В раздел "Статьи"

Объектив Canon 24-105mm 1:4L IS USM на кроп и полный кадр. Стоит ли покупать?

© Артем Кашканов, 2020

Иногда у человека возникает совершенно нормальное желание - на что бы потратить N рублей, чтобы было круто, стильно и для души. Особенно это желание обостряется, когда эта сумма образовалась неожиданно и лежит в кармане, приятно оттягивая его. Если при всем при этом вы заядлый фотограф, то скорее всего, вы будете смотреть на фототехнику - новые фотокамеры, объективы, вспышки и прочие принадлежности.

Объектив Canon EF 24-105mm 1:4 IS USM L - один из самых популярных и распространенных штатных объективов в системе Canon EOS. Их две версии, в данной статье речь пойдет о первой, которая выпускалась с 2005 года и продержалась на конвеере не меньше 10 лет. Несмотря на то, что на данный момент он является морально устаревшим, он более чем актуален, о чем свидетельствует большое количество объявлений о покупке и продаже этого объектива на сайтах типа Авито или Юла. Что сделало этот объектив таким популярным?

  • Удобный диапазон фокусных расстояний
  • Очень хорошее для зума качество картинки
  • Постоянная светосила
  • Возможность применения как на кропе, так и на полном кадре
  • Быстрая и бесшумная фокусировка
  • Стабилизация изображения
  • Пыле/влагозащита
  • Красное колечко, улучшающее карму фотографа

Объектив - мечта? За те деньги, которые он стоил (и стоит сейчас б/у) - практически да.

Конструктив объектива

Оптическая схема объектива состоит из 18 элементов в 13 группах, среди которых 3 асферических и 1 низкодисперсный элемент. Диафрагма 8-лепестковая, меняется в пределах от 4 до 22 на всем диапазоне фокусных расстояний.

Объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM имеет добротную конструкцию, в которой преобладает металл и высококачественный пластик. Имея многолетний опыт эксплуатации этого объектива могу сказать, что у меня ни разу не возникло претензий к его конструкции. Никаких люфтов, перекосов, скрипов и посторонних звуков не появилось, резиновые кольца зума и фокусировки не растянулись, как это бывает на многих других объективах в преклонном возрасте.

У объектива телескопическая конструкция с одной подвижной секцией. В сложенном состоянии длина составляет 11 см (wide), в разложенном - 14 см (tele). Со временем у объектива начинает самопроизвольно выезжать хобот, в принципе, это свойственно всем зумам с подобной конструкцией. 

Объектив имеет резьбу под светофильтр 77 миллиметров. Рекомендуется использовать светофильтры с узким кольцом (slim), так как широкие могут вызывать виньетирование на 24 мм (на полнокадровых камерах). 

Разрешающая способность, виньетирование, хроматические аберрации

В центре кадра объектив вполне резкий на всех фокусных расстояниях начиная с открытой диафрагмы. Цифры приводить не вижу смысла, так как для разных матриц они разные, если интересно - их можно узнать по на этом графике с сайта opticallimits.com. По субъективным ощущениям - при проявке RAW с Canon EOS 5D Mark II картинка резкая, на ней видны все листочки и почки на ветках. По краям разрешающая способность меньше, чем в центре, причем наиболее это заметно на открытой диафрагме  в диапазоне 70-105 миллиметров. Но стоит зажать диафрагму до 8, никаких претензий к резкости по краям не возникает ни на кропе, ни на полном кадре.

На полнокадровой матрице объектив заметно виньетирует на 24 миллиметрах:

Да, весьма заметно! Но стоит закрыть диафрагму до 8, оно практически полностью исчезает. Еще виньетирование в один клик давится в Фотошопе или Лайтруме, единственное к чему нужно быть готовым - на скорректированных фотографиях возможно появление шумов по углам, так как экспокоррекция в этих областях требуется намелая.  

Курсивной рамкой отмечена та область картинки, которая попадает на кропнутую матрицу. Из этого можно сделать вывод, что на кропе виньетирование практически отсутствует.

Хроматические аберрации если и присутствуют, то очень несущественные и вполне безболезненно давятся в редакторе.

