В раздел "Статьи"

О зеркалках простым языком

© Артем Кашканов, 2020

Введение

Появление данной статьи может вызвать недоумение у постоянных читателей сайта - вроде бы про зеркалки уже все было сказано. Однако, на сайте есть статьи про выбор мыльницы, про беззеркалки, но отдельного FAQ-а по зеркалкам до сих пор создано не было. Данная статья призвана заполнить этот пробел. Меня часто просят рассказать "простые истины" о зеркалках, и мне по сто раз отвечать на одни и те же вопросы уже немного надоело. Именно поэтому пишу этот текст...

Зеркалка – что это такое?

DSLR (Digital Single Lens Reflex) - цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат, в простонародии зеркалка - это один из наиболее распространенных видов фотокамер, которые позиционируются в сегменте от 500 долларов. Эти аппараты получили свое название исходя из принципа передачи изображения от объектива к видоискателю в режиме визирования - свет проходит через объектив, отражается от наклонного наклонного зеркала, проходит через пентапризму (которая "переворачивает" изображение так, чтобы оно было не вверх ногами) и попадает в окуляр.

 

Зеркалка в разрезе На этом схематичном рисунке представлена зеркалка "в разрезе", причем в двух режимах - визирование (слева) и съемка (справа). В режиме визирования половина светового потока отражается от полупрозрачного зеркала (1) и проецируется на матовый фокусировочный экран, который мы видим через пентапризму в видоискатель, вторая половина - через второе небольшое зеркало (2) попадает в блок фазового автофокуса (3). При съемке зеркала складываются и весь световой поток попадает на матрицу (4). Несмотря на громоздкую конструкцию, зеркалки имеют ряд существенных преимуществ перед компактными аппаратами, в которых для визирования используется ЖК-экран или небольшой оптический видоискатель (сейчас это большая редкость!)

  • В отличие от ЖК-экрана, ни зеркальный видоискатель, ни матрица не потребляют электроэнергию во время компоновки кадра. Это существенно повышает автономность фотоаппарата - у некоторых моделей она превышает 1000 снимков на одной зарядке аккумулятора!
  • ЖК-экран большинства компактных аппаратов отображает картинку с небольшой задержкой. Зеркальный видоискатель этого недостатка также лишен.
  • В отличие от оптического видоискателя мыльниц и дальномерок, зеркальный видоискатель лишен такого явления как параллакс, когда при съемке с близкой дистанции картинка, попадающая на матрицу отличается от той, что мы видим через видоискатель, поскольку видоискатель удален на некоторое расстояние от объектива.
  • Фазовый автофокус работает быстрее, чем контрастный, используемый в компактах. 

Классы зеркальных фотоаппаратов

Если говорить простым языком, практически любая техника (не обязательно фотоаппараты) делится на три класса:

  • Любительский
  • Полупрофессиональный
  • Профессиональный

Любительская техника стоит недорого и обеспечивает качество, которое удовлетворяет, грубо говоря, до 90% фотографов. Основной упор делается на простоту в использовании аппарата, чтобы последняя домохозяйка смогла бы делать качественные фотографии. Любительские зеркалки самые легкие, компактные и дешевые. Съемочный процесс примерно такой же как и на мыльницу - навел и щелкнул. При этом всегда есть возможность воспользоваться ручными настройками.

Профессиональные аппараты, наоборот, расчитаны только на опытных фотографов. Техника подобного класса практически не имеет никаких любительских "примочек" вроде встроенной вспышки, сюжетных программ "портрет", "пейзаж", "закат", "животные" и т.д. Подразумевается, что фотограф прекрасно знаком с технической стороной фотографии и сам в состоянии разобраться, на какие кнопки и сколько раз надо нажать, чтобы заснять шедевр. Профессиональная техника крепче, надежнее, часто имеет пыле/влагозащиту, а также огромный ресурс затвора. Естественно, это накладывает отпечаток на габариты, вес и стоимость фотоаппарата. Профессиональная техника стоит как минимум в 3-4 раза дороже любительской.

Полупрофессиональные аппараты занимают промежуточную нишу, сочетая в себе свойства и любительской и профессиональной техники. Чаще всего, это некий компромисс - любительский аппарат с расширенным набором функций, заключенный в более крепкий корпус и имеющий увеличенный ресурс затвора. Как правило, матрица в любительские и полупрофессиональные аппараты ставится одна и та же. Разница в качестве изображения незначительная и проявляется она в основном при плохом освещении. Стоимость полупрофессиональной техники примерно в 1.5-2 раза дороже любительской. Зачастую люди с нулевым фотографическим стажем покупают полупрофессиональную технику, только чтобы потешить свое самолюбие, не имея представления о том, что там внутри и нужно ли им это.

