Micro 4/3 — их компактность, и хорошая стабилизация картинки (маленький сенсор проще стабилизировать, чем большой). Камеры Micro 4/3 больше заточены под видеосъемку, впрочем есть и модели «для фотографов».

Как связана площадь сенсора со светочувствительностью? Проще всего представить в виде аналогии. Поставьте под дождь два сосуда — широкий (корыто) и узкий (ведро). В каком из них в итоге будет больше воды? Правильно, в широком. В случае с матрицами то же самое, только вместо капель дождя они захватывают частицы света (фотоны). Фотоны, попавшие на ячейки матрицы, преобразуются в электрический сигнал (фотоэффект), который впоследствии обрабатывается и преобразуется в изображение. В итоге, полный кадр выигрывает у кропа за счет площади сенсора. Особенно это заметно при съемке с плохим освещением. Абсолютное количество света, которое «ловит» маленький сенсор может быть недостаточно, поэтому сигнал приходится усиливать. Вместе с усилением полезного сигнала усиливаются и помехи, из-за чего растет уровень шума. Можно с большой долей вероятности утверждать, что во сколько площадь сенсора меньше «полного кадра», во столько раз ниже его рабочая чувствительность ISO (с оговорками, конечно, но в целом тенденция именно такая).

Простой пример: допустим, снимаем вечером:

  • Полный кадр: ISO 3200 — шумы почти незаметны
  • Кроп 1.5: ISO 3200 — уже видна зернистость
  • Компакт, смартфон (кроп 5-6): ISO 3200 — сплошные шумы

Как связан размер сенсора с возможностью размытия фона? Размытие происходит за счет уменьшения глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Чем сильнее объект выпадает из ГРИП, тем сильнее он размыт. На ГРИП влияет реальное фокусное расстояние объектива — больше фокусное расстояние, меньше ГРИП, сильнее размытие. Наглядно это можно изобразить так:

кроп и реальное фокусное расстояние

Что получается? При одинаковом угле поля зрения объектива камеры с большим сенсором используют большее фокусное расстояние объектива. Именно за счет этого полнокадровые камеры размывают фон на портретах гораздо лучше компактных.

Уровень технологического развития (поколение)

Размер сенсора камеры и число мегапикселей нельзя рассматривать в отрыве от того уровня технологий, с помощью которых этот сенсор создавался. Основываясь на личном опыте, могу утверждать, что полнокадровая камера 2008 года выпуска по качеству картинки проигрывает современной камере Micro 4/3, а продвинутый компакт начала 2010-х годов почти ничего не может противопоставить современному смартфону средней ценовой категории. Можно бесконечно спорить о плотности пикселей, все эти споры имеют смысл только если сравнивать камеры сопоставимых годов выпуска.

Помимо развития технологических процессов, по которым производятся сенсоры, большую роль играет развитие программного обеспечения. Производительность процессоров выросла в разы и современным камерам по силам более сложные и интеллектуальные алгоритмы обработки данных. По этой причине стоит узнать не только возраст модели, но и возраст ее «начинки» – матрицы и процессора. Бывает так, что новая камера выходит в продажу уже морально устаревшей (в частности, этим грешил Canon) — новые камеры имеют начинку 3–4 летней давности, а то и более древнюю. Покупать такую камеру или нет – вопрос риторический, но есть риск потом кусать локти от осознания того, что за те же деньги можно было купить что-то более современное по характеристикам.

Сколько должно быть мегапикселей?

Для любительского использования лишние мегапиксели — в большинстве случаев бесполезный балласт, расходующий место на флешке, а потом на жестком диске компьютера. В начале 2000х годов мегапикселей в камерах было мало и разница между 2 и 4 мегапикселями действительно была видна невооруженным глазом. Но как только разрешение матриц перевалило за 10–12 мегапикселей, смысл в их дальнейшем росте значительно уменьшился. Сейчас на количество мегапикселей можно не обращать внимания – их в любом случае будет достаточно.

Что такое «мегапиксели» и сколько их должно быть в камере?

Какой объектив купить вместе с фотоаппаратом?

По умолчанию камера комплектуется «китовым» (от английского kit – комплект) зум-объективом, который, в принципе, позволяет получать фотографии приемлемого качества для таких сюжетов как:

  • домашние фотографии, фото с прогулок,
  • фото из отпуска,
  • котики,
  • домашние праздники, пикники,
  • фото поделок для публикации в социальные сети и т. п.,
  • пейзаж – практически любой, кроме съемки против солнца. 

Если же в вас «внезапно» проснется тяга к коммерческой фотографии, то «китовый» объектив станет бутылочным горлышком, сдерживающим ваше развитие. Захочется лучшей резкости, более ярких и живых цветов, более интересного размытия фона и т. п., иными словами, чтобы меньше возиться с обработкой каждого кадра с целью доведения его до состояния, когда он будет представлять коммерческую ценность. В этом случае вам предстоит очередная эпопея – выбор объектива. Этому посвящена отдельная статья – Выбор объектива. Просто о сложном.