Объектив в работе

Я снимал на Canon 24-105mm 1:4L в течение лет 8 как минимум и никаких претензий к объективу у меня не возникло. Автофокус работает быстро и точно, стабилизатор позволяет снимать с рук с выдержкой 1/10 секунды статичные сцены (пейзаж, город). Постоянная светосила сильно облегчает работу в ручном режиме - при изменении фокусного расстояния уровень экспозиции не гуляет как на более дешевом Canon EF 24-105 1:3.5-5.6 IS STM.

В плане наддежности - могу привести только факты. Лично был свидетелем сцены как у одного товарища такой объектив выпал из рук на асфальт - разбился защитный фильтр, но объектив после этого продолжил функционировать как будто ничего не произошло. С другой стороны, знаю одну менее приятную историю, когда у такого же объектива после 3 лет эксплуатации вышел из строя шлейф управления диафрагмой. Со слов мастера это "фирменный" баг этого объектива. То есть как повезет.

В плане габаритов и веса - смотря с чем сравнивать. По сравнению с оптикой для кропа объектив Canon 24-105 выглядит огромным и тяжелым, но после того как поснимаешь на Canon 24-70 1:2.8L больше килограмма весом, "двадцать четыре - стопятка" кажется пушинкой :)

Примеры фотографий на Canon EOS 400D (APS-C, кроп 1.6)

На кропе объектив 24-105мм с точки зрения эквивалентного фокусного расстояния похож на псевдотелевик. Эквивалентное фокусное расстояние получается от 38 до 168 миллиметров, это дает возможность снимать на него от пейзажей с умеренно широким углом до умеренного телефото. Птиц и зверей, конечно, снимать не получится, но фрагменты и крупные планы - всегда пожалуйста!

Иногда бывают ситуации, когда широкого угла не хватает, но это бывает редко и практически всегда можно выбрать такую точку съемки, что в кадр помещается все что нужно. Исключение - фотосъемка в тесных помещениях, здесь уже ничего не поделаешь. Зато фокусное расстояние и светосила на длинном конце позволили мне отказаться от необходимости таскать с собой телеобъектив Canon 75-300mm F/4.0-5.6 IS USM (в основном я его использовал в диапазоне до 150 мм, так как дальше резкость картинки существенно снижалась) - в путешествиях и поездках это большой плюс.

Примеры фотографий на Canon EOS 5D (полный кадр)

Наибольшую часть фотографий я сделал именно на "первопятак", под который этот объектив, собственно и покупался. Постараюсь показать те, которые прошли минимум обработки:

 

Выводы

Лично мне объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM очень нравится (несмотря на то, что "пафосные фотографы" пишут про него много гадостей), он верно служит мне с 2011 года и ни разу у меня не возникло чувство сожаления, что я купил именно его. Это рабочая лошадка, которая пригодится для репортажки и для "тревела".

Положительные качества - очень хорошая цветопередача, резкость и контрастность изображения. Понравилась работа автофокуса - быстрая и четкая. Стабилизатор хорошо держит картинку, позволяя снимать без штатива с выдержкой до полусекунды. Резкость и цветовой оттенок картинки не меняются при зумировании, как это часто бывает у недорогих объективов. Постоянная светосила не меняет яркости картинки при зуммировании - это оценят любители снимать в ручном режиме. За весь срок службы внутри не появилось ни одной пылинки. Объектив передает картинку такой, какая она есть, практически ничего от себя не добавляя - вот главное его достоинство!

Если говорить о недостатках объектива - все довольно субъективно. Я для себя существенных минусов в нем не нашел. Естественно, совершенству нет предела - кому-то не хватает светосилы, кто-то считает его рисунок слишком скучным. Но, ребята, что вы ждете от зума? Хотите рисунок и светосилу - вам прямая дорога к фиксам.

Есть более обоснованные претензии, связанные с моральным устареванием объектива. На современных многомегапиксельных матрицах, возможно кому-то он покажется "мыльным" - вполне обоснованно, так как он создавался тогда, когда пределом мечтаний было 21 мегапиксель на полном кадре и 12-15 на кропе.

Ну и возможность попасть на деньги с "фирменной" поломкой шлейфа диафрагмы - ее не стоит сбрасывать со счетов, покупая этот объектив в ушатанном состоянии "за дешево".



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»