Основные отличия между различными классами зеркалок состоит в следующих вещах:
  • Качество изображения в сложных условиях. При хороших условиях освещенности разница между картинкой с любительского и профессионального аппарата практически не видна, однако при плохом освещении профессиональная камера даст снимки заметно лучшего качества.
  • Быстродействие. Время фокусировки, скорость срабатывания затвора, скорость и объем серийной съемки - все это увеличивается с ростом класса техники. Для любительской фотосъемки вполне достаточно возможностей самых дешевых зеркальных камер, но для более сложных задач с высокой ценой ошибки любительские зеркалки практически непригодны.
  • Точность. Под этим подразумеваются такие вещи, как точность автофокуса, экспозамера. Точность автофокуса особеннно важна при использовании светосильной оптики при съемке с малой глубиной резкости. Любительские камеры используются преимущественно с недорогой оптикой, у которой требования к точности автофокуса не такие жесткие, поэтому со светосильным профессиональным объективом не всегда получится правильно сфокусироваться с первого раза.
  • Ресурс. Под эту категорию попадает механическая прочность конструкции, способность противостоять агрессивным воздействиям окружающей среды (влага, пыль, дождь), а также ресурс затвора фотоаппарата. Любительская техника не имеет пыле-влагозащиты. Что касается ресурса затвора - на нем есть смысл заморачиваться лишь в том случае, когда каждый день делается несколько сотен фотографий. В этом случае нужна профессиональная техника. Наиболее же типична ситуация, когда фотоаппарат используется пару раз в неделю и при этом делается несколько десятков кадров. В этом случае ресурса затвора любительского аппарата хватит на много лет эксплуатации.

Важная характеристика зеркальной фотокамеры – это размер матрицы. Здесь имеются в виду не мегапиксели, а миллиметры. Все без исключения любительские и большинство полупрофессиональных зеркалок имеют матрицу размером примерно 22*17 мм (такой формат называется APS-C). Часто зеркалки с APS-C называют "кропнутыми" (от слова crop - "обрезать", матрица меньше по размеру пленочного кадра, будто ее обрезали по краям).

У профессиональных и некоторых полупрофессиональных зеркалок матрица имеет размер 36*24 мм. Точно такие же размеры имеет кадр фотопленки, поэтому подобные матрицы называют Full Frame (по русски - "полный кадр"). Большая по размеру матрица имеет большее разрешение в мегапикселях и  обеспечивает более качественную детализацию фотоснимка. Кроме того, картинка с полнокадровых камер выглядит более живой и объемной – это связано с теми особенностями системы, которые диктуются законами физики (оптики).

Еще одно неочевидное преимущество полного кадра - отсутствие ограничений на использование широкоугольной оптики. Приведенный ниже снимок сделан на полнокадровую камеру с объективом 14 мм. Рамкой выделен тот фрагмент, который попал бы в кадр при съемке с тем же объективом, но на «кропнутую» камеру.

Как видите, при пейзажной съемке полный кадр позволяет получать намного более интересный результат, особенно в сочетании со сверхширокоугольным объективом. Впрочем, сейчас не проблема найти широкоугольник под кроп, так что описанное выше можно перенести в раздел "мифы и заблуждения". Другое дело, что действительно качественные профессиональные стекла делаются именно под полный кадр. 

При съемке портретов с размытым фоном (эффект боке) полный кадр имеет преимущества перед кропом за счет использования более длиннофокусной оптики при той же дистанции съемки. Больше фокусное расстояние – сильнее размытие фона.

При съемке телефото уже матрица APS-C имеет преимущество перед "полным кадром", поскольку позволяет видеть снимаемый объект более крупно. Это актуально при съемке животных и макросъемке. Зачастую профессиональные фотографы-анималисты намеренно используют зеркалки с матрицей APS-C, чтобы снимать зверей и птиц более крупно. Полнокадровые матрицы, помимо большего угла охвата кадра, отличает еще и большее рабочее значение чувствительности ISO.

Поскольку пиксели на полном кадре более крупные, они за время экспозиции способны поймать больше света, следовательно картинка будет иметь меньший уровень шумов. Реальное отличие между кропом и полным кадром по уровню шумов проявляется при плохом освещении, на дневных снимках разницу заметить крайне сложно.   

Сможет ли новичок разобраться с зеркалкой?

