В раздел "Статьи"

Объектив Canon EF 24-70mm f/4L против Canon EF 24-105mm f/4L

© Артем Кашканов, 2013

Объектив Canon EF 24-70mm f/4L IS USM был анонсирован в конце 2012 года и, не успев появиться на прилавках фотомагазинов, стал предметов оживленных споров фотолюбителей. Действительно, спорить было о чем. Сам по себе объектив обещал быть весьма интересным - он сочетал в себе относительно скромные габариты и вес, хорошие макровозможности, мощный стабилизатор и все это было украшено красным колечком. С другой стороны, немалая стоимость объектива (1500 долларов) заставляла задуматься - в какой нише позиционируется этот объектив. Для профессиональной ему не хватает светосилы, для продвинуто-любительской - слишком высока цена. Со временем стали появляться тесты и обзоры данного объектива, главным образом на зарубежных сайтах, которые особой ясности в картину не внесли. Мнения экспертов оказались весьма противоречивыми. В рунете я пока не нашел ни одного толкового обзора данного объектива, тем более, в сравнении его с чем-то. Это и стало поводом, побудившего меня написать данную статью. Сразу хочу предупредить, что объектив Canon EF 24-70mm f/4L IS USM я в руках не держал. Статья представляет собой компиляцию из прочитанного мной материала на зарубежных сайтах, которые этот объектив протестировали. Наиболее приоритетный источник - www.photozone.de. С чем же сравнивать EF 24-70 f/4L? Тут есть несколько вариантов:

  1. Canon EF 24-105 f/4L IS USM - один из самых популярных на российском рынке штатных зум-объективов для полного кадра. Объектив сочетает вполне достойное качество изображения и невысокую цену - около 30-35 тысяч рублей. Несмотря на то, что это "элька", ориентирован данный объектив прежде всего на продвинутых любителей, а не на профессионалов.
  2. Canon EF 24-70 f/2.8L USM - светосильный профессиональный зум-объектив, пользующийся большой популярностью среди фотографов-репортажников. В любительской среде менее популярен, чем 24-105mm из-за в 1.5 раза более высокой цены и достаточно больших габаритов.
  3. Canon EF 24-70 f/2.8L USM II - обновленная версия объектива 24-70 f/2.8L, у которого улучшены оптические характеристики. Однако, это вызвало почти 2-кратное удорожание объектива и позволить себе такую оптику могут либо профессионалы, либо весьма состоятельные любители.

Новый объектив Canon EF 24-70 f/4L IS USM занимает промежуточную ценовую нишу между 24-105/4L и 24-70/2.8L. Учитывая нашу российскую действительность, гораздо большему количеству фотолюбителей интересно сравнить новый объектив с "бюджетным" 24-105 и выяснить - стоит ли переплачивать 15-20 тысяч рублей за новинку и что это им даст, учитывая то, что Canon 24-105L сам по себе весьма неплох. Это мы и сделаем...

Внешний вид

На рисунке показано, насколько отличаются по своим габаритам объективы 24-70/4L и 24-105/4L. Помимо меньших габаритов новинка имеет и меньшую массу - 600 грамм против 810 грамм. Помимо выше указанного внешние отличия небольшие - те же обрезиненные кольца зуммирования и фокусировки, выключатели стабилизации и автофокуса, окошко с дистанцией фокусировки. Оба объектива имеют телескопическую конструкцию с функцией пыле- и влагозащиты. У обоих объективах в комплекте имеется бленда. Вот так выглядит объектив Canon EF 24-70mm f/4L IS USM во всех своих возможных конфигурациях.

Сравнение оптических характеристик

Разрешающая способность - важнейшая характеристика штатного объектива. Основываясь на тестах с Фотозоны я сделал сравнение характеристик разрешающей способности объективов 24-70 и 24-105 на перекрывающихся фокусных расстояниях. В качестве тестовой камеры был использован Canon EOS 5D Mark II (21 мегапиксель, полный кадр). Вот что из этого получилось... Фокусное расстояние 24 мм

