Современные фотокамеры позволяют сохранять изображения в двух форматах – RAW и JPEG. И тот и другой имеют свои достоинства и недостатки. В этой статье мы рассмотрим ключевые возможности и отличия данных форматов.

Вопрос качества фотографий волнует каждого фотографа. Техническое качество изображения складывается из степени его разрешающей способности (детализации), динамического диапазона и передачи информации о цвете. Как это обеспечить?

Тут два варианта:

  • Снимать в формате JPEG и доверить результат алгоритмам обработки изображения, зашитым в «мозги» фотоаппарата;
  • Снимать в формате RAW и обрабатывать фотографии «с нуля» самостоятельно, используя специализированное ПО на компьютере.

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group — организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств — главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами — BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями — в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со «стандартным» качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Поскольку разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000×3000 пикселей (этого достаточно для печати 30×45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small — маленький) — самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10×15 см. Как правило соответствует 2–3 мегапикселям.
  • M (англ. medium — средний) — среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20×30 см.
  • L (англ. large — большой) — максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов — до 36 мегапикселей, формат печати — до 90×60 см. 

Возможность печати фотографий на огромных холстах — сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Установить качество и степень сжатия — это еще полдела… Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого; 
  2. Настройка параметров изображения — контрастности, насыщенности, резкости. 

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце — красноватый, люминесцентная лампа — голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым — даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой — люминесцентной лампой. Мозг «принудительно» сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.

С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример — при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну. Ниже приведен пример фотографии с неправильным балансом белого.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах «помочь» фотоаппарату определиться, какой из объектов должен «считаться» белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого — выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок (солнечно, пасмурно, лампа накаливания, и т. д.) и еще есть режим «Авто» и «Ручной баланс белого».

В режиме автоматического баланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например — в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.

Установка баланса белого вручную позволяет выставить точный ББ по серой карте (вместо нее можно использовать лист белой бумаги), но это достаточно затратная по времени процедура, которая оправдана только при неспешной съемке при стабильном освещении. Если же вы снимаете репортаж и перемещаетесь между локациями с разным освещением, то установка баланса корректного белого превращается в непростую задачу.

Настройка стиля изображения

Функция «стиль изображения» есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также «заставить» аппарат снимать в режиме ч/б, сепия. Во многих камерах можно настроить «кривые» — чувствительность в светлых и темных областях.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения — пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько пустых ячеек под пользовательские установки стиля.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом — RAW — о котором пойдет речь далее…

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова «raw», что в обозначает «сырой, необработанный». При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы — RAW-конвертора. Это дает фотографу большое преимущество — не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения — все это можно будет отрегулировать потом в спокойной обстановке на хорошем мониторе.

Несжатые данные RAW несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все «лишние» данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну из-за некорректной настройки ББ вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант:

Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого «Лампа накаливания»… Вот что получилось:

Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный. А теперь попробуем вытянуть цвета в RAW (исходный снимок был сохранен в формате RAW + JPEG):

Совсем другое дело! Желтизны как будто и не было, цвета стали живыми и реалистичными. И все, что для этого потребовалось – выбрать инструмент «пипетка» и кликнуть им по тому месту на фотографии, которое должно быть нейтрально-серым (например, побелка на стенах).

Но и это еще не все. Формат RAW позволяет спасти «выжженные» переэкспозицией светлые участки (в разумных пределах), а так же, вытягивать детали из глубоких теней с гораздо меньшей потерей качества, чем если бы мы это делали из JPEG-изображения. И все потому, что в JPEG информация кодируется 8 битами на канал, в RAW — 10–14 бит на канал.

Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что формат RAW решает множество проблем как при съемке, так и при обработке фотографий.

Основные недостатки формата RAW

Точнее, не недостатки, а обратная сторона медали, то, чем приходится расплачиваться за качество.

Формат RAW — это «цифровой негатив», нуждающийся в постобработке. По сути, это промежуточная часть процесса, на выходе мы все равно получаем файл Jpeg. Для качественной обработки нужны знания и навыки, иначе итоговый результат будет хуже внутрикамерного Jpeg.

Современные версии Windows умеют показывать изображения в формате RAW с большинства камер, но то что они показывают — это всего лишь зашитое в файл Jpeg-превью в низком качестве (та картинка, которая показывается на экране фотоаппарата при воспроизведении снимков).

Чтобы обрабатывать RAW-файлы, на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение. Причем, программа для обработки с RAW должна быть совместима с вашим фотоаппаратом. При покупке новой камеры вполне возможна ситуация, что старый RAW-конвертор просто не читают файлы с новой камеры.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК (с установленным ПО). Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут.

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более того, этой программы вообще может не быть, и чтобы обрабатывать отснятый материал нужно приобретать стороннее ПО, которое чаще всего платное.

Размер файла RAW примерно в 2–3 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Так в каком же формате фотографировать?

Я снимаю в формате RAW+Jpeg. Современные камеры научились адекватно выставлять баланс белого, формировать JPEG-изображения с хорошей детализацией и динамическим диапазоном. В итоге 95 из 100 фотографий получаются нормально сразу «из камеры». Но если что-то пошло не так, то наличие RAW-исходника дает возможность более глубокой и тщательной коррекции.