Canon EOS 5D (classic) – полный кадр по цене бюджетного смартфона
Безусловно, современные смартфоны научились хорошо делать фотографии. Но как быть, если хочется, чтобы эти фотографии были не просто «картинками», а чтобыв них была «душа?». Есть ли такая «волшебная» фотокамера, которая позволит творить шедевры, и при этом стоит как средний смартфон? Да, есть. Это полнокадровый Canon EOS 5D — фотоаппарат, некогда позиционировавшийся как полупрофессиональный, продающийся сейчас б/у за смешные деньги.
Что из себя представляет Canon EOS 5D (не Марк)?
Этот аппарат выпускался в период с 2005 по2008 годыи был первой относительно доступной по цене полнокадровой зеркалкой. На фоне кропнутых камер своего времени он выгодно отличался качеством изображения — разрешением 13 мегапикселей (против 6–10 у тогдашних «кропов»), примерно в 2 раза более высоким рабочим ISO, да и вообще, картинка с него была субъективно более живой, объемной и красивой. Когда был выпущен первый «пятак», его приобрели себе многие фотографы-пленочники.
«Первопятак» и сейчас имеет множество поклонников. К сожалению,с каждым годом количество экземпляров в нормальном состоянии сокращается и в скором времени найти Canon EOS 5D в хорошем состоянии будет большой удачей, но и этоне станет поводом отправлять старичка на свалку истории, он скорее перейдет в категорию «ретро».
Основные характеристики Canon EOS 5D таковы: полнокадровый КМОП-сенсор разрешением 13 мегапикселей,9 датчиков фазовой фокусировки, из них1 крестообразный, расположенный в центре. Зеркальный видоискатель с покрытием около 96% кадра, серийная съемка 3 кадрав секунду и… собственно все! Видеосъемки нет, лайф-вью нет, встроенной вспышки нет, сюжетных программ нет, подключение к компьютеру по USB 1.0 — при такой скорости 16-гигабайтная флешка скачивается на компьютер примерно час!:)
Из любительских опций есть только авторежим, в котором можно снимать только в JPEG поганого качества, который уже на ISO400в пытается размылить картинку в пиксельную кашу.
В RAW результат намного лучше, но для его «проявки» нужно использовать продвинутый софт типа Adobe Photoshop Lightroom (даже древняя 3 версия «знает» Canon EOS 5D). Штатный RAW-конвертор Digital Photo Professional обеспечит результат сходный с внутрикамерным Jpeg.
Еще Canon EOS 5D имеет множество настроек в «пользовательских функциях», в которые новичку лучше не лазить — вид синхронизации вспышки, тип фокусировочного экрана, блокировка зеркала и т. д.К сожалению, у 5D нет возможности микроподстройки автофокуса (она появилась в Mark II), поэтому при покупке нового объектива обязательно проверяйте его на фронт/бэкфокус.
В общем, Canon EOS 5D — это архаичный, дубовый, медлительный, простой и надежный полнокадровый фотоаппарат, созданный для съемки в ручном режиме в формат RAW. Чтобы им снимать, нужно знать, что ты делаешьи как это надо делать и в случае неудачи не сваливать вину «на какого-то там Карлсона»:)
Что реально хорошего есть в Canon EOS 5D?
Резкость на фотографях
Имея полнокадровую матрицу со скромным разрешением 13 мегапикселей, Canon EOS 5D очень лоялен к разрешающей способности объектива. Даже с бюджетными зумами вроде Canon EF 28-135mm f/3.5–5.6 IS USM можно получать очень достойную картинку. Это, судя по отзывам владельцев этого объектива и этой тушки. Лично я пользуюсь объективом Canon 24-105mm 1:4L IS USM и нахожу его весьма резким на всем диапазоне фокусных расстояний и при любой диафрагме, в то время как на 5D Mark III он заметно подмыливает. Если на фотоаппарат повесить фикс, даже недорогой, резкость будет просто звенящей.
То, что написано ниже, актуально только для формата RAW. Диапазон ISO по умолчанию составляет 100–1600 единиц,но через пользовательские функции его можно расширить с 50 до3200 единиц.
По поводу ISO50 многие восторгаются, но я, если честно не заметил большой разницы в качестве картинки с ISO100.
Вплоть до ISO400 картинка выглядит гладко, шумы можно увидеть только под микроскопом и то, они не раздражаюти убираютсяв Lightroom без видимого снижения детализации.
На ISO800 уже наблюдается легкая «шероховатость» картинки, но онане напрягаети воспринимается как легкая пленочная зернистость. Lightroom позволяет заметно снизить шум на ISO800,но полностьюот него избавиться уже, скорее всего, не получится.
ISO1600 тоже можно назвать вполне рабочим, если снимать в RAW.Вот пример фотографии, сделанной на ISO1600в RAW при комнатном освещении.
Без шумоподавления (100% кроп):
С шумоподавление в Lightroom:
На ISO3200 шумы уже явно заметны и никаким подавлением от нихне избавишься.