Если штатный объектив перестал устраивать, возможны два варианта, которые позволят почувствовать разницу по сравнению с «китовым» объективом:

  • Покупка качественных светосильных зум-объективов (в идеале – штатник и телевик), например, 24-70мм и 70–200 мм с постоянной светосилой 1:2.8. Это оптимальный вариант для репортажа, когда нет времени на частую смену объективов. 
  • Для всего остального хорошим решением будет покупка нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием (широкоугольный – для пейзажа, нормальный – для ростового портрета, умеренный теле – для портретов крупным палном).

Я пробовал и то и другое, остановился на втором. Получилось качественно, компактно и относительно недорого. Да, пришлось пожертвовать универсальностью и оперативностью. Зато мое «фотобарахло» на все случаи жизни помещается в небольшую сумку и весит не больше килограмма. Важно отметить, что речь идет о системе Micro 4/3. Для полного кадра вес набора будет больше в 2–3 раза.

И еще я понял, что лучшая оптика – это светосильная оптика. Возможность открыть диафрагму на 2–3 стопа шире обычного – это огромное преимущество при творческой съемке. На фотографии как будто появляется «волшебство». Подробности в статье про выбор объектива.

Почему некоторые «кропнутые» камеры стоят дороже полнокадровых?

Причин может быть несколько.

  1. Класс и функционал камер может быть разным. Полупрофессиональный репортажный «кроп» с пулеметной скоростью серийной съемки и пыле/влагозащитным корпусом будет стоить дороже любительского полного кадра, основное назначение которого – неторопливые фотосессии в хорошую погоду.
  2. Специализация камеры – камеры, ориентированные преимущественно на видеосъемку, имеют матрицу с кроп-фактором, но начинка камеры заточена именно под видеосъемку — имеется мощная встроенная система стабилизации,  высокопроизводительный процессор, позволяющий кодировать видео с высоким битрейтом – все это может быть причиной существенного удорожания камеры.
  3. Сильная разница в возрасте моделей. Новинка с кроп-матрицей может стоить заметно дороже еще актуального, но морально устаревающего полнокадрового фотоаппарата.

Общие характеристики и функции камер – что важно, а что не очень

Наличие, тип и размер видоискателя

В зависимости от типа камеры, видоискатель может быть зеркальный, электронный или вообще отсутствовать. Зеркальный видоискатель отображает необходимый минимум информации – значение экспозиции, количество оставшихся кадров, подсвечиваются точки фокусировки. Электронный видоискатель более информативен, на него можно вывести живую гистограмму, он показыает предполагаемый результат до срабатывания затвора – то повышает оперативность и снижает количество фотобрака.

При всех достоинствах электронного видоискателя у него есть один недостаток – он, в отличие от зеркального, сажает аккумулятор. Также важен размер видоискателя – большой видоискатель делает съемку более комфортной и значительно упрощает использование ручной фокусировки. У любительских камер видоискатели, как правило, небольшого размера и на практике позволяют только компоновать кадр. У младших моделей беззеркалок видоискатель чаще всего отсутствует.

Размер, разрешение и тип экрана

 Размер экрана у всех фотокамер примерно одинаковый, но разрешающая способность может сильно различаться. Чем больше у экрана пикселей, тем четче на нем будет картинка. На практике это может пригодиться для контроля правильности фокусировки – если фокус промахнулся, на большом экране высокого разрешения это проще заметить и сразу переснять сюжет.

Экран может быть фиксированным и наклонным и поворотным. Наклонный экран дает преимущество при съемке с низкой и высокой точки. Поворотный экран плюс ко всему можно развернуть на 180 градусов – то полезно при съемке самого себя (фото, видео). Фиксированный экран не позволяет таких вольностей, но его конструкция более простая и надежная. У всех современных камер экраны сенсорные. Главное удобство сенсорного крана – фокусировка по прикосновению. При съемке видео благодаря сенсорному экрану легко реализуется «киношный эффект» плавного перевода фокуса с переднего на задний план (или наоборот). По настройкам меню удобнее перемещаться с использованием кнопок и «крутилок».

Wi-Fi, Bluetooth 

Практически все современные камеры имеют возможность беспроводного управления со смартфона. Также беспроводная сеть может использоваться для передачи фотографий на смартфон или ПК. Несмотря на кажущееся удобство, в реальной жизни очень редко находит применение. Во-первых, настройка Wi-Fi подключения далеко не всегда выполняется простым нажатием пары кнопок. Во-вторых — это дополнительный расход батареи (и у камеры и у смартфона). В-третьих, скорость передачи фотографий на ПК по Wi-Fi гораздо ниже, чем чтение флешки через копеечный карт-ридер. Особенно это актуально при больших объемах передаваемых данных.

GPS в фотоаппарате

Некоторые камеры позволяют записывать в exif фотоснимков данные геолокации. Надо вам или нет – решать вам.

Программируемые кнопки

 Чем больше физических органов управления на корпусе камеры, тем лучше – это позволяет реже лазить в меню (и, соответствено, тратить время). Еще лучше, если помимо стандартного набора кнопок есть дополнительные, на которые можно назначить часто используемые именно вами функции – это больше актуально для продвинутых фотографов, для любителей почти всегда не используемое излишество.

