В раздел "Статьи"

Выбор фотоштатива для пейзажной съемки

© Артем Кашканов, 2010

 

Штатив - это устройство для удержания камеры в неподвижном положении. Вам наверняка приходилось многократно видеть вечерние фотографии со "смазанным" изображением. Причина этого явления - дрожание рук фотографа. Смазывание картинки происходит при съемке с рук с длинной выдержкой. Критическое значение выдержки, после которого рекомендуется использовать штатив расчитывается делением единицы на эквивалентное фокусное расстояение. Если будет выдержка длиннее критической, то наверняка будет заметно смазывание картинки. Таким образом, если эквивалентное фокусное расстояние равно 50 миллиметров, то критическое значение выдержки будет составлять 1/50 секунды.

 

Не все штативы одинаково полезные

Зайдя в магазин, торгующий фототоварами, вы наверняка увидите с десяток штативов разных калибров - от ультракомпактных, которые в сложенном виде можно положить в карман, до громоздких треног весом в несколько килограмм. Стоимость этих устройств различается на порядок. Как же выбрать подходящий штатив, не переплачивая лишних денег?

В первую очередь должен предостеречь вас от ошибок, которые в свое время сам допустил. Мой первый штатив (не помню как назывался) в сложенном виде был длиной сантиметров 20. В разложенном виде высота штатива была около метра. Вроде этого:

Тогда у меня был фотоаппарат Canon S40 (компакт) и я подумал, зачем переплачивать, для легкой камеры будет вполне достаточно этого штатива. Ножки штатива напоминали складные антенны от радиоприемника - длинные и тонкие. Вот я с ним намучился! Сначала было все нормально, но со временем крепления разболтались и установить аппарат так, чтобы не было завала линии горизонта было практически невозможно - не съемка а сплошное мучение! И в один прекрасный день, отправившись на съемки, я, пробираясь по высокой траве, случайно наступил на ножку штатива и наконец-то сломал его :)

Выбирая следующий штатив, я решил не повторять ошибок и приобрел Vivitar VPT3600, который мне в использовании понравился гораздо больше.

Сейчас, разумеется, продаются совершенно другие модели, но стоимость осталась прежней - 1500-2000 рублей. Для компактного аппарата с небольшим зумом штатива такого класса вполне достаточно. Часто штативы имеют встроенный "уровень" (небольшая емкость с жидкостью, в которой плавает пузырек воздуха). Как показала практика, это вещь совершенно бесполезная. Ночью этот пузырек рассмотреть практически невозможно, а днем и так прекрасно видно на экранчике аппарата, завален горизонт или нет. Из недостатков штативов такого класса - пластиковые крепления, которые имеют свойство пружинить, особенно, когда выдвинута вверх центральная штанга. Допустим, вы, пытаясь установить уровень горизонта чуть нажимаете на головку штатива, она вроде бы поддается. Но стоит отпустить - головка смещается в обратном направлении - надо снова регулировать, теряется время. Чем массивнее головка и элементы крепления, тем меньше штатив будет мотать вам нервы. Выбирая при прочих равных между штативом с уровнем и штативом с более массивными креплениями. следует отдать предпочтения последнему.

Время шло и у меня появилась зеркалка, к которой я впоследствие приобрел телеобъектив. Масса аппарата составила около килограмма и легкий штатив уже не обеспечивал той устойчивости, при которой результат съемки был бы приемлемым. Из-за большей парусности аппарата появилась раскачка от ветра, с которой бороться было практически невозможно. Таким образом возникла необходимость покупки более серьезного штатива.

Чтобы не ошибиться в выборе, я в магазин принес свой аппарат с телеобъективом, то есть, в максимально тяжелом снаряжении. Перепробовав несколько штативов, я остановил выбор на Rekam RT-S33. Стоимость его составляла 3500 рублей. Главное достоинство - голова штатива и все фиксаторы металлические.

Способ выбора штатива был следующим. Аппарат ставится на штатив, у объектива устанавливается максимальное фокусное расстояние. Смотрим в видоискатель и постукиваем пальцем по ножке штатива или самой камере. Если картинка в видоискателе при этом остается неподвижной, то штатив очень хороший. К сожалению, ни одного такого штатива с приемлемой стоимостью и габаритами обнаружить не удалось (с учетом того, что аппарат используется для любительской съемки и тратить на штатив весом в десяток килограмм половину стоимости аппарата нет никакого желания). Если прикосновение заметно, но последующей вибрации нет, то штатив неплохой, можно брать (таковым и оказался Rekam RT-S33). Если же картинка в видоискателе прыгает - такой штатив лучше не брать, пустая трата денег.

Итак, для зеркалки лучше всего брать штатив с металлической головой и фиксаторами. Во-первых, он тяжелее, а следовательно, более крепко стоит на почве, что позволяет безбоязненно использовать длиннофокусную оптику не боясь, что аппарат будет качать от ветра. Во-вторых, штатив с металлической головой и фиксаторами не будет пружинить как пластмассовый, что сэкономит массу времени и нервов при съемке.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»