В раздел "Статьи"

Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - пожалуй лучший объектив для съемки котиков. И не только...

© Артем Кашканов, 2018

Давно хотел поделиться впечатлениями о старом добром и почти всеми забытом объективе-полтиннике Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM. Появился он у меня случайно – предстояла репортажная съемка в не очень светлом помещении с черным потолком и тут мне стукнуло, что свой последний светосильный фикс я давно продал, а снимать на «темный» зум со вспышкой не получится – разве что «в лоб», но это не наш метод. Поиски среди знакомых фотографов не увенчались успехом, поскольку «Canon, I can» остался только я один. А среди знакомых один стал «Я - Nikon», а второй оценил «ценность инноваций» с Fujifilm. В итоге пришлось идти на Авито.ру и искать что-то подходящее с целью отснять мероприятие, а потом чтобы была возможность продать за ту же цену.

В целом по городу нашлась дюжина предложений со светосильными полтинниками разных мастей - от банального Canon 50mm 1:1.8 предыдущего поколения стоимостью рубль/ведро, заканчивая профессиональными линзами за заоблачную цену. Наиболее продаваемым/покупаемым оказался Canon 50mm 1:1.4 USM, но я имел опыт работы с ним - восторга он у меня не вызвал, равно как и чувства отторжения. Да, резкий, да, светлый. Но какой-то скучный. К тому же на открытой диафрагме мылил нещадно (возможно, проблема конкретного экземпляра). Второй раз такой объектив покупать не хотелось и тут мне на глаза попало предложения - Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM за 14000 рублей.

Что за зверь Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM?

Оптика Sigma всегда вызывала у фотолюбителей противоречивые чувства и у меня в том числе. Начитавшись в интернете негатива о промахах фокусировки, невозможности отъюстировать, отсутствии сервисных центров, я надолго отложил практическое знакомство с этим брендом. Первый опыт работы с Сигмой у меня был в 2017 году – именно тогда в мои руки попал полтинник Sigma EX 50mm 1:1.4 Art и была возможность поиграть с ним в течение довольно длительного времени. С этого момента мое отношение к Сигме поменялось в лучшую сторону. По крайней мене, к профессиональной серии EX.

Объектив Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - это предыдущая модификации Art-полтинника и в свое время он позиционировался именно как профессиональный фикс. И, собственно, все задатки у него для этого имеются – начиная с конструктива, заканчивая качеством изображения и его «рисунком».

Конструктивно Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM выглядит исключительно крепко и добротно. Корпус полностью металлический, внутренняя фокусировка, ультразвуковой мотор – все это положительные качества. Обратная сторона – габариты и вес объектива. По сравнению с кеноновским «полтинником 1.4», Сигма заметно больше и тяжелее. Диаметр передней линзы 77 миллиметров (против 58 у Кенона), соответственно, если решите использовать какие-то фильтры, они обойдутся вам раза в 1.5 дороже. При фокусировке у Сигмы хобот объектива не выдвигается – это плюс, так как у Кенона это было слабым местом, при ударах и падении объектива даже с небольшой высоты на выдвинутый хобот автофокус клинило.

Еще из положительных черт сигмовского полтинника можно отметить 9-лепестковую диафрагму. Считается, что чем больше лепестков у диафрагмы, тем более "художественный" объектив – в рисунке размытия отсутствуют характерные "гайки", форма дисков размытия приближена к круглой.

Фокусировка осуществляется при помощи HSM-мотора (аналог кеноновского USM), работает он быстро и почти бесшумно. Другое дело, что к точности фокусировки есть вопросы, но об этом чуть позже.

На этом теоретическую часть, я думаю, можно закончить и поделиться впечатлениями от практического использования объектива.

Съемка на улице

После покупки объектива у меня была пара дней, чтобы привыкнуть к нему. Так совпало, что эти дни были выходными и я в кои-то веки взял полнокадровую тушку с полтинником на дачу. 