Фокусное расстояние 40 мм

Фокусное расстояние 70 мм

По приведенным графикам нетрудно заметить, что Canon 24-70 f/4L превосходит по разрешающей способности Canon 24-105 f/4L. Наибольшая разница проявляется на фокусном расстоянии 70 мм при диафрагме 4 - новый объектив имеет на 15% большую разрешающую способность. В остальных режимах разница хоть и меньше, но все равно она в пользу Canon 24-70 f/4L. Справедливости ради стоит отметить, что проигравший этот этап соревнований Canon 24-105 f/4L также показывает стабильно высокий результат. 2500 lw/ph (горизонтальных линий по высоте кадра) - весьма неплохой показатель и Canon 24-105 f/4L с легкостью преодолевает этот барьер. Для тех, кто считает Canon EF 24-105 f/4L "мыльным на длинном конце" привожу еще один график (для 24-70 поля пустые, поскольку у него такое фокусное расстояние отсутствует.).

По графику видно, что, вопреки распространенным слухам, Canon 24-105 f/4L имеет вполне рабочее фокусное расстояние 105 мм. Типичного для бюджетной оптике падения разрешающей способности на длинном конце у данного объектива не наблюдается. Вывод простой - да, объектив 24-70 f/4L более резок, чем Canon 24-105 f/4L, однако за это приходится жертвовать диапазоном фокусных расстояний. В принципе, эта ситуация типична для зум-объективов - чем больше зум, тем хуже оптические характеристики. Фиксы самые резкие, суперзумы - самые "мыльные" (в подавляющем большинстве случаев).

Виньетирование, хроматические аберрации, дисторсия

Canon 24-70mm f/4L по этим характеристикам также оказывается лучше, чем 24-105, но ненамного. Наибольшее отличие - на коротком конце (24 мм):

При больших фокусных расстояниях разница сходит на нет. Примерно такая же ситуация с хроматическими аберрациями и виньетированием - Canon 24-70mm f/4L проявляет себя немного лучше, чем 24-105. Справедливости ради стоит отметить, что с развитием программного обеспечения для обработки изображений (RAW-конверторы, внутрикамерное ПО) эти характеристики практически утратили свою значимость. Виньетирование, хроматические аберрации и дисторсия правятся одним кликом мыши при работе с Adobe Photoshop Lightroom.

Подробнее о том, как выправить дисторсию, избавиться от виньетирования и хроматических аберраций, читайте в статье про Adobe Photoshop Lightroom на примерах. Исправляем дисторсию и перспективу

Цены на объективы

Данный блок сформирован автматически на основании предложений от магазинов-партнеров. Приношу извинения за возможное несоответствие наименований товаров теме статьи.

Выводы

Безусловно, новый объектив Canon EF 24-70mm f/4L IS USM получился удачным. Он практически по всем параметрам превосходит более старый Canon EF 24-105mm f/4L IS USM - имеет лучшую разрешающую способность, меньше искажает картинку на широком угле, имеет более мощный стабилизатор изображения (компенсирует до 4 ступеней экспозиции, в то время как стабилизатор 24-105 компенсирует три ступени). Объектив Canon 24-70mm f/4L имеет лучшие макровозможности - минимальная дистанция фокусировки составляет 20 см (против 45 см у 24-105). При этом масштаб съемки составляет 1:1.4 против 1:4. Выше сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что объектив своих денег стоит! Если у вас уже есть Canon EF 24-105mm f/4L IS USM, возможно, у вас уже возникал вопрос - стоит ли его менять на новинку? Очевидно, Canon 24-70mm f/4L создавался не просто так, а с прицелом на будущее, когда разрешение матриц полнокадровых аппаратов Canon снова начнет расти. Nikon уже вовсю продает 36-мегапиксельный D800, не думаю, что Canon ограничится 20-21 мегапикселями на полном кадре. Если вы планируете в перспективе переходить на что-то более мегапиксельное, покупка данного объектива будет оправдана. Если у вас аппарат Canon EOS 5D (13 мегапикселей) и менять его на что-то вы в ближайшее время не планируете, покупка 24-70mm f/4L будет для вас менее выгодной. Вы не почувствуете особой разницы в разрешении по сравнению с 24-105L. Остается решить, стоит ли жертвовать дополнительными 35 мм фокусного расстояния на длинном конце ради макровозможностей и более мощного стабилизатора. Лично я не стал бы.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»