"Я никогда не держал фотоаппарат в руках, но хочу сразу купить любительскую зеркалку. Правильно ли я делаю? Может все-таки начать с мыльницы?" - один из типичных вопросов, которые мне задают читатели сайта. Иными словами, человек имеет желание фотографировать и возможность позволить себе зеркальный фотоаппарат, однако его гложут сомнения, что он не сможет разобраться с настройками зеркального фотоаппарата. Откуда-то взялось убеждение, что зеркалкой фотографировать намного сложнее, чем компактом или смартфоном...

Во-первых, у всех без исключения любительских зеркалок есть авторежим и сюжетные программы - портрет, пейзаж, спорт, ночь и т.д., которые здорово облегчают съемку тем, кто не дружит с теоретическими основами фотографии. Сюжетные программы представляют собой набор настроек, с которыми получится наилучший результат при съемке тех или иных сюжетов.

Если повернуть диск в положение "портрет", будут получаться фотографии с чуть приглушенными цветами и размытым задним фоном. В режиме "пейзаж" все будет резко - и передний и задний план, цвета будут яркими и насыщенными, и так далее. Кстати говоря, диск выбора режима всегда под рукой и чтобы переключиться из "портрета" в "пейзаж" потребуется не более секунды, в то время как у мыльницы с сенсорным экраном на это уйдет гораздо больше времени.

Быстрый автофокус зеркалки позволит запечатлевать именно те моменты, которые хочется запечатлеть - например, улыбку ребенка (вместо его затылка), спортсмена во время выполнения прыжка (а не в момент уже после приземления). Все эти задачи легко выполнимы для зеркалки и трудно выполнимы для мыльницы.

Со временем, когда рука будет набита, можно будет пробовать переходить в творческие режимы и самостоятельно управлять выдержкой, диафрагмой, чувствительностью и другими параметрами, однако на первое время вполне сгодятся авторежим и сюжетные программы. Качество фотографий будет заметно лучше, чем у мыльницы и смартфона - они будут выглядеть "живее" и "объемнее". 

 

Стоит ли любителю покупать профессиональную зеркалку?

Уже много раз мне задавали вопрос - "Имею 50 (100, 200, 500...) тысяч рублей. Хочу купить хороший фотоаппарат, чтобы фотографировать свою семью". Причем авторы таких вопросов - не всегда состоятельные люди, которым плюс-минус 100 тысяч вопрос не принципиальный. Бывает, что человек получил премию или "тринадцатую зарплату" или продал что-то ненужное и на вырученные деньги хочет сделать подарок себе любимому...

Упаси вас бог сказать продавцу-консультанту из фотомагазина "хочу самый лучший фотоаппарат пределах ___ тысяч рублей". Вас мгновенно "раскрутят" по полной программе. Не спорю, вы скорее всего, купите действительно самый достойный фотоаппарат из тех, что стоят на витрине, с хорошим объективом и полным набором аксессуаров, но вопрос целесообразности и практичности такой покупки остается под большим сомнением.


Сравнение размеров профессиональной зеркалки (слева) и любительской (справа)

Лично я придерживаюсь мнения, что покупать профессиональную фототехнику для любительской съемки - это все равно что купить огромный внедорожник, чтобы ездить работу в офис, расположенный в 10 минутах ходьбы. Да, выглядит очень круто, но на этом все реальные преимущества заканчиваются – конкретно в этом случае нет тех условий, в которых этот автомобиль действительно может раскрыть свои возможности. Здесь бы лучше подошел электросамокат :)

Профессиональный аппарат в любительской съемке - то же самое. Большой, тяжелый, с множеством органов управления, в которых начинающему любителю легко запутаться. Плюнув на все это, фотолюбитель будет снимать скорее всего в авторежиме, получая результат мало отличимый от фото на смартфон. Профессиональная камера будет работать с полной отдачей только в руках профессионала.

Разумеется, ничто не может запретить вам купить аппарат за полмиллиона рублей и использовать его, как говорится, "для бытовых нужд". Однако, если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, купив неплохую любительскую зеркалку за 50-60 тысяч рублей, вы сэкономите достаточно средств, чтобы съездить со своей семьей на отдых и там наснимать множество ярких и красивых фотографий! Иными словами, каждый решает для себя сам, что для него лучше - отправиться в увлекательное путешествие с любительской фотокамерой, либо купить профессиональный аппарат и снимать им воробьев за окном. 

Что такое "боди", "кит", "дабл-кит"?

Боди (англ. body - "туловище", "тушка") - это фотоаппарат, продающийся без объектива. Боди есть смысл покупать в тех случаях, если у вас уже есть какой-то парк оптики, либо вы намерены приобрести объектив отдельно. Как вы понимаете, на "боди" без объектива что-то сфотографировать невозможно.