Фотографии снимались в RAW, конвертировались в Jpeg в Lightroom без какой-либо коррекции. Фотокамера - Canon EOS 5D (не "марк", самый первый, 13 мегапикселей). Ссылка на полноразмерные снимки будет приведена в конце статьи.

Итак, поехали. Одно из основных предназначений объекива 50 мм - съемка людей не самым крупным планом - по пояс, или еще мельче. 

Первое фото – портрет моего брата Дмитрия Кашканова, надеюсь, он не сильно рассердится за то, что я публикую его без его разрешения :) Фотография сделана на полностью открытой диафрагме днем в пасмурную погоду. Цветопередача аккуратная, детализация в зоне резкости вполне приличная.

Еще один "дачный портрет":

Вывод – диафрагма 1.4 абсолютно рабочая. Никакого чувства «пластмассовой» замыленности, как у Canon 50/1.8, в то же время передача объема на многоплановых композициях замечательная.

Следующая фотография была сделана на полностью закрытой диафрагме. Кстати, ее можно прикрыть максимум до 16:

На приведенном примере можно заметить, что на F16 глубина резкости недостаточна, чтобы в нее попали и передний и задний план. Следует иметь это в виду при съемке многоплановых композиций и стараться, чтобы до объекта переднего плана было по крайней мере метра три.

Следующий кадр - диафрагма 8, фокусировка на средний план:

Объекты съемки, конечно, совсем не художественные, тем не менее начинает приходить понимание, что объектив очень реалистично передает цвета, прекрасно прорисовывает все нюансы (это видно по полноразмерным фото, ссылка в конце статьи) и благодаря привычной глазу перспективе обеспечивает эффект присутствия. Цветопередача по ощущениям чуть уходит в теплоту, хотя, это вполне логично, поскольку съемка велась ближе к вечеру.

Ладно, пришла пора переместиться в какое-то более эстетичное место. Например, в Гороховец.

Умеренные цвета, отличная контрастность. И это все с одной настройкой (приоритет диафрагмы, F8), выдержка и баланс белого на автомате.

Солнце стало клониться к закату, окрасив все в оранжевые тона. Насколько удачно объектив смог их передать видно по следующим примерам:

Когда солнце закатилось за горизонт вместо оранжевых стали преобладать едва уловимые розовые оттенки.

 

Лично мое мнение – цветопередача у объектива весьма неплохая. Нет в картинке никакого намека на «пластмассовость» и «бюджетность». При съемке пейзажа света и тени прекрасно сбалансированы, оттенки проработаны. Фотографу остается только прикрыть диафрагму до 8 и правильно настроить уровень экспозиции. 

Съемка в помещении

Покажу еще немного домашних фото, сделанных с сигмовским полтинником.

Эта фотография сделана поздним вечером в комнате с выключенным светом. Единственный источник освещения - открыта дверь в соседнюю комнату, в которой горит свет :) Диафрагма 1.4, чувствительность ISO 1600. 

Ну и конечно, было бы странно в список скучных и нехудожественных тестовых снимков не добавить милоты в виде котиков :) По крайней мере так делают все уважающие себя фотографы, пишущие отзывы о камерах и объективах на foto.ru - и я не буду от них отставать :)

Котенок Шерлок. Фокусировка на ближний глаз, диафрагма 1.4, ISO 1000, домашнее освещение. Эта фотография моментально разлетелась в качестве заставок на мобилку среди наших друзей:

Котенок Ватсон. Условия те же, настройки те же:

На самом деле это одни из немногих котофоток, которые получились в виду большой подвижности "моделей". Практически каждая попытка сфотографировать их вместе заканчивалась шуточной грызней:

Как и обещал, ссылка на полноразмерные варианты фотографий - https://yadi.sk/d/M2bmspf1BTAPww