Автоматические режимы и сюжетные программы

 Автоматические режимы «портрет», «пейзаж», «закат», «фейрверк» и т. д. помогают новичку сделать кадры приемлемого качества в том случае, если у него нет четкого понимания, как правильно работать с выдержкой, диафрагмой и ISO. Это некая палочка-выручалочка для новичков. Но для опытных фотографов эти режимы не нужны, поскольку в «творческих» режимах (P-A-S-M) можно добиться более качественного и предсказуемого результата.

Серийная съемка

Эта функция важна, если нужно заснять какое-то быстро протекающее событие, например, фотофиниш. Также серийная полезна для любителей пофотографировать кого-то или что-то в движении. Теоретически, чем выше скорость серийной съемки, тем лучше, но для любительской съемки вполне достаточно 4–5 кадров в секунду. Современные камеры могут похвастаться скоростью серийной съемки до 20 кадров в секунду, но в большинстве случаев такая скорость только мешает — забивает флешку почти одинаковыми кадрами, которые потом придется долго разбирать и отфильтровывать. Я побаловался с серийной съемкой 10 к/с и вернулся к стандартным 3 к/с (опция «медленная серийная съемка»). Хотя бывают моменты, когда и 10 к/с мало:)

Скорость затвора (диапазон выдержек)

 Это тот диапазон выдержек, с которыми можно фотографировать. У любительских камер это обычно 30…1/4000 секунды. Этого хватает до тех пор, пока вы не прицепите к камере светосильный объектив и не начнете с ним фотографировать с открытой диафрагмой в солнечный день (в погоне за боке). В этом случае нужно иметь возможность снимать хотя бы на 1/8000 секунды. Современные камеры (преимущественно беззеркалки) умеют снимать с выдержками 1/20.000  секунды и даже короче, благодаря использованию «электронного затвора».

Лучший производитель фотоаппаратов

Сейчас технологии производства камер отработаны у всех существующих на рынке производителей, поэтому уже нет никакой разницы между Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Pentax и т. д. Работает принцип паритета – у всех производителей модели одного класса сопоставимы между собой по характеристикам и качеству изображения. Есть колебания в лучшую и худшую сторону, но они компенсируются большей или меньшей ценой. Популярность и непопулярность произодителя в целом связана прежде всего с хорошей или плохой работой маркетологов.

Какие технические характеристики делают фотоаппарат хорошим?

Сколько стоит хороший фотоаппарат?

Ну и в заключение остановимся на самом больном вопросе – сколько стоит хороший фотоаппарат? Ответ я вывел опытным путем – хороший фотоаппарат ВСЕГДА стоит в 1.5–2 раза больше, чем вы изначально рассчитывали. Что новый, что б/у – не важно. Просто мы устроены так, что аппетит приходит во время еды – вы читаете обзоры, смотрите примеры фотографий, смотрите технику вживую в магазинах электроники и ваши аппетиты растут:) И всегда найдется что-то, что заставит вас потратить больше (дополнительный объектив, например).

Здесь я могу сказать лишь одно – нужно покупать то что нравится. Сумму, которой не хватает на «камеру мечты» можно заработать, причем через месяц вы об этом уже не вспомните, но у вас в руках будет действительно хороший рабочий инструмент, который будет вам дарить положительные эмоции не один год.

Нужно ли покупать фотоаппарат, если есть хороший смартфон?

Все, опять-таки, зависит от ваших целей. Смартфон из каждого любителя делает продвинутого фотографа и позволяет «снимать и не заморачиваться». Фотоаппарат показывает, какой из тебя фотограф на самом деле – с ним подход «снимать и не заморачиваться» скорее всего не прокатит.

Я имею в своем арсенале смартфон с хорошей камерой и беззеркалку с набором оптики класса выше среднего. Смысл фотоаппарата для любительской съемки а-ля семейный альбом сейчас, на самом деле, исчез вообще! Смартфон помещается в карман и всегда с собой. За это ему можно простить худшее качество картинки (причем, разница с фотоаппаратом заметна только при действительно сложных условиях, в которых снимаем не так уж и часто). При всем при этом он умеет снимать при слабом свете без шевеленки и программно размывать фон на портрете. Да, в 100% масштабе это заметно. Но при печати 10×15 и просмотре на мониторе разницу увидит далеко не каждый.

Можно при поездке семьей в условные Геленджик или Анапу взять с собой целый рюкзак фотобарахла и всюду таскать его по жаре (а жене дать носить штатив), превращая прогулки в сплошные фотосессии… Да, будет очень качественно, бокешно, пластично, профессионально. Только зачем? Что вы увидите такого на набережной в любом курортном городке, с чем не справится смартфон? Приехали на отдых – гуляйте налегке:) Фото на память можно на смартфон сделать, а заодно сразу отправить родителям или друзьям.

Другое дело — коммерческие съемки, поездки в действительно красивые и интересные места, в этом случае тяжелый фоторюкзак оправдан. Но это, так скажем, случается не каждый день.

Самые популярные материалы

Для улучшения работы сайта используются cookies. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.