Кит (англ. kit - "комплект") - комплект из фотоаппарата и объектива. Это оптимальный стартовый набор. Как правило, объектив имеет диапазон фокусных расстояний 18-55 мм, что позволяет снимать наиболее типичные сюжеты. Китовый объектив у большинства современных зеркалок дает вполне неплохое техническое качество картинки, но для появлениях на фотографиях "волшебства" может понадобиться оптика посерьезнее и подороже.

Дабл-кит (англ. double kit - "двойной комплект") - комплект поставки, в который входят сам фотоаппарат и два объектива. Как правило, это стандартный 18-55мм и недорогой телеобъектив. Дабл-кит - достаточно выгодное приобретение, поскольку набор оптики, включенный в комплект по отдельности стоит ощутимо дороже. Однако, не стоит возлагать на телеобъектив слишком больших надежд - он будет самый простой и самый дешевый. Да, он будет "приближать", но качество картинки, которое он дает, удовлетворяет требованиям только начинающих фотолюбителей. Для профессионального использования он не пригоден. Поводом для покупки такого комплекта может быть только цена мало отличимая от варианта "кит".

 

Какой объектив купить к зеркалке?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно определиться, что вы собираетесь фотографировать. Абсолютно универсальных объективов не бывает, каждый из них решает определенный круг задач. Если вы новичок в фотографии и/или не можете точно сказать, какому виду съемки вы намерены отдавать предпочтение, оптимальным для вас будет китовый объектив - 18-55 мм. Этот объектив вполне универсален и подходит для большинства видов любительской съемки. О популярности китового объектива красноречиво свидетельствуют результаты голосования, проводимого на сайте:

Примерно то же самое говорят статистики продаж основных производителей зеркалок: 18-55мм - самый популярный объектив. Среди фотолюбителей бытует мнение, что "китовый" объектив плохой и его покупать его нет никакого смысла - пустая трата денег. Этот миф пошел с тех пор, когда появилась первая любительская цифрозеркалка Canon EOS 300D и к нему в комплекте давался объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 первой версии, который, действительно, не отличался особым качеством картинки. С тех пор прошло немало времени и объектив 18-55 многократно перерабатывался и улучшался. Современный Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS USM имеет гораздо лучшие оптические характеристики, чем его предок, плюс ко всему, стабилизатор изображения и бесшумную USM-фокусировку (не во всех версиях). То же самое можно сказать про объективы Nikon, Sony.

Естественно, странным было бы ожидать от зум-объектива стоимостью 5 тысяч рублей выдающегося качества изображения, "звенящей резкости" и благородных скин-тонов, но для любительского уровня возможностей китового объектива чаще всего хватает с большим запасом. Что касается альтернатив китовому объективу - оптика, которая мгновенно даст почувствовать разницу в качестве фотографий, стоит как минимум в 5 раз дороже (если речь идет именно о зумах).

Помимо зумов есть еще объективы с фиксированным фокусным расстоянием. В подавляющем большинстве они резче и светосильнее зумов, однако, универсальность у фиксов меньше. Каждый объектив приобретается под определенную задачу - отдельный объектив для пейзажа (широкоугольник, 16 мм ), светосильный объектив для для съемки средних планов (50 мм, "полтинник"), объектив для портретов и крупных планов (85 мм... 135 мм),  и так далее. Таким образом, вместо одного зум-объектива может потребоваться 3-4 фикса, чтобы охватить весь диапазон фокусных расстояний - это дороже, менее удобно, но картинка при съемке фиксом получается более дорогая и благородная.

Какую зеркалку выбрать для пейзажа, портрета и т.д.

В этом вопросе сам по себе аппарат ничего не решает! Единственный более-менее важный критерий - это размер матрицы. Полнокадровые зеркалки во многих (но не во всех) видах съемки имеют преимущество перед "кропнутыми" - в основном это портрет и пейзаж. Кропнутые зеркалки предпочтительнее в том случае, если стоит задача что-то снимать крупным планом - предметная съемка, макросъемка, съемка с больших расстояний телеобъективом (фотоохота, plane spotting - фотосъемка летящих самолетов и т.п.) Любая зеркальная тушка подойдет для любых видов съемки, но только при наличии соответствующего объектива.

Если вы знаете, что будете снимать в основном пейзажи, вам стоит приобрести хороший широкоугольник - зум или пару фиксов, фокусное расстояние которых меньше 50 мм (для кропа - меньше 35 мм). Типичные пейзажные зум-объективы имеют диапазон фокусных расстояний от 17 до 50 мм (примерно). Есть и более широкоугольные объективы, но они дают весьма специфичную и непривычную картинку. Для портретистов существует другая категория оптики - светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Под кроп оптимальными портретными фокусными расстояними будут 50 и 85 мм, для полного кадра - от 85 до 135 мм. При таких фокусных расстояниях влияние эффекта перспективы на на пропорции лица минимально (т.е. портрет будет выглядеть реалистично), а большая светосила обеспечит возможность управлять степенью размытия заднего плана.