Выводы

Уверен, приведенные примеры снимков кому-то покажутся несерьезными по причине отсутствия фото профессиональных моделей в студии и невест с букетами. Они на самом деле были, но заказчик не дал разрешения на публикацию фотографий, ради которых эта Сигма покупалась :)

Тем не менее, после того как я поснимал с этим объективом в разных условиях, у меня пропало всякое желание избавляться от него. Во многом он мне напомнил крутой сигмовский полтинник семейства Art (который пришел на смену обычному EX), хотя по части характеристик до него не дотягивает. В большинстве случаев он не дотягивает только «на бумаге» – например в разрешающей способности, если считать максимальное количество пар линий на миллиметр. Для 13 мегапиксельной матрицы Canon EOS 5D этот объектив резкий даже на открытой диафрагме, если фокус попал куда надо. А вот это уже совсем другой вопрос!

Самый главный недостаток Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - это ее автофокус. Сам по себе экземпляр, который мне достался имел небольшой фронт-фокус (при съемке мишени примерно с 50 сантиметров, был стабильный "недолет" около 1 см). Даже если у камеры нет функции подстройки фокусировки, к этому вполне можно приспособиться (после фокусировки на близком расстоянии чуть податься вперед и нажать спуск). Дело в другом – далеко не всегда с первого раза удается сфокусироваться как надо, а уж использовать следящий автофокус Canon EOS 5D – дело почти безнадежное. Это наиболее сильно проявилось при упомянутой выше съемке котят, которые постоянно перемещались, бесились и грызли друг друга. Хотя в таких условиях я не знаю, какой другой объектив с подобной светосилой даст 100% успешных кадров.

При съемке портрета (а это делается обычно метров с двух) недостаток сходит на нет - даже на F1.4 глубина резкости становится достаточной, чтобы сгладить промах фокусировки в пару сантиметров. Да и вообще, большой разницы с точки зрения ГРИП между F1.4 и F2 на 50 миллиметрах нет, за исключением того, что F2 у этого объектива абсолютно рабочая.

При хорошем освещении к скорости фокусировки нет абсолютно никаких претензий. Сигмовский HSM не уступает по скорости оригинальному USM. 

Среди отзывов о Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM можно встретить упоминание такой вещи как focus shift - изменение характера промаха автофокуса в зависимости от дистанции фокусировки. К примеру, на малых дистанциях имеем фронт-фокус, на средних фокус бьет точно в цель, на дальних – бэкфокус. На самом деле такие вещи свойственны всем светосильным объективам, но чтобы их выявить, нужно здорово заморочиться – соорудить тестовый стенд, провести серию экспериментов, потом долго рассматривать фотографии в 100% масштабе чтобы выявить закономерность. Лично у меня заниматься этим нет ни времени, ни желания. И вообще мне кажется, что именно у Сигмы фокус-шифт выявлен из-за повышенного внимания к ловле блох из-за распространенного стереотипа, что у Сигмы (а также у Тамрона, Токины и всего остального) нестабильное качество сборки. А то что у Кенона полно экземпляров объектива 50/1.4 с фронт- и бэкфокусом – это нормально :)

Подытоживая все, что написано выше, могу сказать одно. Объектив Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM – более чем достойное стекло, но он имеет некоторые особенности, требующие привыкания. Я сознательно предпочел этот объектив оригинальному Canon EF 50mm 1:1.4 USM и знал, на какой риск иду и не прогадал. Мне с первого раза попался удачный экземпляр за смешную цену 13.000 рублей (1 тысячу я сторговал :), поэтому мой отзыв положительный. В конце концов, Canon EOS 5D, несмотря на преклонный возраст является камерой довольно высокого класса и он рассчитан на использование такой оптики. Я не могу гарантировать, что другой экземпляр этого объектива будет столь же хорош, особенно при работе с любительской тушкой, для которой потолок предсказуемой работы автофокуса районе светосилы 1:1.8.

В раздел «Статьи»