При усилении шумоподавления теряем детализацию:
Цветопередача и динамический диапазон
При использовании хорошей оптики цветопередача у Canon EOS 5D отличная даже по современным меркам. При работес естественным освещением я ни разуне видел «пластмассовых цветов», «морковной желтизны скинтонов», излишней синевы, желтизны, красноты, зелени и т. д.При правильной настройке экспозиции и баланса белого фотографии получаются правдивые и красивые одновременно. Максимум, что остается сделать при обработке — подкорректировать уровни, контрастность, насыщенность.
Интересна отработка легкой переэкспозиции. Вместо того, чтобы сразу провалить цвета в белизну, как это делает любительская техника, матрица как будто какое-то время «сопротивляется», прежде чем сдаться. Вот примерфотографии — передний план в тени, фон освещен ярким солнцем.
По хорошему, здесь не помешало бы дополнительное освещение на ПП, но его просто не было, вся надежда была на динамический диапазон и она,в принципе, оправдалась. Из этого можно сделать вывод, что динамический диапазон у Canon EOS 5D неплохой. Немного портит впечатление внутрикамерные настройки кривых — тени при настройках «по умолчанию» получаются излишне темными, но весьма неплохо тянутся в Lightroom, особенно при съемке на низких ISO.
При пейзажной съемке Canon EOS 5D тоже проявляет себя с лучшей стороны. Резкость замечательная, цвета красивые.
При сложном контрастном освещении можно использовать брекетинг экспозиции с шагом +-1EV, а потом сводить картинки в «умеренный HDR» в Photoshop.При этом будут получаться с красивымии сочными цветами и плавными полутонами, например, такие.
Портретная съемка на полном кадре
Чтобы сохранить пропорции и масштабыс ростом размера кадра нужно пропорционально увеличивать и фокусноерасстояние —я думаю, это известно всем более-менее продвинутым фотолюбителям. Увеличение фокусного расстояния влечет за собой сокращение ГРИП, то есть, если мы раньшена кропе фотографировали портреты на объектив 50мм/1.8, то на полном кадре нам для такой же съемки понадобится объектив 85мм/1.8 (это к примеру, многие предпочитают другие фокусные расстояния для портрета). Поскольку фокусное расстояние увеличилось, глубина резкости сократилась, а размытие заднего плана усилилось. Но и «полтинником» снимать становится интереснее.
Понятно, что для полной картины здесь стоит привести фотографии с каких-нибудь «топовых» стекол типа 50/1.2L, но я не портретисти единственное, что у меня оказалось под рукой в момент написания этого обзора — советский объектив Гелиос 44М (58мм/2) и я его приспособил на «пятак» в качестве среднепланового портретника. Оказалось, даже с ним портреты в бытовой обстановке смотрятся весьма интересно, не «мыльнично».
Просто портрет жены навскидку безо всякой постановки и дополнительного освещения. Характерное гелиосовчкое боке придало фотографии изюминку. У кропнутых аппаратов все прелести «бокешных» объективов остаются за пределами кадра. Хотя, у каждого автора свое мнение на этот счет, кто-то это наоборот считает за достоинство.
Преимущества полного кадра при пейзажной съемке
Мне, как пейзажисту, полный кадр открыл новые горизонты в творчестве, благодаря полноценному использованию широкоугольной оптики. Объектив Samyang 14 мм на полном кадре просто бомба!:)
Впрочем, сейчас и для кропнутых аппаратов выпущено много сверхширокоугольной оптики с фокусным расстоянием от 8 до16 мм, поэтому проблема нехватки широкого угла на кропе легко решается покупкой того же Samyang, но не на 14, а на 10 миллиметров.
Недостатки Canon EOS 5D
Пыле/влагозащита
Ее просто нет! Даже еслине менять объектив, фотоаппарат сосет пыль не понятно откуда, в итогена фотографиях появляются характерные пятнышки от пылинокна матрице.Я раньше заморачивался с чисткой матрицы, даже купил специальное приспособление (набор «швабр» для матрицы), но сейчас ограничиваюсь сдуванием основной пыли с матрицы при помощи груши по мере ее накопления. Просто сейчас данную камеру я стал использовать реже (для бытовых съемок использую смартфон и беззеркалку),а Canon EOS 5D — камера «для души».
Автофокус
Еще одно слабое место первого «пятака» (да, судя по отзывам, и второго тоже). Крестообразный датчик всего один, расположен по центру кадра. По крайним датчикам сфокусироваться при недостатке освещения просто нереально, поэтому приходится прибегать к «дедовскому» методу — фокусировка по центральному датчику, перекадрирование, съемка.
Медленная серийная съемка
При съемке одиночных кадров это никак не напрягает,но еслимы собрались снимать что-тов движениис проводкой или фотографируем какое-то быстропротекающее событие, 3 кадрав секунду — это ни о чем.Как у Canon EOS 1100D. Когдая купил беззеркалку, был поражен тем, что у этой «фитюльки» скорость серийной съемки аж 8 кадровв секунду:)
Внутрикамерный JPEG
Ни за что его не используйте, если не хотите полностью разочароваться в данной камере. На фотографиях шум, грубые полутона, которые плохо тянутся в Photoshop — привет из 2005 года!:)
Авторежим
Лучше бы его не было (как и формата Jpeg). Понятно, что он сделан «для галочки», но любая современная любительская зеркалка снимает в авторежиме лучше, чем Canon EOS 5D.