Что лучше - дешевый аппарат с дорогим объективом или дорогой аппарат с дешевым объективом?

Этот вопрос задавался на сайте уже, наверно, не меньше ста раз. Ситуация обычная - человек, не имеющий особого опыта фотосъемки, решил купить себе "крутую зеркалку". Естественно, техника высокого класса стоит дорого, а бюджет ограничен. На объектив при таком раскладе остаются жалкие крохи. На эти крохи покупается дешевый объектив (возможно даже советский неавтофокусный) и потом возникают претензии - почему фотографии нерезкие, почему цвета мутные, почему картинка "пластмассовая" и т.п. А потому что надо было делать наоборот - максимум средств вкладывать в нормальную оптику, а что останется - в тушку (естественно, не впадая в крайности).

Тушка - это всего лишь "расходный материал". У нее ограниченный ресурс, она физически и морально устаревает и в конце концов, меняется на что-то более новое, и более функциональное. Парк оптики остается тот же. Объектив - вот ваше основное вложение. Качественный и дорогой объектив даст отличный результат как на любительской, так и на профессиональной тушке. Только с качественной оптикой вы будете получать полную отдачу от вашего фотоаппарата.

Так что ответ на вопрос, на что лучше потратить деньги – на "крутую тушку" или "крутой объектив" – однозначно, на "крутой объектив".

Преимущества и недостатки зеркалок по сравнению с другими типами фотокамер

По сравнению со смартфонами

Сравнивать зеркалки со смартфонами не совсем корректно, так как концепция этих устройств совершенно разная. Смартфон способен любого фотолюбителя сделать «звездой инстаграма», зеркалка же показывает истинный уровень фотографа. Причем, это касается только художественной съемки. Если вы действительно умеете красиво фотографировать (или стремитесь к этому), зеркалка позволит вашему таланту раскрыться на 100%. Если художественная съемка не интересует, и нужен обычный «фоторегистратор» – смартфон будет оптимальным вариантом. Худшее качество фотографий с лихвой компенсируется удобством в использовании.

По сравнению с беззеркалками

Само по себе наличие и отсутствие зеркала в конструкции фотоаппарата никак не влияет на качество фотографий. Разница заключается в подходе к съемке. Зеркалки – более «консервативные» аппараты, съемка на них мало чем отличается от съемки на пленку. Беззеркалки – более современные и технологичные камеры. Они имеют, как правило, больше «фишек и плюшек», облегчающих съемку – встроенная стабилизация, информативный электронный видоискатель, интеллектуальные алгоритмы внутрикамерной обработки, высокая скорость серийной съемки. При этом беззеркалки легче и компактнее, чем зеркалки. Единственное преимущество зеркалок – более долгая автономная работа от аккумулятора. 

Стоит ли покупать зеркалку в 2022 году?

С каждым годом доля зеркальных камер на рынке сокращается. По сути, на данный момент зеркалки утратили практически все весомые преимущества перед системными камерами и покупать из есть смысл только в том случае, если у вас на это есть веские причины – например, уже имеется большой парк оптики и аксессуаров, которые во что бы то ни стало хочется продолжать использовать. В остальных случаях в покупки зеркалки «с нуля» смысла уже нет.

Фактически, зеркальные фотоаппарат на данный момент – вымирающий класс фототехники. Это подтверждают и ведущие фотопроизводители. К примеру, Canon в начале 2020 года заявил о завершении проектирования новой оптики системы EF. Это не значит, что объективы прекращают производить, просто не будут появляться новые модели. Все усилия будут сосредоточены на проектировании оптики системы RF (под беззеркальные фотокамеры Canon EOS R). Это вполне логичный шаг, поскольку системе EF уже лет 30 как минимум - для технического стандарта это вполне достаточный возраст, чтобы отойти от дел и дать дорогу более "молодым и перспективным" стандартам.

Подобное решение принято и Nikon, правда чуть позже. И хотя он пока не спешит хоронить зеркальную систему, учитывая то, с каким рвением они взялись за развитие семейства беззеркалок Nikon Z, закат зеркалок Nikon D тоже не за горами. Рынок диктует свои условия и производителям приходится под него подстраиваться. 

Итак, статья подходит к концу. Если она вам понравилась, рекомендую продолжение – О беззеркалках простым языком.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»