В раздел "Статьи"

Переэкспозиция - как ее использовать во благо?

© Артем Кашканов, 2016

Все, что написано ниже - мое субъективное мнение, которое может не совпадать с общепринятыми догмами и канонами фотографии. Наигравшись с классическими правилами композиции и экспозиции я решил немного поэкспериментировать и выяснить, так ли страшна переэкспозиция снимка, какой ее малюют? Переэкспозиция считается злейшим врагом в большинстве видов съемки. Она пережигает цвета и съедает оттенки. Вместо фактуры объекта в области переэкспозиции на фотографии мы видим лишь белое ничто. Вместо того, чтобы в очередной раз пускаться в рассуждения о световом потоке, выдержке, диафрагме и чувствительности ISO, просто приведу пример неудачного снимка, который испортила переэкспозиция.

Переэкспозиция неба в пейзаже

Типичный пример переэкспозиции в пейзаже Снимки с подобной проблемой можно довольно часто видеть в фотоальбомах начинающих фотографов. Многие не отдают себе отчет в том, что эти снимки явный брак, а если и отдают, то не могут понять, как с подобным явлением бороться. Находятся советчики (типа меня год назад :), которые советуют использовать отрицательную экспокоррекцию, чтобы спасти небо, но при этом увести тени в район полной черноты. Естественно, следом появляются советы использовать "спасительный фотошоп" с его инструментом "света/тени", который позволяет снизить контраст между светами и тенями, правда ценой потери качества и, зачастую, естественности цветов. Все это может быть и позволит улучшить результат, но, как ни крути, является полумерой. Переэкспозиция по-прежнему остается врагом. Но есть один способ победить врага - превратить его в друга. В некоторых условиях переэкспозиция не наносит никакого вреда снимку а, даже наоборот, помогает подчеркнуть его атмосферу.

переэкспозиция в лесном пейзаже

Лесной пейзаж солнечным утром "Небо на заднем плане переэкспонировано!" - скажут скептики. В ответ им хочется задать вопрос - а когда вы последний раз были утром на природе, когда солнце встает в тумане и этот туман светится настолько ярко, что в его сторону нельзя посмотреть не зажмурившись? Вопрос, вероятно, останется без ответа. Подобный прием с переэкспозицией заднего плана может быть применен и при съемке людей - постановочной или репортажной.

Вот пример снимка из недавней свадебной фотосессии Анны и Максима - друзей из Самарской области.

 

солнечные зайчики на лицах на групповом портрете

Пересвеченный задний план и солнечные зайчики и блики на лицах, вопреки всем правилам, придали фотографии яркий и позитивный настрой При съемке портрета в подобных условиях часто рекомендуют использовать рассеиватель, чтобы прикрыть лицо от прямого солнечного света. Это можно относительно легко реализовать (с помощью ассистента) при съемке портретов крупным планом, но какой по размеру должен быть рассеиватель, чтобы закрыть прямой солнечный свет, падающий на всю группу? :) Это тот самый случай, когда можно смело нарушить на это правило и при помощи внезапной команды моделям "девчонки, хвалите невесту!" создать такой сюжет, когда "неправильное" освещение очень здорово дополнит радостные эмоции на лицах.

Вообще, в последнее время одним из моих любимых приемов портретной съемки является "передний план в тени, задний в размытии и переэкспозиции".

портрет ребенка на светлом фоне

Фотография сына с выпускного в детском садике Лично мне кажется, что такое тональное решение более легкое, воздушное и свежее по сравнению с традиционной съемкой портретов на фоне зеленых листьев, столь любимой всеми кому не лень.

"Благородная переэкспозиция"

Замечено, что чем дороже фотокамера и выше классом оптика, тем более благородный светотеневой рисунок она дает при сложном освещении. Наилучший результат получается при использовании полнокадровой камеры и профессионального светосильного фикса. Полнокадровая матрица имеет больший динамический диапазон, чем кроп и картинка, прежде чем окончательно "провалиться в белизну" долгое время сохраняет фактуру. Оптика высокого класса обеспечивает красивое размытие, не дает солнечным зайчикам испортить снимок и обеспечивает хорошую резкость и контраст на открытой диафрагме.

переэкспонированный задний план

Canon EOS 5D + Sigma 50mm 1:1.4 Art Canon EOS 5D, конечно, уже "дедушка", но еще способен на многое. Да и новый Сигмовский "полтинник" очень приятно удивил резкостью даже на F1.4, контрастностью и цветами. После него даже фотошопить ничего не хочется :) Более дешевая техника, конечно, дает результат попроще, но, тем не менее, если "поймать свет", может получиться красивая атмосферная фотография, даже если некоторые объекты в кадре будут выглядеть ярче, чем принято их изображать.

переэкспонированные солнечные участки в тенистом лесу

Olympus E-PM2 + M.Zuiko 14-42mm 1:3.5-5.6 Главное - не насиловать технику и не ставить перед ней заведомо невыполнимых задач. Например, проработать солнечный диск, который проглядывает среди темных крон деревьев. Результат будет не слишком хорош...

переэкспонированный задний план

Это фото уже явный брак!

Подведем итоги

Оказывается, переэкспозиция - это не всегда плохо. При определенной творческой задумке она может превратиться в очень эффектный прием, при помощи которого можно получить выразительный светотеневой рисунок, тональную перспективу и много чего еще. Главное - не переусердствовать. Работа с переэкспозицией - это что-то вроде хождения по лезвию бритвы.

Дорогая техника лучше ведет себя при переэкспозиции благодаря большему динамическому диапазону матрицы и лучшей бликоустойчивости оптики. Дешевая техника тоже может быть вполне годной для творческих экспериментов, но результат будет попроще. Главная рекомендация - не допускайте попадания прямого солнечного света в объектив, иначе из-за переотражений света от поверхностей линз внутри объектива контрастность картинки будет заметно снижена. Солнечный свет лучше пропустить сквозь листву, тем самым ослабив его интенсивность.

А что делать, если никаких альтернатив "белому небу" нет? Можно, конечно, посоветовать с снимать с отрицательной коррекцией экспозиции, а потом тянуть тени в Фотошопе, но я бы настоятельно советовал просто стараться избегать таких ракурсов, и искать возможность брать такое небо в кадр по минимуму, например, подняв линию горизонта или прикрыв небо кроной дерева или каким-то другим объектом, например, аркой - это плюс ко всему придаст композиции более завершенный вид.



Поделиться статьей:

В раздел «Статьи»