Баланс белого
Предустановки баланса белого программировались как будто на другой планете. Если снимаемв пасмурную погоду и выбираем ББ «пасмурно», все окрашивается в желтизну. Снимаем в помещениис лампами накаливания, выставляем ББ «лампа накаливания», все снова окрашиватся в желтизну. Ставим «автоматический ББ» и, черт возьми, все еще сильнее окрашивается в желтизну. Конечно, ББ можно настроить точно — выставить по серой карте, задать цветовую температуру, скорректировать оттенок, наконец, снимать с брекетингом баланса белого… Но будете ливы этим заниматься? Я просто включил «автоматический ББ» и снимаюв RAW,а потом правлю ББ в Lightroom, используя собственные пресеты —«в помещении на 5Д», «на улице на 5Д», и т. д. Отнимает дополнительное время при обработке, но другого способа я не вижу.
Выводы
5 причин, по которым стоит купить Canon EOS 5D
Этот аппарат учит фотографировать. Он не будетза вас думать, предоставив вам ручной режим. Режимы P, TV, AV — полумеры, в них вам придется иметь дело с достаточно бестолковым автоматом.
Этот аппарат учит обрабатывать фотографии. Попробовав снимать в Jpeg,вы быстро поймете, что это плохая идея, и приступитек освоению RAW.
Этому аппарату без разницы, что у вас объектив (главное, чтобы был EF, а не EF-S). Крупные пиксели позволяют получать картинку приемлемой детализации даже на очень старой оптике.
Этот аппарат — инструмент для создания шедевров, потенциал для этого есть. Количество сопутствующего «геморроя» не в счет:)
Этот аппарат стоит очень дешево. За цену бюджетного смартфона можно купить тушку 5D в рабочем состоянии. Еще 15000–20000 рублей (за б/у) придется потратить на покупку очень классного (с учетом возможностей тушки) классического «полтинника» Canon EF 50mm 1.4. Или за10000 купить Canon 50mm 1.8 — попроще, но тоже сойдет в качестве стартовой точки (Обзор объектива Canon EF 50mm/1.8)
5 причин, по которым не стоит покупать Canon EOS 5D
Самому новому экземпляру на данный момент (2025 год) не менее17 лет.Эти аппаратыв свое время активно использовались свадебными фотографами, гонялись в хвост и в гриву.Кто-то сейчас покупает 5D «на убой», потому что дешевый и полнокадровый,а потом продает за ту же цену или дороже. Трудно найти экземпляр без битых пикселей на матрицеи затвором,не доживающим свой век. Новый затвор плюс работа по его замене делают суммарную стоимость тушки Canon EOS 5D сопоставимой с более свежим б/у 5D Mark II.
Аппарат медленный. Автофокус склонен жить своей жизнью, пока не «ткнешь его носом» в одну из 9 точек фокусировки. Медленная серийная съемка. По большому счету, это аппарат для неторопливой постановочной съемки, но никакне для репортажной.
Тупая автоматика — ББ желтит, автоматический экспозамер регулярно ошибается, внутрикамерный JPEG лучше вообще не использовать.
Пылесос! Пыль сосет всегда и везде, даже если неделями просто лежит в сумке.Как у него это получается — ума не приложу.
Морально устарел. На фоне современных моделей зеркалок и беззеркалок выглядит динозавром в плане функционала. Особенно не хватает LiveView (вспомните при съемке со штатива или макро).
p.s. Кому посоветовать «первопятак»?
Свой Canon EOS 5D я продал в 2020 году.С одной стороны было очень жаль, с этим аппаратом я прошел сквозь огонь и воду, но с другой стороны было понимание, что ему все стало сложнее находить адекватное применение. Для репортажной съемки «пятаку» сильно не хватало производительности, для «тревел-фото» гораздо удобнее оказалась беззеркалка Panasonic, которая вместе с джентльменским набором оптики легко помещалась в небольшую сумку, при том что качество фотографий было не хуже (даже несмотря на кроп-фактор 2). В свою очередь, для повседневных съемок беззеркалка была вытеснена смартфоном и сейчас используется только в тех 5% случаев, когда смартфон откровенно не справляетсяс задачей. Таким образом, во мне чувство практичности и прагматичности победило тягу к «ламповости» и «олдскульности»:)
Сейчас (2025 года) Canon EOS 5D я могу посоветовать только тем фотолюбителям-энтузиастам, которые хотят полный кадр за мало денег и имеют четкое понимание, зачем им нужен именно полный кадр. Также этот фотоаппарат отлично подойдет любителям советских «Гелиосов», «Юпитеров» и прочей винтажной оптики. Иными словами, для тех, у кого фотография не профессия,а занятие для души — типа коллекционирования марок или виниловых пластинок:)